Казахстан-2015: законодательное обеспечение Плана нации продвигается

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В рамках выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева» Парламент РК демонстрирует повышенную работоспособность по законодательному обеспечению данного процесса.
Казахстан-2015: законодательное обеспечение Плана нации продвигается
Казахстан-2015:законодательное обеспечение Плана нации продвигается В рамках выполнения Плана нации «100 конкретныхшагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства НурсултанаНазарбаева» Парламент РК демонстрирует повышенную работоспособность позаконодательному обеспечению данного процесса. Уже приняты такие законы,способствующие совершенствованию деятельности государства и его органов и ихвзаимодействию с обществом и его институтами, как, например, «О государственномаудите и финансовом контроле», «О государственно-частном партнерстве», «Обобщественных советах», «О внесении изменений и дополнений в некоторыезаконодательные акты по вопросам деятельности местной полицейской службы», «Овнесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РеспубликиКазахстан по вопросам развития местного самоуправления» и т.д.  Закон «Об общественных советах», который вступитв силу с 1 января 2016 года, упорядочивает вопросы создания и деятельностирассматриваемых органов, придавая этой деятельности более системный характер.Прежде всего, общественные советы станут не толькоконсультативно-совещательными, но и наблюдательными структурами, призванными представлятьинтересы гражданского общества и осуществлять общественный контроль за деятельностьюсоздавших их государственных органов. Такой подход позволит им не толькообсуждать определенные вопросы и предлагать свои рекомендации по их решению, нои фактически отслеживать, насколько данные предложения учтены и претворяются вжизнь. Если в составе большинства действующих приразных центральных и региональных органах власти общественных и экспертныхсоветах преобладают чиновники, то теперь такое положение поменяется. В рабочихгруппах, которые будут создавать общественные советы, представительствоинститутов гражданского общества и отдельных граждан составляет не менее 2/3 отобщего состава. В этой связи следует ожидать, что и в советы войдут главнымобразом представители общественности. Обращает на себя внимание и конкурсныйпорядок формирования общественных советов, а также выдвижение кандидатов в них некоммерческимиорганизациями, группами граждан и через самовыдвижение. Таким образом, руководителисоответствующих госорганов не смогут включать сюда исключительно людей, которыеудобны им по каким-либо личным или политическим моментам. Соответственноповысится уровень действительного участия общественности и объективности работысоветов. Важно и то, что кандидатом в члены того или иного общественного советаможет стать любой гражданин республики, достигший 18 лет. Такое положение можетпослужить стимулом для вовлечения к работе советов представителей молодежи. Еще более серьезным моментом является то,что впервые в казахстанское законодательство введено понятие «общественныйконтроль» и определены его основные формы, порядок и механизмы. При этом данныйконтроль смогут осуществлять не только общественные советы, но и, по их поручению,некоммерческие организации и граждане. Основными формами контроля определены общественныймониторинг, общественное слушание по разным вопросам и общественная экспертиза.Правда, последняя касается почему-то только проектов принимаемых уполномоченнымигосорганами решений по вопросам, связанным с сохранением благоприятной дляжизни и здоровья граждан окружающей среды. Поэтому данную форму общественногоконтроля следует ввести и в других сферах, где пересекаются интересыгосударства и общества. Поправки, внесенные в закон «О местном государственномуправлении и самоуправлении в Республике Казахстан», также предполагаютвзаимодействие государственных органов и заинтересованных граждан для решенияактуальных вопросов местного значения. Прежде всего, они дают старт длясоздания в ближайшее время в Астане, Алматы и городах областного значениятерриториальных советов местного самоуправления. При этом основные вопросысоздания и деятельности данных органов будут определены положениями,разработанными акиматами и утвержденными затем маслихатами данных городов. Влюбом случае все это расширит институциональную основу местного самоуправленияв Казахстане, представленную пока на низовом уровне сходами и собраниямижителей сельских населенных пунктов и городов районного значения, а также будетспособствовать вовлечению в процесс его осуществления заинтересованных горожан.А на днях президент РК подписал новыйзакон «О государственной службе», который до этого был возвращен им в парламентна доработку. Такое решение было обусловлено необходимостью определить четкуюпозицию по выходу госслужащих на пенсию по достижению ими установленногозаконодательством пенсионного возраста. В целом, среди положительных моментов рассматриваемогозакона следует отметить: 1) четкое распространение на сотрудниковправоохранительных органов и дипломатической службы, что повышает уровеньединства и системности регулирования государственной службы в целом; 2) включение в перечень принциповгосслужбы меритократии, предполагающей признание личных заслуг и достижений ипродвижение по службе, исходя из способностей и профессиональной подготовкигосслужащих;3) распространение конкурсного отбора напроцедуры продвижения по службе в рамках одного государственного органа иперехода на работу в другие госорганы. Представляется, что данная мера станетдополнительным ограничением для осуществления так называемых «командныхперемещений», когда смена руководителей различных госорганов приводит кнеоправданному увольнению госслужащих, работающих при прежнем руководстве, и ихзамене своими выдвиженцами; 4) законодательную регламентацию основныхфункций ответственных секретарей министерств, а также руководителей аппаратовцентральных госорганов и аппаратов акимов регионов;5) определение служебной дисциплины имеханизмов ее обеспечения, что призвано улучшить работу госслужащих; 6) усиление этической и антикоррупционнойсоставляющей госслужбы. В том числе это касается недопущения использованияслужебной информации, не носящей публичный характер, в личных или групповыхинтересах, необоснованных отказов в предоставлении физическим и юридическимлицам информации, не относящейся к государственным секретам, предоставленииданной информации в недостоверном или неполном виде и т.д.; 7) установление возможностей дляпривлечения на работу в государственные органы Казахстана граждан другихгосударств без занятия ими государственных должностей. Эта мера можетспособствовать позитивному вкладу иностранных специалистов, привлеченных, кпримеру, в качестве консультантов, в работу тех или иных госорганов республики.Безусловно, что само по себе содержаниеприведенных выше и иных законодательных актов, принятых в Казахстане с сентябряэтого года,  еще не является гарантией максимальногодостижения ими своего предназначения. Тем не менее, до конца года, видимо,следует ожидать принятия парламентом республики всего пакета законов в рамкахреализации Плана нации. А в следующем году начнется уже новый этап данногопроцесса - исполнительский, связанный с претворением данных законов в жизнь. Вэтой связи работы для государства и его органов заметно прибудет.   Талгат Адилов
Теги: Казахстан

Поделиться: