Управление духовными делами мусульман Кавказа в Российской империи. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На протяжении почти ста лет (1783–1878) шел процесс включения территории Кавказа в состав России. В русской литературе Кавказ воспринимался как отдельная часть Российской империи, расположенная между Черным и Каспийским морями, граничащая на юге с Ираном и Турцией, на севере – с Астраханской губернией и Областью Войска Донского. Кавказ имел особое управление и подчинялся лично императору. Его территория официально называлась Кавказский край, центром которого считался Тифлис.
Управление духовными делами мусульман Кавказа в Российской империи. Ч.1
 Дмитрий Арапов       

 Напротяжении почти ста лет (1783–1878) шел процесс включения территории Кавказа всостав России. В русской литературе Кавказ воспринимался как отдельная частьРоссийской империи, расположенная между Черным и Каспийским морями, граничащаяна юге с Ираном и Турцией, на севере – с Астраханской губернией и ОбластьюВойска Донского. Кавказ имел особое управление и подчинялся лично императору.Его территория официально называлась Кавказский край, центром которого считалсяТифлис. Главой управления Кавказским краем являлся наместник(1844–1882, 1905–1917), в 1882–1905 – главноначальствующий гражданской частьюна Кавказе. Он одновременно занимал должности командующего войсками Кавказскоговоенного округа и войскового наказного атамана всех Кавказских (Кубанского иТерского) казачьих войск. Кавказский край делился на Северный Кавказ, кудавходили Ставропольская губерния, Кубанская и Терская области, и Закавказье,включающее Тифлисскую, Бакинскую, Елисаветпольскую, Черноморскую, Кутаисскую иЭриванскую губернии и области Карскую и Дагестанскую; последняя располагалась ксеверу от Главного Кавказского хребта, между ним и Андийским хребтом [1].        Поданным первой Всеобщей переписи населения 1897 г. на Кавказе проживало более 9миллионов человек, треть из которых являлись приверженцами ислама. Всего попереписи 1897 г. на Кавказе числилось 3.208.857 мусульман, из них мужчин –1.710.839, женщин – 1.498.018 [2]. Примерно половина кавказских мусульманпереписью 1897 г. определялись как "татары", остальная частьпричислялась к горцам Кавказа. Практически все мусульмане на Северном Кавказепридерживались суннитского толка ислама, в Закавказье, видимо, числомусульман-шиитов преобладало над суннитами.        Началоприсоединения Кавказа к России совпало с изменениями в религиозной политикеимперии. 17 июня 1773 г. в указе императрицы Екатерины II, разрешившемстроительство новых мечетей для мусульман России, был провозглашен принципрелигиозной веротерпимости [3]. Православие при этом оставалось главнойгосударственной религией империи. Первым екатерининским указом о включениичасти Кавказа – Кубанской стороны – в состав империи был Манифест от 8 апреля1783 г. о присоединении бывшего Крымского ханства к России. В нем императрицаобещала всем своим новым подданным-мусульманам "охранять и защищать ихлица, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законнымиобрядами пребудет неприкосновенно" [4]. Аналогичная политика по отношениюк мусульманам Кавказа в целом проводилась и преемниками Екатерины II на русскомтроне. В то же время русские власти всегда исходили прежде всего из целейзащиты интересов империи: принцип религиозной терпимости соблюдался настолько,"насколько такая терпимость может согласовываться с интересамигосударственного порядка" [5].        Формырусского управления духовными делами мусульман Кавказа вырабатывались напротяжении достаточно длительного времени. Во многом это было связано снеобходимостью для России вести здесь вплоть до конца 70‑х гг. XIX в. почтинепрерывные военные действия. Кроме этого, сам процесс интеграции новыхтерриторий в состав империи шел непросто и требовал принятия оперативных, частодостаточно крутых решений. Так, первым известным законодательным актом оборганизации управления мусульманами Кавказа был указ императора Александра I от30 июня 1805 г. "О правилах для Магометанского духовенстваЕлисаветпольской округи" [6].        Цельюэтого указа было добиться укрепления позиций империи на территории занятогорусскими войсками бывшего Гянджинского ханства, центр которого – Гянджа – былпереименован в честь жены Александра I, императрицы Елизаветы Алексеевны. Поэтому документу мусульмане-шииты (их здесь было большинство) получиливозможность свободно отправлять религиозные обряды под руководством назначенныхрусской властью восьми мулл во главе с первенствующим духовным служителем –ахундом. Всем этим мусульманским духовным лицам было назначено жалование изрусской казны в размере 100 рублей в год (у ахунда – 500 рублей). Они былиобязаны в своих проповедях "по часту твердить обывателям о верностиГосударю Императору и Правлению". В случае "измены" кого-либо изэтих духовных лиц они подлежали ссылке в Сибирь, а имущество их описывалось иконфисковалось.       Подобные жесткие условия русских властей не носили какой-либоантимусульманской направленности. В Российской империи всегда главнымтребованием жизни являлось соблюдение всеми подданными, независимо отвероисповедания, абсолютной лояльности к существующему государственному строю ицарствующему дому. Поэтому все подданные империи так или иначе, особенно припоступлении на военную и гражданскую службу, обязаны были приносить присягу наверность русскому трону. Порядок ее для российских воинов-мусульман былследующим: присягающий, держа руку на Коране, повторял слова присяги, читаемоймусульманским духовным лицом, при этом он должен был трижды поклясться именемАллаха и по окончании присяги поцеловать Коран [7].        Главные проблемы Российской империи на Кавказе в 1817–1864 гг. былиобусловлены задачами ведения Кавказской войны – столкновения с движениемгорцев, принявшим религиозную окраску мюридизма, особую роль в котором сыгралимам Шамиль [8]. Власти империи всегда подчеркивали, что эта война не былавойной с исламом. Империя постоянно делала шаги по привлечению мусульман,особенно представителей местной элиты, на сторону России. Так, со второйполовины 20‑хгг. XIX в. в состав самой приближенной к русскому трону воинской части –Собственного Его Императорского Величества конвоя – была включена группамусульман – горцев Кавказа. Вопросами их обучения и подготовки занималсянаиболее доверенный приближенный Николая I, генерал-адъютант А. Х. Бенкендорф.Он в молодости служил на Кавказе, хорошо знал своеобразие его быта и обычаев итонкости обращения с мусульманской частью его населения.       Бенкендорф писал в составленных им правилах: "Не давать (горцам –Д. А.) свинины и ветчины... Строго запретить насмешки (над ними – Д. А)...Телесным наказаниям не подвергать... Не запрещать умываться, по обычаю,несколько раз в день... Эффендию (мусульманское духовное лицо – Д. А.)разрешить посещать горцев, когда он пожелает... Наблюдать, чтобы во времямолитвы горцев... им не мешали... чтобы... насчет веры горцев ничего худого неговорили и не советовали переменять ея" [9]. Для лучшего удовлетворениярелигиозных нужд российских гвардейцев-мусульман в Гвардейском корпусе былаучреждена штатная должность гвардейского мусульманского имама (муллы); потрадиции в XIX в. под его контролем находилась мусульманская частьНово-Волковского кладбища Санкт-Петербурга [10].        Важноезначение на самом Кавказе русским военным командованием придавалосьформированию особых частей из местных мусульман для борьбы с мюридами Шамиля.При этом обязательно учитывалась необходимость обеспечить религиозные нуждывоинов этих подразделений. Так, при комплектовании Дагестанскогоконно-иррегулярного полка, в указе императора Николая I от 1850 г.предусматривалось создание двух штатных должностей военных мулл, определяемых"из лиц Аварского племени, известных усердием и преданностьюПравительству" [11]. Этот принцип соблюдался и при назначении другихмусульманских духовных лиц на Кавказе.Полезность подобных мер была для империинесомненной, но принимаемые в этот период решения имели все-таки локальный ичастный характер. Русскими властями понималась необходимость создания болеецентрализованных форм контроля над духовными делами мусульман Кавказа.Разработка подобных проектов началась в царствование Николая I. Она велась вцентральных ведомствах (VI (кавказское) отделение Собственной Е. И. В.Канцелярии, Кавказский комитет, Департамент духовных дел иностранныхисповеданий Министерства внутренних дел), на Кавказе – в канцелярии наместника.Дело, однако, затянулось, и определенные решения по нему были приняты уже послезавершения в 1864 г. Кавказской войны.       Проектами готовящихся положений по управлению духовными делами мусульманКавказа допускались возможности серьезного влияния мусульманского духовенства:оно обладало исключительным правом решать по шариату гражданские (семейные инаследственные) дела [12]. В свою очередь, путем устройства государственногоприсмотра за мусульманским духовенством "сверху", русские властихотели добиться следующих политических целей:1) обеспечить за правительством средство надзора иконтроля за действиями лиц, которые в силу их религиозных убеждений моглиразжигать в мусульманской среде "враждебный дух неповиновения";2) противодействовать укреплению в средемусульманского духовенства излишней корпоративности;3) воспрепятствовать вторжению в русские пределы изИрана и Турции "чужеземных духовных лиц, особенно против нас (то естьРоссии – Д. А.) настроенных";4) ограничить по возможности круг действийдуховенства в среде мусульманского населения, не посягая при этом на его,населения, религиозные убеждения;5) поставить влиятельную часть мусульманскогодуховенства в непосредственную зависимость от правительства, связать егоматериальные интересы со служением правительству; 6) создать, насколько возможно, надзор замусульманскими духовными училищами;7) принять меры для усиления правительственногоконтроля над разными видами доходов от "духовного имущества" (впервую очередь вакуфной собственности – Д. А.), которые могли направляться дляподдержания "зарубежных мусульманских кругов" [13]. Эти соображения прозвучали в ходе обсужденияпроектов об управлении духовными делами мусульман Кавказа. В Государственномсовете в конечном счете было сочтено целесообразным ввести централизованноеуправление духовными делами мусульман лишь в Закавказье. 8 апреля 1872 г.решением императора Александра II было утверждено Положение о создании двухправлений – Закавказского мусульманского духовенства шиитского (I) исуннитского (II) учений [14]. Этим же Положением на содержание их штатов изрусской казны ежегодно отпускалась сумма в 37.880 рублей. По Положению 1872 г.,внушавшие недоверие русской власти мусульманские духовные лица, особенно членысуфийских братств, были лишены каких-либо прав и привилегий и поставлены внезакона.Продолжениеследует http://statusquo.ru/691/article_833.html/

Поделиться: