Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А.Чеботарев: Назначение Талгата Донакова является оптимальным шагом.

13.12.2015

Автор:

Теги:

АндрейЧеботарёв, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»  

 

- КакВы оцениваете прошедшие на днях структурные изменения и кадровые перестановки вцентральных звеньях власти в Казахстане?

- Онистали довольно неожиданными. Хотя, в частности, принятым 18 ноября законом «Опротиводействии коррупции» предусматривается создание и деятельностьАнтикоррупционной службы как оперативно-следственного подразделенияуполномоченного органа по противодействию коррупции. Очевидно, что таковымстало Национальное бюро по противодействию коррупции, входящее в состав такжевновь созданного Министерства по делам государственной службы. Тем самымруководство страны максимально увеличило разделение функций и ответственностипо линии организационно-кадровой и антикоррупционной деятельности в системегосударственной службы. Сосредоточение же их в одних руках в рамках прежнегоАгентства по делам государственной службы и противодействию коррупции серьезноусиливало позиции экс-председателя Кайрата Кожамжарова и его команды исоздавало определенный дисбаланс в системе государственной власти республики.

Создание Министерства по деламгосударственной службы стало логическим шагом, во-первых, в процессеоптимизации структуры правительства, которая была проведена в августе 2014года. Тогда были упразднены практически все агентства, за исключением одного, ипосредством этого укрупнены ряд министерств. Теперь, как видим, на центральномуровне остались только министерства. Во-вторых, с точки зрения заметныхизменений, которые влечет за собой исполнение принятого 23 ноября закона «Огосударственной службе Республики Казахстан». Последний фактическипредусматривает усиление президентского контроля через МГДС за процессаминазначения, продвижения и текущей деятельности чиновников всех уровней.

Назначение в связи с этим министром поделам государственной службы Талгата Донакова является вполне оптимальным,учитывая его большой опыт работы в Администрации Президента РК идистанцированность от ведущих групп влияния. Хотя руководимое им министерство ивходит в структуру правительства, но, скорее всего, также как МИД и Минобороныоно будет подотчетно непосредственно главе государства. Кожамжаров же при такомраскладе хотя и по-прежнему сохраняет позиции руководителя антикоррупционноговедомства, но уже ограниченного в полномочиях и подконтрольного МГДС.

Что касается остальных назначений, то дляАлихана Смаилова и Марата Бекетаева, работавших ранее на разных постах вправительстве и назначенных помощником президента и замруководителя АПсоответственно, это серьезное повышение в карьере. Президент явно расширяеткруг приближенных к себе людей, проверяя таковых на различных позициях. Воглаве же Высшего судебного совета в этот раз поставлен профессиональный судьяСергей Смолин. Представляется, что тем самым этот орган полностьюсосредоточится на выполнении своих функций в судебной системе и перестанет накакое-то время быть инструментом влияния для возглавлявших прежде его персон изчисла политических «тяжеловесов».

- Чтоожидается по линии борьбы с коррупцией в связи с изменениями в действующемзаконодательстве?

  - Закон «Опротиводействии коррупции», прежде всего, направлен не просто на борьбу скоррупционными правонарушениями, а на формирование в обществе атмосферынетерпимости к коррупции и  выявлениеусловий и причин, способствующих ее проявлению. Важным шагом стало такжерасширение круга субъектов противодействия коррупции. Помимо государственныхорганов к ним теперь также добавлены квазигосударственные структуры (холдинги,национальные компании и т.д.), общественные объединения, иные физические июридические лица. Очень важно усиление научно-исследовательской составляющей деятельностигосударства по борьбе с данным явлением посредством введения практики антикоррупционногомониторинга и анализа коррупционных рисков. Вместе с тем эту деятельностьследует дополнить проведением экспертизы проектов законов и подзаконных актовцентральных и местных государственных органов на предмет возможного выявления вних положений, способствующих проявлению коррупции.

При всем этом совершенствованиезаконодательства само по себе не является гарантией возможного улучшения самогопроцесса противодействия коррупции. Этот процесс не должен замыкаться только нагосударстве и его органов. Следует расширить условияи механизмы участия заинтересованных граждан и институтов гражданского обществав борьбе с коррупцией и преступностью в целом. Особенно важно создать систему общественногоконтроля за деятельностью государственных органов всех уровней. Первый шаг вэтом направлении сделан в связи с тем, что данный контроль и основные егоатрибуты предусмотрены в также не так давно принятом законе «Об общественныхсоветах».

В то жевремя общественные советы, которые будут созданы при центральных и местныхгосударственных органах, смогут осуществлять общественный контрольпреимущественно в рамках своей компетенции. А заинтересованные некоммерческиеорганизации и граждане – только по их поручению. Кроме того, основными формамиконтроля определены общественный мониторинг, общественное слушание по разнымвопросам и общественная экспертиза. Но последняя при этом касается толькопроектов принимаемых уполномоченными госорганами решений по вопросам, связаннымс сохранением благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды.

С учетомвсего этого общественный контроль будет осуществляться весьма ограниченнымобразом. Поэтому для его полноценного внедрения целесообразно принятьспециальный закон «Об общественном контроле». При этом распространитьсоответствующую деятельность можно в отношении таких важных вопросов, как своевременностьи качество оказания различными госорганами тех или иных услуг населению,эффективности расходов средств государственного бюджета, проведениепредварительной общественной экспертизы проектов отраслевых и территориальныхпрограмм и мониторинга их последующей реализации, а также обеспечение конституционныхправ граждан в местах принудительного содержания. В общем, без участия обществаи его институтов коррупцию искоренить силами одного государства непредставляется возможным.

- Как раз завершился судебный процесс поодному из самых громких дел – экс-премьера Серика Ахметова и близких к немулюдей из руководства Карагандинской области. Что думаете по этому поводу?

- Приговорв отношении лично Ахметова, безусловно, жесткий. В Казахстане же подобные мерыв отношении людей такого ранга принимаются только с прямого указания либосогласия главы государства. В СМИ упоминаются разные версии, в чем именно мог«проштрафиться» экс-премьер перед президентом. Возможно, что он стал жертвойаппаратных интриг, в которых сам не преуспел. Но в любом случае ни прощение углавы государства, подобно озвученному экс-акимом Павлодарской области ЕрланомАрыном, ни возврат государству 430 млн. тенге в качестве возмещения ущерба, какбыло с экс-председателем антимонопольного агентства Муратом Оспановым, насмягчение приговора не повлияли. Следовательно, реальная провинность СерикаАхметова гораздо серьезнее инкриминируемой ему судом.

Поэтомудальнейшая судьба экс-премьера зависит только от отношения президента к нему вобозримом будущем. Как показывает отечественная практика, высокопоставленныеперсоны, осужденные по коррупционным основаниям, крайне редко отбывают полныйсрок наказания. Например, в  марте этогогода в порядке условно-досрочного освобождения из мест заключения вышел бывшийпредседатель Комитета таможенного контроля Минфина Серик Баймаганбетов. Он,кстати, тоже был осужден на 10 лет лишения свободы, но его помиловал личноглава государства. И таких примеров немало. Другое дело, что в своембольшинстве эти люди фактически выпадают из правящей элиты.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение