Казахстан-2016: Между Сциллой и Харибдой

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Интересно, что на брифинге министры, говоря о сдерживающих рост экономики Казахстана факторах, наряду с Китаем не упомянули о России. В то время как эксперты указывают как минимум на косвенное влияние. Россия является крупным экономическим и торговым партнером Казахстана, кроме того, это еще и крупный инвестор. Поэтому, режим санкций и падение роста ВВП России, как и в Казахстане вызванного низкими ценами на нефть, не может не сказаться на замедлении отечественной экономики.
Казахстан-2016: Между Сциллой и Харибдой
Между Сциллой и Харибдой  
 Низкие цены на нефть и неурядицы в Поднебесной, были названы в числе сдерживающихэкономический рост Казахстана факторов. Об этом члены правительства РК сообщилина брифинге, посвященном итогам развития республики за 2015 год. Ушедший год выдался для Казахстана не простым. Каксообщил первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, в 2015 году рост ВВП странысоставил 1,2 процента. Хуже было в 2009 году, в разгар глобального кризиса,когда экономический рост составил один процент. Цифра хоть небольшая, но все-такизнаковая. Другие страны завершили 2009 год со знаком минус. Падение темпов роста экономики РК в первую очередьсвязано со снижением цены на нефть, на долю которой приходиться до 60 процентовэкспорта страны и еще 50 процентов налоговых поступлений. В принципе, схожаякартина в прошлом году наблюдалась среди других государств экспортеровэнергоресурсов. Кроме падения цен на нефть, по словам Бакытжана Сагинтаева,на динамику роста ВВП негативно повлиял Китай. Соседняя экономика, последесятилетий бурного развития, легла в дрейф. В январе-ноябре 2015 годавнешнеторговый оборот КНР сократился на 7,8 процентов, а импорт просел на 14,4процентов. «На снижение объемов производства горнодобывающейпромышленности повлияли сокращение добычи нефти на 1,7 процентов, угля на 5процентов, а также железной руды на 22 процентов, в основном это связано спадением спроса со стороны Китая», - сообщил первый вице-премьер. Китай не только сокращает импорт продукции изКазахстана. Он влияет на глобальные цены. К примеру, после девальвации юаня виюле 2015 года, алюминий и медь, - экспортируемое Казахстаном сырье, - подешевелина внешних рынках. Как следствие у Астаны упала валютная выручка. Но какговориться: было бы счастье, да несчастье помогло. У Казахстана появляетсявозможность диверсифицировать торговлю с Китаем. На фоне сокращения экспортасырья увеличить поставки сельхозпродукции. «Сейчас жители Китая хотят потреблять органическиепродукты. Соответствующее решение было принято пленумом ЦК компартии Китая, онипроявили огромный интерес к Казахстану. Сказали, что будут покупать все, чтобудем производить», - отметил на брифинге Сагинтаев. Направление многообещающее. К примеру, восточныепровинции Китая закупают баранину в Австралии. Местные власти даже не знают,что Казахстан является традиционным производителем этого вида мяса. И этопритом, что две страны состоят в ШОС и заинтересованы в укрепленииэкономических связей между собой. Пока радужные перспективы у производителей зерна, которыев 2010 году впервые отгрузили свою продукцию в Китай. Ежегодно в РК собирают17-18 млн. тонн зерна, из них порядка 7 млн. тонн идет на экспорт. На долю КНР,в 2014 году пришлось 200 тыс. тонн. Однако это далеко не предел. По  расчетам китайской стороны в 13-ой пятилетке (2016-2020годы) импорт зерна достигнет 700 млн. тонн, что в разы превышает экспортныевозможности Казахстана. У такой диверсификации внешней торговли РК естьнеоспоримые преимущества. Продукты питания в отличие от сырья для промышленностипостоянно пользуются спросом. А значит, экспорт в Китай будет в меньшей степениподвержен рискам, связанным с экономическим спадом. Тем более, что у Казахстанаесть хороший потенциал. По словам того же Сагинтаева, в 2015 году ростсельского хозяйства составил 4,4 процента, растениеводства - 5,6 процента,животноводства - 3,2 процента. Интересно, что на брифинге министры, говоря осдерживающих рост экономики Казахстана факторах, наряду с Китаем не упомянули оРоссии. В то время как эксперты указывают как минимум на косвенное влияние.Россия является крупным экономическим и торговым партнером Казахстана, крометого, это еще и крупный инвестор. Поэтому, режим санкций и падение роста ВВПРоссии, как и в Казахстане вызванного низкими ценами на нефть, не может несказаться на замедлении отечественной экономики. Глобальные и региональные неурядицы, в том числе усоседей, в обозримом будущем заставят пересмотреть главный финансовый документстраны. Естественно, сохранив приоритетное финансирование социальной сферы. «Я думаю, что первые два месяца этого года нампокажут, какой тренд будет закладываться, в соответствии с этим мы будемпринимать решения, связанные с рассмотрением макропараметров развития нашейстраны, в том числе будут пересмотрены и бюджетные параметры», - отметил главаМинфина Ерболат Досаев. В республиканском бюджете заложена цена на нефть науровне 40 долларов за баррель. Уже сейчас стоимость энергоносителей упала ниже30 долларов, и по прогнозам может достичь 15-20 долларов. Снижение расходов бюджета,что не менее важно, позволит сократить дефицит и контролировать объем госдолга. Повод для опасений есть. Доля госдолга Казахстана небольшая, но в условиях кризиса он может стремительно увеличится. В 2015 году,согласно Минфину РК, он вырос сразу на 37 процентов, до 25,1 млрд. долларов.Уже в декабре Казахстан привлек займ Азиатского банка развития (АБР) на суммуодин млрд. долларов со сроком погашения 5 лет на финансирование дефицитабюджета. Как и ожидалось, кризис вынудит усилить финансовуюдисциплину, ужесточить контроль над расходами бюджета. Проблема актуальная.Так, в сентябре 2015 года счетный комитет парламента выявил нарушения на сумму51,3 млрд. тенге в трех министерствах. Это не единичный случай в практикеработы Мажилиса. Очевидно, что наряду с выявлением таких нарушений давно порапризывать к ответу самих нарушителей в правительстве. «Возможно, нам придется принимать жесткие решения побюджету. Будет проведена ревизия расходов. Определены эффективные направленияфинансирования», - сообщил Сагинтаев. Вопросы эффективности правительственных расходов нередко становились ахиллесовой пятой реализации госпрограмм. Например, набрифинге чиновники подняли вопрос поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ).Его доля в экономиках стран ОЭСР превышает 60 процентов, а у нас не растет выше30 процентов. Поддержку МСБ следует оказывать! Расходы бюджета, в данном случаецелесообразны, но при этом не эффективны, т.к. увеличения малого и среднегобизнеса не наблюдается. Поэтому возникает вопрос: на что идут средства? Хотя оревизии госрасходов в правительстве  заговориливо время кризиса, - следуя известной пословице: пока гром не грянет, мужик неперекреститься, - очевидно, что подобную работу необходимо вести регулярно. Кстати, на случай грома среди ясного неба кабминпредусмотрел в бюджете «специальный резерв запланирован в сумме 225,5 млрд.тенге». Его средства будут направлены на финансирование занятости игоспрограммы «Нурлы Жол». Такой шаг обеспечит стабильность финансирования вслучае непредвиденных форс-мажорных обстоятельств. Интересно было бы узнать, изкаких источников будет формироваться «заначка» в бюджете? Поскольку ее можнобыло бы давно применять. Опыт прошлых лет показывает, что 100-процентногоосвоения бюджета у нас не было. И по итогам года оставались невостребованныеденьги, из которых можно было формировать крепкие тылы. На брифинге прозвучал вопрос о «дне»: как долго тенгепродолжит падение по отношение к американской валюте? Проблема стала актуальнойдля граждан, которые последние полгода новый день начинали со сводок обобменном курсе. Однако четкого ответа им не удалось получить в этот раз. ГлаваМинфина РК Ерболат Досаев только уклончиво отметил: «Мы к этому вопросувернемся, связанному с тем, будет у нас дно, не будет у нас дна». Но все-таки не стоит придавать большого вниманияпадению курса тенге. Ведь мы говорим о следствии, в то время как причину стоитискать в экономике, которая сильно подсела на «нефтяную иглу». Поэтому многое,в том числе и достижение дна, будет зависеть от способности экономики РКадаптироваться к новым ценам на энергоресурсы. А это зависит от перемен,которые происходят в бизнес среде, либо по воле кабмина, либо в силуобъективных причин: сокращение спроса, финансирования и т.д. В данном случае имеет смысл присмотреться к России. Так,на днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев признал, что благодаря рыночныммеханизмам стране удалось справиться со снижением притока нефтегазовой выручкии западными санкциями. Как подметил он: «жесткие конструкции, которыехарактерны для несвободных экономических систем, с такими испытаниями несправились бы». Проблема «дна» ставит на повестку дня другойактуальный вопрос, который касается более глубокой материи, нежели колебаниекурса тенге к мировым валютам - обеспечение экономической безопасности РК. Ведьрост отечественного ВВП оказывается в зависимости от цен на нефть. А закон онациональной безопасности обязывает госорганы снижать риски, которые грозят подорватьустойчивое экономическое развитие. Он также обязывает уменьшать уязвимость республикиот негативных факторов, «возникающих в геополитическом окружении Казахстана». Логика здесь проста: гарантировать независимостьстране невозможно без эффективно функционирующей экономики. И это не пустыеслова! Еще свеж пример СССР, подсевший на волне энергетического кризиса 70-хгодов ХХ века на «нефтяную иглу», с которой не смог слезть. Чем все закончилось,всем хорошо известно.   Замир Каражанов, Алматы.

Поделиться: