Казахстану в ЕАЭС важно научиться отстаивать свои интересы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Первый год существования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) был непростым. Однако союз действует и постепенно развивается. По оценкам президента РК Нурсултана Назарбаева, озвученным в октябре этого года на заседании Совета безопасности, ЕАЭС имеет хорошие перспективы, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру мирового рынка и иные внешние условия, не позволяющие полностью раскрыть потенциал интеграционного объединения. Особенно важным глава государства считает открытие перед казахстанским бизнесом больших возможностей для налаживания межгосударственной кооперации и наращивания экспорта.
Казахстану в ЕАЭС важно научиться отстаивать свои интересы
Андрей Чеботарёв, директор Центра актуальныхисследований «Альтернатива»    (выступлениена заседании экспертного клуба ОФ «Мир Евразии» на тему «Интеграционная мозаикаи перспективы Казахстана», г.Алматы, 22.12.2015 г.) Первыйгод существования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) был непростым.  Однако союз действует и постепенно развивается.По оценкам президента РК Нурсултана Назарбаева, озвученным в октябре этого годана заседании Совета безопасности, ЕАЭС имеет хорошие перспективы, несмотря нанеблагоприятную конъюнктуру мирового рынка и иные внешние условия, непозволяющие полностью раскрыть потенциал интеграционного объединения. Особенноважным глава государства считает открытие перед казахстанским бизнесом большихвозможностей для налаживания межгосударственной кооперации и наращиванияэкспорта. Средиважных процессов и событий этого года следует отметить увеличениенепосредственных участников, а также потенциальных партнеров ЕАЭС. В первомслучае речь идет о присоединении к союзу Армении и Кыргызстана. Что касаетсяпартнерства, то 29 мая было подписано первое соглашение о создании зонысвободной торговли (ЗСТ) – между ЕАЭС и Вьетнамом. Правда, данное событие имеетпреимущественно политическое значение. Тогда как его экономический эффект,скорее всего, проявится гораздо позже. В частности, известно, что с вступлениемданного соглашения в силу в рамках взаимной торговли сторон будут обнулены таможенныепошлины по 60% товарных позиций. Другимзаметным событием в этом ряду стала достигнутая руководителями Китая и Россиидоговоренность о сопряжении региональных интеграционных процессов в рамках ЕАЭСи «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП). В том числе это касаетсязаключения в обозримом будущем соглашения о торгово-экономическомсотрудничестве между союзом и КНР. Судя по всему, Москва и Пекин пошли на всеэто с целью недопущения столкновения интересов в Центральной Азии в процессереализации рассматриваемых интеграционных проектов. Известно, что в настоящеевремя по линии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ведутся переговоры сКитаем по вопросам указанного соглашения. Пока трудно сказать, к чему в итогепридут стороны. Тем не менее, для Китая было бы выгодным создать с союзом ЗСТ,что позволит устранить ограничения (в частности, ввозные пошлины) для свободнойпоставки различных китайских товаров в Казахстан, Кыргызстан и Россию. Поданным разных представителей ЕЭК, в настоящее время более 30 стран имежгосударственных объединений заинтересованы в свободной торговле с ЕАЭС.Уполномоченными лицами ведется деятельность по изучению целесообразностизаключения соответствующих соглашений, в частности, с Египтом, Израилем иИндией. Кроме того, с инициативой создать ЗСТ с Ираном выступила Армения. Изперспективных партнеров в лице других межгосударственных объединенийрассматриваются МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки – прим.), Ассоциациягосударств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейская ассоциация свободнойторговли (ЕАСТ) и т.д. ЕАЭСтакже заинтересован в развитии взаимовыгодного сотрудничества с ЕвропейскимСоюзом (ЕС). Однако в свете ведущейся с 2014 года «войны санкций» между Западоми Россией перспективы такого сотрудничества выглядят весьма туманными.Примечательно, что в ноябре т.г. председатель Европейской комиссии Жан-КлодЮнкер сам обратился к президенту РФ Владимиру Путину с предложением рассмотретьвозможности взаимодействия ЕС с ЕАЭС в режиме консультаций состранами-участницами. В то же время он четко увязал положительное решениеданного вопроса с выполнением Минских соглашений. Не исключено, что главаЕврокомиссии использовал рассматриваемое предложение именно для побужденияРоссии к определенным уступкам по Украине. В свою очередь, российская сторонарасценила такую постановку вопроса, как неуместную. Что касаетсяучастия Казахстана в ЕАЭС, то он изначально подошел к этому вопросу с чистопрагматической стороны, рассчитывая извлечь определенные экономическиедивиденды. Судя по всему, речь главным образом идет здесь о стремлении добитьсяот России экспорта своей нефти через ее территорию по внутренним тарифам этойстраны, а также расширении возможностей для сбыта различных казахстанскихтоваров на российских рынках. Имеются и политические интересы, включаясближение с Россией, особенно на уровне правящих элит, а также использование фактораЕАЭС в процессе многовекторного лавирования между различными геополитическимиигроками. Вместе стем в силу ряда обстоятельств имеют место и определенные негативные моменты врассматриваемом процессе. В частности, наблюдается снижение объемов внутреннейи внешней торговли. Так, по официальным статданным, взаимная торговля междустранами-участницами союза в январе-августе этого  года снизилась на 26% по сравнению саналогичным периодом 2014 года. А внешняя торговля ЕАЭС с третьими странами за первоеполугодие т.г. сократилась на 33,2%. Кроме того, в деловых и экспертных кругахКазахстана критически воспринимаются ограничения, установленные Россией относительнодвижения по ее территории различных товаров из ЕС, США и других стран,участвующих в «войне санкций». Только в течение 2015 года Федеральной службойпо ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ (Россельхознадзор) не былопропущено в Казахстан достаточно большой в совокупности партии различныхпродуктов питания из Бельгии, Германии, Дании, Латвии, Норвегии, Польши и т.д. В любомслучае Казахстану важно поддерживать и развивать конструктивные отношения сРоссией, включая торгово-экономические. ЕАЭС в этом плане призван датьдополнительные возможности, включая свободный выход на рынки РФ. Конечно, напрактике далеко не все, что прописано в Договоре о ЕАЭС и других документах,выполняется. Но это характерно практически для всех бывших и действующихмежгосударственных объединений на постсоветском пространстве. Казахстан жезарекомендовал себя инициатором создания и активным участником ряда данныхобъединений, ни разу не допустив выхода отсюда или приостановления своегоучастия в них.  Такой тактики ему следуетпридерживаться и в рамках евразийской интеграции. Другоедело, что Казахстану следует занять более активную позицию в ЕАЭС всоответствие со своими национальными интересами. Тем более, что в 2016 годунаша страна будет председательствовать в Высшем и Межправительственномэкономических советах союза. В связи с этим целесообразно усилить работу членовКоллегии (министров) и других сотрудников Евразийской экономической комиссии(ЕЭК) из числа казахстанцев, добиваться через них неукоснительного соблюдениявсеми странами-участницами договорных обязательств и полной отмены изъятий иограничений для свободного движения товаров на всем пространстве союза,обращаться при необходимости для защиты прав и законных интересов казахстанскихбизнесменов  в Суд ЕАЭС и т.д.  Казахстанможет также выступить с рядом инициатив, позволяющих увеличить экономическуюсоставляющую ЕАЭС. В том числе это может быть определение общей позиции иформата взаимодействия стран-участниц союза с ВТО. В целом, в процессе своегоучастия в данном объединении Казахстану важно научиться отстаивать свои права иинтересы, причем в официальных рамках и без необходимости частого использованиякулуарных способов договариваться с партнерами по тем или иным вопросам.   

Поделиться: