Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Грузино-казахстанские отношения продолжают ухудшаться

15.12.2015

Автор:

Теги:


Георгий Калатозишвили, Тбилиси. Специально для «Вестника Кавказа»

Совет директоров акционерного общества "Казтрансойл" принял решение о продаже компании "Батуми-Терминал Лимитед" - одного из важнейших грузинских предприятий, которое с 2008 года принадлежит Казахстану. Батумский нефтяной терминал считается системообразующим предприятием, как и Тбилисская газораспределительная сеть "Тбилгаз", также принадлежащая казахстанской "Казтрансгаз-Тбилиси" - "дочке" энергетического гиганта "Казмунайгаз". 

А судьбе этой компании Тбилиси и Астана спорят на довольно высоком уровне (См. "Кто займет место «Казтрансгаза» в Грузии?") Введение прямого правления в "Казтрансгаз-Тбилиси" вызвало явное недовольство Астаны, тем более что, несмотря на интенсивные переговоры, сторонам так и не удалось достичь прочного компромисса. Неудивительно, что казахстанские владельцы думают о продаже "Казтрансгаз-Тбилиси". По неофициальным данным, они ведут по этому поводу переговоры с азербайджанскими и российскими коллегами. 

Но возможная продажа Батумского нефтетерминала – начинание гораздо более знаковое. Тем самым Казахстан выражает сомнение в перспективности грузинского направления для транспортировки казахстанских энергоносителей, в первую очередь нефти, через черноморские порты Поти и Батуми. А ведь Грузия со времен обретения независимости считала свою "транзитную функцию" одной из важных предпосылок укрепления государственности и обретения "геополитической функции". Это направление внешней политики Грузии было неизменным. И Эдуард Шеварднадзе, и Михаил Саакашвили не раз объявляли Казахстан "приоритетным партнером", приветствовали казахстанские инвестиции и создавали казахским инвесторам "особые условия". Шеварднадзе называл Казахстан "великой державой", предлагал ему ввести в Черное море свой торговый флот с базой в Батуми и Поти, а Михаил Саакашвили после первого визита в Астану с восхищением говорил о новой столице центральноазиатской страны: "Мне хотелось завернуть эти прекрасные небоскребы, построенные Нурсултаном Абишевичем и захватить их с собой".

Разногласия вокруг "Казтрансгаз-Тбилиси"  в течение нескольких лет размывали основу отношений и, в конце концов, привели к принципиальному решению о продаже Батумского нефтяного терминала. Это решение может означать, что Казахстан вообще отказывается от транспортировки нефти по Южнокавказскому коридору.

В беседе с "Вестником Кавказа" такую возможность подтвердил бывший советник премьер-министра Грузии Георгий Хухашвили.

Хухашвили: Печально, что Казахстан принял решение продать Батумский нефтетерминал. Если Грузия хочет реализовать свой потенциал "моста между Европой и Азией", этого нельзя было допустить. Казахстан играл важнейшую  роль при выстраивании коммуникационного коридора "Восток-Запад". Портовая инфраструктура имеет стратегическое значение. Не трудно понять, что в случае продажи этой инфраструктуры, у Казахстана будет меньше интереса транспортировать нефть через Батуми. Как, кстати, и другие грузы. Причем, Казахстан продает не только этот терминал, но и "Казтрансгаз-Тбилиси". Существует также проблема государственной задолженности Грузии Казахстану. Так что, тенденция, мягко говоря, вызывает обеспокоенность.

"Вестник Кавказа": Вы считаете, что грузинские власти допустили системные ошибки в этом отношении?

Хухашвили: Правительству надо было быть более внимательным к проблемам, которые возникли у казахстанских инвесторов. Мы ведь говорим о "дочках" государственной компании "Казмунайгаз".

"Вестник Кавказа": Могут ли эти проблемы привести к осложнению межгосударственных отношений?

Хухашвили: Не хотелось бы драматизировать. Но факт, что инвестиционная активность с Казахстана резко сокращается, и ничего хорошего в этом нет.

"Вестник Кавказа": Кто может выкупить этот стратегический объект?  Эксперты в этой связи упоминали Азербайджан и Россию.

Хухашвили: Покупатели в любом случае найдутся. Главное, какой будет цена. С точки зрения ликвидности, Батумский нефтетерминал еще более ценный актив, чем "Казтрансгаз-Тбилиси". Казахские инвесторы до сих пор не могут продать тбилисскую газораспределительную сеть только потому, что не могут вернуться в менеджмент – в компании назначено внешнее управление. Эти две темы тесно взаимосвязаны, поскольку у "Казтрансгаз-Тбилиси" и Батумского нефтетерминала один владелец – государство Казахстан.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение