Спор о Ван Дейке: Гусейнов vs Абашидзе

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Главной темой грузинских СМИ стала история о судьбе безымянного полотна, предположительно принадлежащего кисти известного фламандского художника XVII века Антониса Ван Дейка. Турецкая полиция изъяла рисунок в одном из стамбульских отелей, арестовав двух граждан Турции, которые пытались продать произведение за 14 млн долларов. Арестованные признали на допросе, что полотно вывезено из Грузии пять лет назад.
Спор о Ван Дейке: Гусейнов vs Абашидзе
 Георгий Калатозишвили, Тбилиси. Специально для «Вестника Кавказа» Главной темой грузинских СМИ стала история о судьбе безымянного полотна, предположительно принадлежащего кисти известного фламандского художника XVII века Антониса Ван Дейка. Турецкая полиция изъяла рисунок в одном из стамбульских отелей, арестовав двух граждан Турции, которые пытались продать произведение за 14 млн долларов. Арестованные признали на допросе, что полотно вывезено из Грузии пять лет назад.Интрига закрутилась после того, как тбилисская семья Абашидзе рассказала об истории картины. По словам Екатерины Абашидзе, она купила произведение 15 лет назад в одном из комиссионных магазинов за 5 тыс. дол., а в 2010 году пыталась продать за 37 тыс. дол., поскольку «семье срочно были нужны деньги». Названные суммы вызывают недоумение, ведь речь идет о полотне автора произведений, признанных шедеврами мирового художественного искусства. Правда, по признанию искусствоведов, признающих авторство Ван Дейка, полотно с мифическим сюжетом, обнаруженное в Стамбуле, к шедеврам не относится. Возможно, оно является лишь наброском к панно, которое задумал художник.Следует учесть специфику Грузии 15 летней давности – безработица, ипотечный кризис, когда людей выгоняли из домов, оставляя без крыши над головой из-за мизерной задолженности. Не исключено, что как первоначальный продавец, так и семья Абашидзе, просто не смогли быстро найти покупателя, готового заплатить адекватную цену за рисунок, авторство которого тогда не было точно установлено.По словам Абашидзе, в 2010 году с ней связался азербайджанский бизнесмен Вахид Гусейнов. Он обещал заплатить гораздо больше, чем 37 тыс. дол. после перепродажи картины в Турции и оставил залог. Бизнесмен семью Абашидзе не обманывал - он просто не смог продать картину и заплатить обещанную сумму.Вахид Гусейнов рассказал, что действительно пытался продать полотно за реальную цену в течение нескольких лет и, наконец, оставил его стамбульским друзьям, которым доверял. Те и пытались продать безымянное полотно за 14 млн долларов.Можно предположить, что когда до турецких спецслужб дошла информация о продаже столь значительного произведения искусства, они заинтересовались сделкой и провели операцию по аресту продавцов, а также  изъятию полотна. По некоторым данным, при этом полиция использовала подставного покупателя, согласившегося заплатить упомянутую сумму, предварительно проведя экспертизу картины и установив ее подлинность.Вахид Гусейнов убежден, что он и его турецкие коллеги не совершали никаких преступлений, поэтому арестованные будут вскоре отпущены, а картина вернется законному владельцу. Гусейнов не отрицает, что в свое время не смог заплатить всю оговоренную сумму семье Абашидзе, но говорит, что сейчас готов заплатить даже больше. Правда, семья Абашидзе, впечатленная суммой в 14 млн дол., уже не хочет и слышать о продаже картины. Точнее, они надеются найти нового покупателя, обвиняя Гусейнова в том, что он не смог выполнить обещания о продаже картины.Однако у азербайджанского бизнесмена есть свои аргументы, которые будут востребованы, когда дело дойдет до суда, - в контракте о продаже картины (расписке, датируемой 2010 годом) не указана дата уплаты остальной суммы, а сказано лишь, что она будет уплачена после перепродажи картины.Интересна позиция министерства культуры Грузии, выступившего выступило с заявлением, в котором улавливались панические нотки. Согласно грузинскому законодательству,  вывозить из страны произведения искусства запрещено - продать их невозможно без соответствующего разрешения Минкульта о том, что то или иное полотно не представляет особой ценности и не является общенациональным достоянием. Закон принят еще в 1990-е, когда во время гражданской войны и голода известные коллекционеры, пытаясь решить финансовые проблемы, продавали за рубеж шедевры, например Нико Пиросмани. Грузия потеряла многие из них навсегда. Лишь недавно миллиардер Бидзина Иванишвили выкупил «Арсенальную гору» Пиросмани, передав  произведение Тбилисскому музею искусств.Поэтому как Вахид Гусейнов, так и Екатерина Абашидзе допрошены в финансовой полиции для выяснения того, не было ли попытки контрабанды и насколько реальны названные суммы. Министерство культуры и департамент сохранения культурного наследия утверждают, что грузинские искусствоведы, приглашенные для экспертизы картины в 2010 году, отказались считать полотно произведением Ван Дейка и лишь после этого продавец и покупатель получили легитимное право вывести полотно из страны.Аутентичность картины вопрос спорный - азербайджанский бизнесмен не похож на простака, готового транжирить деньги на пустяки. Ведь он заплатил семье Абашидзе залог. Точку в споре поставит экспертиза с участием турецких и европейских экспертов, которая состоится в течение месяца. Вряд ли это прекратит спор между бывшими владельцами о судьбе картины, если только эксперты не придут к выводу, что таинственное полотно не принадлежит кисти Ван Дейка.

Поделиться: