Европа в новом году: вызовы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Очевидно, что наступивший год будет непростым с точки зрения внутриевропейской политики. В самой Германии растет оппозиция и протестный электорат, в первую очередь, в связи с миграционной политикой. Но также и в самой Европе сохраняется напряженность и недовольство отдельных стран германской политической гегемонией. Так, восточноевропейские страны выступают против планов по строительству второй нитки газопровода «Северный поток», в то время как Ангела Меркель защищает этот проект, в который вложилась немецкая индустрия.
Европа в новом году: вызовы
Европа в новом году: вызовы  Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа" Когда о Европе говорят, как о цельном политико-экономическом пространстве, всегда возникает проблема, характеризующая саму суть европейской политики: наличие противоречий между национальными и наднациональными интересами стран Евросоюза, а также серьезные разночтения при определении этих самых «общеевропейских» интересов. Следует признать, в 2015 году Европейский Союз, все же, показал, что может действовать на внешнеполитическом фронте в качестве единой силы. И, пожалуй, лучшей демонстрацией этого стало упорство Брюсселя в вопросе продления антироссийских санкций. В то время как многие политологи в России предсказывали, что противники санкций против РФ среди европейских стран смогут поколебать единую линию ЕС в данном вопросе, на практике этого не произошло.  Сразу отметим, что единство ЕС в российском контексте вовсе не означает самостоятельность сделанного выбора или его безоговорочное одобрение всеми членами ЕС. Но фактом остается, что даже потрясенная серией терактов Франция, чей президент Франсуа Олланд еще недавно просил Москву о помощи в борьбе с ДАИШ, не отошла от поддержки курса экономической изоляции России в связи с событиями на Украине.Очевидно, что принятие каждого спорного общеевропейского решения требует приложения значительных политических и экономических усилий, напряженной работы с общественностью и элитами, вплоть до оказания прямого давления на отдельные государства ЕС. Далеко не всегда население отдельных стран разделяет решения политиков, продиктованные иными соображениями, нежели одобрение со стороны собственных избирателей. Как результат, в ведущих европейских странах в 2015 году продолжили расти противоречия между политикой «верхов» и желаниями и чаяниями «низов». Эта тенденция затронула Германию и Францию, чьи общества все сильнее смещаются вправо. К концу года тряхнуло и Польшу, где к власти пришли консерваторы, предъявившие свои счеты к Германии и ЕС. Знаменательным событием прошедшего года стали региональные выборы во Франции. Лишь тактический альянс между социалистами и республиканцами и мобилизация их электората предотвратил победу «Национального фронта» (напомним, по результатам первого тура выборов ультраправые доминировали в 6 из 13 регионов). Несмотря на проигранные выборы, партия Мари Ле Пен набрала 28%. Это серьезный результат, который многие эксперты рассматривают в качестве заявки на президентские выборы в 2017 году.Схожие процессы, пусть и значительно менее ярко выраженные, происходят и в самом «локомотиве» ЕС – Германии. Подъем внепарламентской оппозиционной партии Alternative für Deutschland (AfD) все больше начинает беспокоить традиционных игроков на внутриполитическом пространстве Германии. Антиглобалистская и консервативная по сути партия AfD была создана в начале 2013 года в качестве ответной реакции на разработанный Берлином план по спасению еврозоны, требующий колоссальных финансовых вливаний в кризисные страны Европы, в первую очередь, Грецию. Уже в 2014 году кандидаты от AfD пробились в земельные парламенты Саксонии, Бранденбурга, Тюрингии, а в 2015 году партия уже была представлена в Бремене и Гамбурге. Одной из «горячих» внутриполитических тем на 2016 год остается усиление AfD на фоне растущего недовольства немецкого населения нескончаемым потоком беженцев из Ближнего Востока. Отслеживаемые исследователями тренды в умонастроениях граждан ФРГ свидетельствуют о том, что AfD получит существенное количество мандатов на предстоящих в марте этого года выборах в землях Баден-Вюрттемберг, Райнланд-Пфальц и Саксония-Ангальт. Как ни парадоксально, но прохождение этой партии в указанные земельные парламенты тактически играет на руку, в первую очередь, христианским демократам (ХДС), возглавляемым Ангелой Меркель. Политики прогнозируют, что изменение баланса сил в связи с прохождением кандидатов от AfD позволит ХДС провести своих премьер-министров в данных регионах. Такой ситуацией более всех недовольны социалисты. Так, руководитель социалистической фракции Томас Опперманн упрекнул Меркель в том, что ее политика создает условиях для усиления AfD. По его мнению, партия ХДС, определявшая внутреннюю политику на протяжении последних лет, более не является политическим убежищем для миллионов консервативных избирателей, а потому несет ответственность за рост популярности ультраправых из AfD. Но, пожалуй, главным внутриевропейским «сюрпризом» конца 2015 года, который, вне всяких сомнений, будет занимать политическую повестку Евросоюза в 2016 году, стали перемены в Польше. Там, напомним, абсолютное большинство на выборах в Сейм получили консерваторы из Партии права и справедливости во главе с Ярославом Качиньским. И первые шаги новые правительства вызвали серьезную обеспокоенность в Берлине и Брюсселе, а также шквал критики со стороны немецких СМИ и политиков. К концу года польский парламент принял новый закон о СМИ, согласно которому руководители общественных телеканалов отныне будут напрямую назначаться правительством. Нынешние руководители телеканалов в знак протеста уже подали в отставку. Также в конце декабря была проведена судебная реформа, в результате которой принятие решений Верховного Суда должно обеспечиваться не менее чем двумя третьими судей (раньше хватало простого большинства). При принятии же особо важных решений должно присутствовать не менее 13 из 15 судей. В Брюсселе и Берлине считают, что судебная реформа позволит правительству парализовать работу Верховного Суда в своих интересах. Тем самым будет ослаблен контроль судебных органов над правительством и, в целом, нарушен баланс сдержек и противовесов между тремя ветвями власти.  Уже сейчас можно говорить об охлаждении стратегических союзнических отношений между Берлином и Варшавой. Еврокомиссия уже объявила о начале процесса проверки последних решений польского парламента и правительства на предмет соответствия принципам правовой государственности. В случае нахождения несоответствий, против Польши могут быть применены различные санкционные механизмы, вплоть до лишения права голоса в Евросоюзе. В Варшаве, в свою очередь, уверены, что первую скрипку в хоре европейских голосов, критикующих Польшу, играет Германия. Глава МИД Польши Витольд Ващиковский в интервью немецкому изданию Bild отметил, что новый закон о СМИ «лишь призван исцелить наше государство от некоторых болезней, чтобы оно снова могло вылечиться». По мнению Ващиковского, мир движется «по направлению нового смешения культур и рас, создания общества велосипедистов и вегетарианцев, использующих только возобновляемые источники энергии и борющиеся против любой формы религии». И этот мир, по словам министра, не имеет ничего общего с традиционными польскими ценностями (здесь следует отметить, что польское общество в общеевропейском разрезе является одним из наиболее религиозных).Не устраивает Варшаву и роль «младшего брата» в отношениях с ФРГ. «Немцам надо спросить у себя, чего они ожидают от Польши. Нужна ли им Польша лишь в качестве буферной зоны с Россией? В качестве поставщика дешевой рабочей силы? В качестве продолжения рабочего станка для больших немецких концернов? Или же мы, поляки, даже несмотря на иной масштаб нашей экономики, все же партнер Германии, как минимум, при решении проблем в нашей части Европы?», - заявил Ващиковский. Он также упрекнул Берлин в противодействии планам по размещению войск НАТО в Польше, дабы не провоцировать Россию. По мнению главы польского МИД, статус безопасности Польши в данный момент значительно ниже, чем Западной Европы.Очевидно, что наступивший год будет непростым с точки зрения внутриевропейской политики. В самой Германии растет оппозиция и протестный электорат, в первую очередь, в связи с миграционной политикой. Но также и в самой Европе сохраняется напряженность и недовольство отдельных стран германской политической гегемонией. Так, восточноевропейские страны выступают против планов по строительству второй нитки газопровода «Северный поток», в то время как Ангела Меркель защищает этот проект, в который вложилась немецкая индустрия. То есть, продолжая сохранять санкции против России, Германия не забывает о своих стратегических и экономических интересах, продолжая лоббировать проект «Газпрома» внутри Европы. Помимо восточных европейцев, опасающихся газового шантажа Москвы, против расширения «Северного потока» выступили и итальянцы: ведь ранее Европейская Комиссия похоронила «Южный поток», который должен был доставить российский газ в Италию. Таким образом, энергетические вопросы также усиливают внутренние линии разлома в Евросоюзе.
Теги: Европа

Поделиться: