Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Методом ощупывания

16.12.2015

Автор:

Теги:


Команда новых управленцев Алматы пока лишь вырабатывает свою будущую тактику действий?  

На днях, в южной столице нашей республики прошло итоговое совещание рабочей группы по Программе развития Алматы-2020. Таким образом, можно предположить, что все теоретические вопросы по дальнейшему развитию и функционированию казахстанского мегаполиса окончательно сформулированы, скоординированы и утрясены, а им на смену пришла пора четких и продуманных действий.

К сожалению, все утвержденные пункты этой программы на совещании детально не разбирались. И большинство участников этого представительного мероприятия посвятили свои выступления лишь тем отдельно взятым проблемам, которые волнуют каждого из них в отдельности.
Не отмалчивался и сам аким Алматы Бауыржан Байбек, который в середине прошлого месяца достаточно тихо и незаметно справил свое стодневное пребывание на посту градоначальника, а, соответственно, по всем неписаным законам государственной службы, уже должен был детально вникнуть в доставшееся ему хозяйство, а так же огласить список первых достигнутых успехов.
Впрочем, каких-то обобщающих моментов официально не прозвучало не в те ноябрьские дни, ни на нынешнем итоговом совещании. На этот раз, руководитель города предпочел говорить о проблемах уличного освещения и вопросах безопасности горожан:
– Город должен быть ярким и днем, и ночью. Еще один вопрос у нас стоит – по безопасности горожан. Только силами ДВД безопасность города не обеспечить, должно быть и участие горожан, самих алматинцев. Видеокамеры должны исключить максимально субъективный фактор, мы должны создать опорные пункты. Уже есть 22 опорных пункта, есть вновь присоединенные территории. Мы хотим поднять вопрос безопасности горожан на новый качественный уровень, – подчеркнул г-н Байбек.

Заодно присутствующим была оглашена информация о том, что начиная со следующего года финансирование городской безопасности будет увеличено в три раза. Из бюджета уже выделено 2,7миллиардов тенге на обеспечение безопасности, и около 623 миллионов тенге заложено на приобретение автомобилей с новыми современными рациями и оборудованием.
Что же касается вопросов с уличным светом, то, как выяснилось, в настоящее время совместно с ЕБРР реализуется проект по освещению города. Сам проект рассчитан на два года, после чего алматинцы и гости города забудут о вечерней темноте, а благодаря внедрению новых технологий вдобавок повысится и энергосбережение. То есть, при более высокой степени освещенности самой энергии будет натрачено примерно на 30 процентов меньше. Кстати, уже в ближайшее время некую "уникальную подсветку" должно будет получить здание самого городского акимата, а впоследствии и телевизионная башня, расположенная на горе Кок-Тюбе.

Вообще, вопросы городского комфорта, а точнее – обеспечения такового, похоже, являются для новой команды городских управленцев достаточно приоритетными. По крайней мере, в своем комментарии, не так давно предоставленному одному из деловых изданий страны, аким южной столицы сформулировал свое видение развития Алматы исключительно с точки зрения повышения удобств и благоустроенности: "Алматы должен быть современным городом мирового уровня, обеспечивающим комфорт для жизни и работы людей и привлекательные условия для развития бизнеса…" Ну а для этого город должен стать современным, полицентричным, удобным для бизнеса, интегрированным как в международное сообщество, так и "алматинскую агломерацию" (что это такое в комментарии детально не разъяснялось). Зато была высказана надежда на то, что "мегаполис уже в ближайшее время может позиционировать себя как деловой и культурный центр Евразии…"

Что ж, таким образом, наверное, можно будет считать, что теоретическая часть будущих планов все-таки была озвучена. А то, что не было проговорено, то можно самостоятельно изучить в уже упомянутой выше Программе развития города Алматы на 2016-2020 годы, которая, кстати, создавалась при непосредственном участии международной консалтинговой группы "McKinsey".
Текст этого документа месяц тому назад был вывешен на сайте городского акимата, а всем неравнодушным и творчески настроенным горожанам было предложено высылать свои замечания или предложения на специальный электронный адрес. Таким образом, по мнению инициаторов этой акции, программный документ может стать первым в истории, когда он принимался гласно, открыто и с непосредственным участием самих жителей.

Горожане свои предложения действительно пишут. В итоге, был даже составлен эдакий "Топ-10" идей и мнений, которые возможно будут приняты к рассмотрению чиновниками. А возможно и нет. Поэтому к дальнейшим теоретическим планам благоустройства мы вернемся чуть позже, а пока все-таки, постараемся рассмотреть реальную хронологию конкретных дел, уже предпринятых Бауыржаном Байбеком и его командой после своих назначений.
Непосредственно кадровые пертурбации в стенах самого городского акимата, я детально разбирать и анализировать сейчас не буду. Достаточно будет сказать о том, что за первые два месяца состав городских чиновников был обновлен практически на 80 процентов и существенно омоложен. Взамен проработавших на своих постах по семь-восемь лет заместителей самого городского акима, начальников департаментов и руководителей ключевых городских служб, пришла принципиально новая команда, большая часть состава которой, впрочем, так или иначе была знакома Бауыржану Байбеку либо по совместной работе в партийных структурах "Нур Отана", либо по другим административным линиям. Конечно же, не были забыты и выпускники программы "Болашак", активным участником которой, в свое время, являлся и сам Байбек. В итоге, средний возраст представителей городского топ-менеджмента стал составлять порядка 40 лет, что, наверное, должно было очень понравится тем критикам предыдущих кадровых политик, которые сетовали на то, что матерые управленцы, дескать, не дают дороги молодым. Зато в настоящее время можно уверенно констатировать тот факт, что молодым дали не только "дорогу", а проложили целое многополостное шоссе. И теперь все зависит уже лишь от творческого и административного потенциала самих назначенцев.
Кстати, о дорогах. Пожалуй, одним из первых инициатив Бауыржана Байбека на посту градоначальника стала возрожденная идея о введении нескольких платных автодорог. Даже было оглашено поручение продолжить рассмотрение идеи ввести платный проезд автомобилей по некоторым городским улицам.

Сама эта мысль, впрочем, достаточно не новая и была осторожно озвучена городским чиновничеством еще пару лет тому назад. Правда, после достаточно бурной реакции со стороны автовладельцев, сами чиновники срочно "включили заднюю", и объявили данный проект "беспочвенными слухами". Теперь вроде бы, к проекту могут опять вернуться, тем более, что вопрос разгрузки города от личного автотранспорта в пользу общественного, а в конечном итоге и улучшения экологической ситуации в целом, с первоочередной повестки дня никто, конечно же, не снимал. Правда, более-менее достоверный список магистралей, проезд по которым может попасть под платную основу, не озвучивался ни ранее, ни сейчас. В итоге, в очередной раз разволновавшиеся автолюбители предположили, что речь может идти о крупнейших объездных трасах типа улицы Саина, проспекта Аль-Фараби и Восточной объездной дороге. Многочисленные обращения на блог акима, к сожалению, конкретики в этом вопросе не прибавили, но то, что намерения городского начальства провести какие-то не очень популярные "автореформы" вполне серьезны, было подтверждено уже в ноябре этого года, во время встречи Бауыржана Байбека с некоторыми представителями городской общественности:
– Париж за последние пять лет сократил 14 000 парковочных мест. В Амстердаме, если не ошибаюсь, к 2030 году собираются сделать центр полностью пешеходным. Современные города понимают, что сколько бы ты не создавал условий для машин, пробки никогда не закончатся. Чем больше будет строиться дорог и развязок, тем больше люди будут покупать машин. Мы должны создать условия, в первую очередь, для пешеходов, общественного транспорта и велосипедов. Как ни парадоксально, создавая дороги и развязки, мы увеличиваем поток машин, заезжающих в город. Получается, мы создаем условия не для горожан, а для приезжих. Нам всем нужно поменять сознание и зажимать пространство для автомобилей. В развитых городах мира из одной точки города до другой добираешься за двадцать минут, как бы далеко они не находились друг от друга, это международный критерий...

Еще одним явственно видимым новшеством на дорогах Алматы, стала объявленная акиматом борьба со стихийно возникающими платными парковками, которые должны будут окончательно упорядочены и приведены к единому знаменателю к весне следующего года, когда все взимаемые средства пойдут исключительно в городскую казну.
Кстати, забегая немного вперед, отмечу, что одно серьезное изменение в привычной схеме работы автотранспорта все-таки в городе уже состоялось в полном объеме. Причем, это касалось транспорта отнюдь не личного, а общественного и с одной стороны даже экологически безупречного.

Речь идет о трамваях, с участием которых в последнее время в городе произошло несколько крупных аварий. В итоге, волевым решением акимата было решено приостановить работу трамвайного депо, действовавшего в городе еще с тридцатых годов прошлого века.
– Пусть лучше меня критикуют за то, что я приостановил работу трамваев, чем я буду отвечать за трагедию с жертвами, – подчеркнул в очередном своем выступлении новый аким. – Мы решили приостановить трамваи, потому что они сейчас несут угрозу. Рельсы изношены, стыки не работают. Какой бы новый трамвай ни купили, его будет болтать, могут слететь колеса. Я встречался с коллективом депо. Одна женщина работает там тридцать лет, еще с советского времени. Она начала плакать: "Это же история города..." Но надо двигаться вперед. Мы сегодня купили 200 троллейбусов, из них 25% стоят. Троллейбусы дорогие. Почему стоят? Оказывается, переобучить на водителя троллейбуса трудно, никто за это браться не хочет. Мы переобучим сами и на период переобучения сохраним зарплату. Если мы хотим одну ветку восстановить, надо понимать, что каждый километр стоит денег. На это надо два миллиарда тенге. Речь даже не о модернизации идет, а просто чтобы сохранить. Это большие деньги, на которые можно купить 50 новых автобусов. Мы будем решать, куда такие средства эффективнее потратить...
Впрочем, еще до начала "трамвайной эпопеи", также вызвавшей неоднозначную реакцию в среде жителей Алматы, Бауыржан Байбек, как и положено, провел несколько рабочих поездок по городу с целью ознакомиться с его инфраструктурой. В период августа-сентября им были лично посещены и осмотрены Зеленый базар, крупная городская аптека, известный среди мясных гурманов продовольственный магазин и рынок Сары-Арка. (В ходе сравнительного анализа увиденного на прилавках, тогда был сделан вывод о том, что на Зеленом базаре цены выше, на Сары-Арке ниже, но в целом резкого повышения цен на продукты питания городское начальств в те дни не выявило). Была организована и особая инспекционная поездка в Турксибский район, с посещением школы, поликлиники, новостройки в микрорайоне "Жас Канат" и котельной. В этот же день, на территории района был выявлен и рынок "Сапар", расположенный неподалеку от вокзала Алматы-1, и по вердикту осмотревшего его городского начальства – не соответствующий "ни санитарным, ни противопожарным, ни архитектурным нормам". В итоге, судьба рынка была поставлена под большой вопрос, и его владельцам было поручено либо модернизировать, либо полностью снести эти торговые ряды.
Примерно в эти же дни, была проведена показательная "порка" владельцев одного из городских ресторанов, самовольно вырубивших растущие возле него здоровые деревья. А затем последовало не менее показательное освобождение от занимаемой должности главного врача городской детской инфекционной больницы, произошедшее после негативных публикаций о скверном санитарном состоянии этого медицинского учреждения в социальных сетях.

Не менее интересной получилась для городских наблюдателей история со сносом кинотеатра "Алатау", на месте которого должен будет расположиться очередная точка импортного фастфуда. В прессе и тех же социальных сетях развернулась ожесточенная полемика насчет целесообразности этого решения, в самый разгар которой здание начало оперативно демонтироваться. А чуть позже прозвучали и личные разъяснения по этому поводу от самого акима:
– Я сам выезжал к этому кинотеатру и смотрел. Двадцать лет никто не хотел брать это здание. Когда появились мультиплексы, они умерли. Огромный зал для концертов не приспосабливается. За последние двадцать лет здесь была тысяча перестроек, здание в аварийном состоянии. Его перестраивали без документов – как мы переделываем квартиру, а потом перед продажей стараемся быстро привести все в порядок. Исторической ценности бывший кинотеатр не представляет… Я горой буду стоять за любое историческое здание. Но надо четко определять, что есть историческое здание, а что просто связано с нашими воспоминаниями...

...Я сам не сторонник американских фастфудов. В городе много маленьких забегаловок и шашлычных, с которыми мы воюем: какое мясо они жарят, чем кормят, откуда привозят, непонятно. А "Макдональдс" дает высокие стандарты качества. За рубежом семьи с большим количеством детей всегда считают по "Макдональдсу", когда едут в другую страну. Студенты поступают так же. На человека семь евро, на ребенка – половина этой суммы. В любой стране мира ты можешь считать расходы на еду по "Макдональдсу", будь это Индонезия или Китай. Туристам даже рекомендуют "Макдональдс", потому что у них не обсчитывают. Правда, в Италии в "Макдональдсе" жульничают...

Кстати, в конце ноября в ходе работы Форума сотрудничества с отечественными производителями в рамках подготовки к Универсиаде-2017, аким подчеркнул необходимость развития в городе ресторанов казахской национальной кухни. "В городе нужно открыть пять-шесть ресторанов казахской кухни на разный кошелек. Иногда даже не знаешь, где можно пойти национальной кухни отведать", – подчеркнул в своем выступлении градоначальник, таким образом доказав что действительно одними "макдональдсами" потребности горожан и туристов удовлетворить будет трудно.
После столь убедительного исторического, географического и гастрономического экскурса, представители той части недовольной общественности, что пыталась было возразить против сноса здания кинотеатра окончательно смирились, тем более, что на повестке дня стал еще один важный вопрос о возможной стройке на территории Ботанического сада. В ходе очередного заседания Градостроительного совета, была представлена концепция создания на прилегающей к Ботаническому саду территории площадью в 2,17 гектара, чуть севернее проспекта Аль-Фараби некоего нового музея международного уровня и возводимого за счет средств неких меценатов.
– Бизнесмены города хотят построить здесь Музей современного искусства. – прокомментировал эту информацию аким, и в качестве позитивного примера привел очередной мировой опыт. – Мы отдали им эту землю, подведем инфраструктуру, они поставят музей, который войдет в международную карту музеев. Почему нужны такие знаковые объекты? Например, в Дубае ставят самый крупный парус и в город со всего мира приезжают миллионы туристов. Или в Бильбао едут в Музей Гуггенхайма, чтобы посмотреть этот архитектурный шедевр...

Примерно тогда же выяснилось и то, что в стратегических планах акимата значится и перевод в коммунальную собственность самого Ботанического сада. На этот счет, вроде как уже ведутся соответствующие переговоры с Министерством образования и науки, на балансе которого, в настоящее время и находится эта экологическая зона. И если вопрос будет лишен положительно, то, по словам городского начальства, туда можно будет привлечь как инвестиции, так и деятельных общественников, которые "сделают нормальный научный сад, в котором будут гулять люди".
Еще из новостей, так или иначе касающихся "зеленой экологии", можно будет упомянуть замораживание планов по строительству горнолыжного курорта "Кок Жайлау", а точнее – приостановлении бюджетного финансирования этого крайне спорного проекта. (Хотя, справедливости ради, здесь можно предположить, что, несмотря на тут же произнесенные в адрес городской власти дифирамбы со стороны некоторых экспертов и наблюдателей, личной заслуги нового акима в этом нет, и бюджетное финансирование так или иначе было бы приостановлено по объективным обстоятельствам).
Что же до прочих планов развития и неизбежно сопутствующих им сложных финансовых вопросов, то в сентябре этого года между акиматом Алматы и АО "Казкоммерцбанк" был подписан Меморандум о государственно-частном партнерстве, предусматривающий организацию финансирования на различные сферы социально-экономического развития города.
В рамках этого документа, основные акционеры банка взяли на себя персональное обязательство за счет личных средств построить новую школу в пострадавшем от селя Наурызбайском районе. Ну а в целом, финансирование "Казкоммерцбанка" на сумму не менее 300 миллиардов тенге будет предоставлено в период на 2015-2017 годы под проекты жилищного строительства, развитие объектов инфраструктуры, финансирование малого и среднего бизнеса, а также спонсорство и благотворительность.
– Для нас сегодня очень важно четкое взаимодействие с бизнесом. Мы должны максимально снижать бюрократическую составляющую, создавая благоприятные, понятные и прозрачные условия для развития бизнеса, который, в свою очередь, может создавать новые рабочие места, платить налоги, а налоги – социальная помощь государства, – высказал свою точку зрения во время подписания документа глава города.

Кстати, именно в целях грамотного взаимодействия с бизнесом в частности, населением в целом и борьбой с коррупцией как таковой, местным госорганам было поручено максимально оперативно реагировать на критику и принимать все необходимые меры. Для "повышения эффективности, прозрачности и подоотчетности местных исполнительных органов", в ноябре была подготовлена специальная Дорожная карта, а представителям учреждений образования и здравоохранения поручено и вовсе внедрить персональную методику отчетов директоров школ, заведующих детсадами, главврачей больниц перед населением:
– Для того, чтобы люди знали сколько средств выделяется на содержание данных объектов, какие у них доходы и расходы, – уточнил городской аким во время раздачи этих важных антикоррупционных поручений.

Возвращаясь к транспортной проблеме, нельзя будет не упомянуть и о заложенной в программе "Алматы-2020" оптимизации городских маршрутов "с учетом транспортной необходимости различных частей города. Это повысит долю общественного транспорта в общем пассажиропотоке города с 30% до 48%" и форсировано вводимой уже в эти дни системы электронного билетирования "Онай", которая, по мнению ее разработчиков, "позволит получить точные данные о городском пассажиропотоке, что станет основой для разработки удобной маршрутной сети, формирования графика и расписания движения общественного транспорта города, выведет из тени миллиарды тенге". В целом же, этот комплекс мер, в теории должен будет "повысить комфортность и безопасность общественного транспорта, улучшить работу перевозчиков и сделать общественный транспорт Алматы клиентоориентированным". В общем, с теорией как всегда все просто и ясно, а вот как уж будет обстоять дело на практике, мы увидим своими глазами уже в самое ближайшее время, (хотя даже сейчас уже можно предположить, что после практически полной смены руководства городского общественного транспорта, включая много лет курировавшего эту отрасль заместителя акима города, важнейших сложных и неотложных дел у новой команды будет буквально невпроворот).
Несколько припозднившаяся в этом году зима в очередной раз выявила и традиционную проблему своевременной уборки городских улиц от снега. Ну а пользователи социальных сетей и городских форумов, с особым пристрастием считали количество как вычищенных так и не вычищенных улиц и тротуаров, и, в свою очередь, активно строили прогнозы о том, как новое городское начальство будет справляться с первой в своей практике зимой (ведь одно дело, например, с успехом провести юбилей Суюнбая и торжественно открыть его памятник, что так же входит в последние достижения городского акимата), а другое – обеспечить бесперебойное функционирование транспортной инфраструктуры в непростых климатических условиях и надежное электроснабжение всего города, в последнее время, приросшего новыми населенными пунктами, в которых с этими благами цивилизации дело обстояло, мягко говоря, не очень хорошо. Пожалуй, это и будет тем первым серьезным экзаменом на хозяйственную зрелость, который еще предстоит сдавать как самому новому акиму, так и всем перспективным членам его команды. И от этого, будет зависеть тот уровень доверия как со стороны "традиционных алматинских элит" (с которыми Бауыржану Байбеку еще предстоит кропотливо налаживать партнерские взаимоотношения), так и рядовых горожан, об уровне комфорта которых так охотно говорилось в течении последних нескольких месяцев.



Азамат Ибраев

Источник - nomad.su


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение