Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2015: Новая внешнеторговая «конституция» сократит теневую экономику

03.12.2015

Автор:

Теги:

Новаявнешнеторговая «конституция» сократит теневую экономику

    

Предполагается,что следующего года должен начать действовать Таможенный кодекс Евразийскогоэкономического союза. Данный документ, как считают казахстанские эксперты,значительно облегчит предпринимательскую деятельность и позволит государствампополнить бюджеты.  

Торговлю с внешнеэкономическимипартнерами часть стран ЕАЭС уже несколько лет ведет через общую границу. Загоды функционирования Таможенного союза, помимо преимуществ такого подхода,были выявлены и проблемы. Главная из них – различия национальных таможенныхзаконодательств. Именно для того, чтобы сгладить противоречия, упроститьтаможенные операции и обеспечить их прозрачность, было решено создатьнаднациональный документ – Таможенный кодекс ЕАЭС.

- Условно таможенноезаконодательство  состоит из двух частей– ставок и процедур. Ставки унифицировали еще в 2010 году, а процедуры – толькотеперь, – пояснил суть нововведений постоянный участник экспертного клуба «МирЕвразии» Сергей Домнин, главныйредактор делового журнала «Эксперт-Казахстан». – Разработка и принятие единогоТаможенного кодекса ЕАЭС – шаг довольно решительный, поскольку, с точки зрениябизнеса, вся таможенная граница должна быть объединена не только тем, что,пересекая ее, мы платим какие-то тарифы. Необходимо, чтобы имелась возможностьна любом участке границы ЕАЭС воспользоваться едиными процедурами.

В проекте Таможенного кодекса прописановнедрение электронного декларирования. Причем часть операций, например, подачаи выпуск таможенной декларации, будут совершаться без участия таможенногоинспектора. И эта мера, как подчеркнул Домнин, не только сбережет время и нервыбизнесменов, но и снизит коррупционные риски. В проекте кодекса такжепредусмотрено, что товар должен отправиться по назначению в течение четырехчасов после регистрации таможенной декларации. При этом, как отметил эксперт,таможенники обязаны будут пропустить груз, если декларацию приняли,своевременно не заметив нарушение. Данная норма также снизит возможностьдавления и вымогательства со стороны таможенных инспекторов. Кроме того, всетаможенные операции будут осуществляться по принципу единого окна. 

Правда, как отметил политилог Эдуард Полетаев, важное преимуществонового кодекса – «единое окно», по словам некоторых экспертов, внедрят не сразу.Отложить могут и другие новшества, считает политолог. Он напомнил, что проектТаможенного кодекса ЕАЭС был подготовлен рабочей группой по совершенствованиютаможенного законодательства и решением коллегии ЕЭК от 18 декабря 2014 годанаправлен в страны-члены ЕАЭС для внутригосударственного согласования. В ответбыло получено около 1500 поправок и замечаний, и сейчас разработчики пытаютсявыработать решения, которые бы устраивали все пять стран.

К слову, Казахстан направил большоечисло предложений. В частности, он выступил против отмены принципарезидентства, который предполагает растаможивание товара по месту регистрациикомпании.

- В Казахстане сейчас проходит реформаналогового и таможенного законодательства – их хотят объединить, условноговоря, в один кулак. А другие страны такие реформы осуществлять не намерены.Как столь разные законодательства будут сопрягаться друг с другом, пока неочень понятно, – сказал Эдуард Полетаев.

Он также добавил, что Таможенный кодексЕАЭС облегчит реализацию совместных экономических проектов с третьими странами:

- В будущем предполагается созданиетранзитной международной цепи поставки товаров через всю Евразию. Еслирассуждать о сопряжении ЕАЭС с китайским проектом «Великого Шелкового пути», тос внедрением нового кодекса будет гораздо легче пройти товарам от Шанхая доКалининграда или Санкт-Петербурга. Теоретически каждая страна, которая начнетвзаимодействовать с ЕАЭС в формате зоны свободной торговли, поймет, что новый Таможенныйкодекс несет много полезных вещей для представителей ее бизнеса. Ведь важныйплюс кодекса в том, что он предусматривает оформление одной таможеннойдекларации, это особенно удобно при мультимодальных перевозках. На Евразийскомпространстве не везде долетишь и доедешь, есть проблемы с дорогами. Без такогорода перевозок на больших территориях не обойтись. В Казахстане, например, 14аэропортов из 18 отдали в управление железнодорожной компании. Незнакомый с нашейреальностью человек не может понять, как железные дороги могут управлятьаэропортами. Хотя это сделано для того, чтобы упростить в стране мультимодальныеперевозки. Но на этом пути есть много сложностей не только управленческих, нодаже климатических.

Таможенный кодекс ЕАЭС – не толькоснизит уровень коррупции на таможне, но и будет способствовать борьбе с теневойэкономикой. Такое мнение высказал главный редактор информационно-аналитическогоцентра Caspian Bridge, политолог ЗамирКаражанов.

- Электронное оформление документов –важный элемент прозрачности. Одно дело то, что оформлено на бумаге накаком-нибудь далеком пограничном переходе. Другое дело, когда информация опоступлении товара идет в единую базу и видна на всем пространстве ЕАЭС: мол,да, был тот или иной товар завезен. И при наличии такой единой базы контрабандазатруднена, – убежден Каражанов. – Есть проблема и с теневой экономикой. Цифрывсе время «бегают», в зависимости от того, кто их озвучивает. Кто называет, кпримеру, что теневая экономика составляет 20 процентов, кто – 30 процентов.Таможенный кодекс поспособствует сдерживанию теневой экономики, посколькуявляется межгосударственным документом.

По мнению политолога, в кодексе отражено«все самое лучшее, что можно было сделать».

- Но главное ожидание от документа – неборьба с теневой экономикой и не снижение коррупционной составляющей, хотя этотоже хорошо, а оживление торговли между нашими странами. Кстати, она часторассматривается как один из показателей развития внешних связей Казахстана.Глава государства во время визитов часто говорит о том, сколько было подписанодокументов, скажем, по инвестициям, и как эти документы могут улучшить торговыйоборот между странами. Сейчас рост экономики замедляется. И первая надеждасвязана с теми партнерами, с кем Казахстан состоит в интеграционныхобъединениях. Поэтому от действия нового кодекса ожидают дальнейшего развитияторговли, дальнейшего формирования общего рынка, где могут более успешно реализовыватьсятовары, производимые в странах союза, – резюмировал Замир Каражанов.  

По мнению президента Евразийскойассоциации франчайзинга Бекнура Кисикова,у Казахстана не самые лучшие позиции благодаря этому документу, хотя именнонаша страна внесла много поправок.

- Чего я жду от нового Таможенногокодекса? Мы избежим многих барьеров, но за короткий период времени создатьунификацию и гармонизацию такого большого числа документов будет трудно. И есликодекс примут впопыхах, то он будет дальше дорабатываться и поправляться ужепосле принятия, – считает Кисиков. – Меня, как представителя ассоциациифранчайзинга, больше всего интересует защита интеллектуальной собственности,авторское право и гармонизация этих законов в рамках ВТО и ТРИПС (TRIPS соглашение  по торговым аспектам прав интеллектуальнойсобственности). Это соглашение у нас вообще не работает или плохоработает. Меня пугает Китай, который находится рядом, где нарушаются вообще всеавторские законы и права интеллектуальной собственности. И в этом отношенииРоссия и Казахстан имеют более или менее цивилизованный подход. Но с этимипроблемами наши предприниматели столкнутся после вступления Казахстана в ВТО. Идругие огрехи еще будут выявляться. Но я надеюсь на профессионализм участниковрынка – мы пройдем сложности.

Опасения по поводу товаров из Китаявысказал и Сергей Домнин. Он привел слова председателя Комитета государственныхдоходов Министерства финансов РК Даулета Ергожина, который говорил, что укыргызской стороны появляется большая возможность осуществлять серый импорт изКНР в страны ЕАЭС.

- В идеале от контрабанды могут спастилишь сводные мотоманевренные группы из таможенников и пограничников всех стран,которые будут стоять на кыргызской границе, – отметил Домнин. – Но, учитывая,что в Казахстане реализован проект свободной экономической зоны «Хоргос –Восточные ворота», ввозить товар через Кыргызстан становится все менее и менеевыгодно.

Подводя итоги, участники дискуссионногоклуба «Мир Евразии», резюмировали: Таможенный кодекс ЕАЭС будет выгоден ибизнесу, и государствам, но все его плюсы и минусы выявятся только в процессеработы. Учитывая, что многие механизмы будут внедряться в течение несколькихлет, то и ощутимые результаты мы получим нескоро.

 

ВикторСанькович


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение