Соотношение послания Президента Казахстана и новых экономических реалий

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Так, например, новая экономическая политика «Нурлы Жол» должна строиться вокруг инфраструктурного и дорожного строительства. При этом в Казахстане уже дважды сокращали государственный бюджет. В результате секвестру подвержены все статьи бюджета, в том и числе и государственные расходы на инфраструктурное и дорожное строительство. В этой связи при реализации новой экономической политики Астана будет вынуждена увеличить долю частного финансирования в проектах. Возможность этого также ставится под сомнение ввиду влияния кризисных явлений на финансовый рынок.
Соотношение послания Президента Казахстана и новых экономических реалий
В ходе Послания народу Казахстана Нурсултан Назарбаев рассказал о выдвигаемых к реализации проектах, а также обозначил приоритетные направления работы правительства на ближайшее будущее. Президент Казахстана также обозначил объемы и источники финансирования озвученных инициатив. По словам Лидера нации, на реализацию заявленных в Послании проектов выделено более 24 млрд. долларов (7,5 трлн. тенге). Сумма кажется внушительной, однако задачи, которые Нурсултан Назарбаев ставит перед правительством, довольно масштабны, и потребуют координации всех институтов власти и гражданского общества. Политологи и экономисты Казахстана сегодня наблюдают некоторую полемику касательно того, как обозначенные в Послании инициативы будут соотноситься с необходимостью урезания расходов. К слову, положения Послания прошлого года президента Казахстана, конечно, исполняются. В стране приступили к реализации пяти институциональных реформ и новой экономической политики «Нурлы Жол». Однако первоначальный позитивный эффект от начала работы над новыми инициативами нивелировался очень быстро. Причиной тому стала эскалация кризисных явлений в экономике, которая вылилась в девальвацию тенге. В новую программу экономического развития страны еще год назад никто не вкладывал негативные прогнозные показатели. Как показал прошедший год, этот факт можно признать ошибкой руководства. Так, например, новая экономическая политика «Нурлы Жол» должна строиться вокруг инфраструктурного и дорожного строительства. При этом в Казахстане уже дважды сокращали государственный бюджет. В результате секвестру подвержены все статьи бюджета, в том и числе и государственные расходы на инфраструктурное и дорожное строительство. В этой связи при реализации новой экономической политики Астана будет вынуждена увеличить долю частного финансирования в проектах. Возможность этого также ставится под сомнение ввиду влияния кризисных явлений на финансовый рынок. Послание президента в этом году отличается тем, что общественности Казахстана практически прямым текстом сказано о снижении объемов государственной поддержки. Тем не менее, социальный сектор в свободное плавание все-таки никто не отпустит. Помимо заявлений о «страховании» депозитов физических лиц в национальной валюте, в Казахстане действительно наблюдаются процессы индексации заработных плат бюджетников, и повышение социальных выплат. Можно говорить о том, что последнее Послание народу Нурсултана Назарбаева наиболее приближено к реальности. Необходимость решения государственных проблем закреплена перед ведущими республиканскими ведомствами, а после должна отразиться и в нормативно-правовых актах страны. Помимо этого, новые инициативы, в особенности экономического характера, теперь не рассматриваются как драйверы роста экономики. Напротив, обозначенная программа была представлена, прежде всего, как фактор поддержки существующего уровня развития. Задан и инструментарий финансирования. Наиболее интересным пунктом при этом можно назвать новую волну приватизации, которая должна коснуться интересных для предпринимателей государственных активов. Таким образом, Послание президента Казахстана в этом году отличается позитивной «приземленностью». Новые экономические инициативы уже не рассматриваются как инструмент экономического роста. Власти дают понять, что в режиме кризиса, государству придется искать новые источники дохода, что автоматически отрицает возможность принятия новых экономических программ. В Послании прослеживается нить важности протекции социального сектора и сохранения доходов населения бюджетной сферы. Однако ничего не сказано о защите работников предпринимательского сектора, что можно назвать упущением государственного аппарата. При этом не может не радовать, что акцент на поддержку самих субъектов малого и среднего бизнеса до сих пор не смещается. Возможно, за счет этого предприниматели смогут сохранить рабочие места и уровень доходов наемных рабочих. Вместе с тем можно предположить, что на этот раз инструменты государственной поддержки будут не столь масштабны, как в предыдущие несколько лет. Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Поделиться: