Алексей Старостин: В Узбекистане имамы повышают квалификацию каждые шесть лет

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Имам в Узбекистане – это человек уважаемый, это человек, который постоянно должен повышать свою квалификацию и быть эрудированным не только в религиозных вопросах, но и вопросах светских: он должен уметь доходчиво объяснить своим прихожанам все явления современной жизни.
Алексей Старостин: В Узбекистане имамы повышают квалификацию каждые шесть лет
     Расшифровка выступления заведующего кафедрой теологии Уральского государственного горного университета Алексея Старостина и фото отчет о результатах поездки делегации имамов и ученых Свердловской области в Узбекистан 12-17 ноября 2015 года."Дорогие друзья! Одной из целей нашей поездки в Узбекистан было налаживание связей с системой исламского образования в этой республике. Нас достаточно подробно с ней познакомили, и мне хочется отметить, что она многоуровневая, она полностью поддерживается государством.Система религиозного образования в Узбекистане Имам в Узбекистане – это человек уважаемый, это человек, который постоянно должен повышать свою квалификацию и быть эрудированным не только в религиозных вопросах, но и вопросах светских: он должен уметь доходчиво объяснить своим прихожанам все явления современной жизни.  Если человек избрал для себя духовную стезю и хочет получить духовное образование, он может поступить в одной из двенадцати медресе – среднеспециальные учебные заведения, где он после 9-го класса в течение трех-четырех лет получает образование и диплом. Что интересно, диплом медресе приравнен к светскому диплому, в нем написаны сразу три специальности, по которым этот выпускник может работать: имам-хатиб (имам в мечети), преподаватель основ религии в учебном заведении либо исламовед, тогда он может работать в светской организации.  Если человек хочет получить высшее духовное образование, он может поступить в Ташкентский исламский институт – одно из старых учебных заведений, которое было открыто в 1971 году и в котором получали образование имамы из РСФСР и Кавказа. Этот институт до сих пор действует, мы в нем побывали, поговорили с ректором и, самое главное, со студентами разных курсов.  Хочется отметить, что ребята и девушки, которые учатся в этом институте, очень образованные, вежливые. Они все придерживаются определенного дресс-кода: девушки в платочках и специальных платьях, юноши в пиджаках с галстуками и в тюбетейках. Все они всегда встают и здороваются, т.е. там существует определенная дисциплина. 60% знаний студенты получают в области ислама (чтение Корана, хадисоведение и т.д.), а 40% - это светские знания. После окончания этого института выпускник также может работать в трех сферах: в сфере образования, в духовной сфере и сфере прикладной, например, органах государственной власти.Женщины и духовное образованиеПолучают духовное образование в Узбекистане и женщины. В стране существует два медресе для женщин, а также специальное женское отделение в институте. Куда они идут работать после окончания учебных заведений? Имамами они стать не могут. В Узбекистане есть такая должность – махаля. Махаля – это квартал, на который делятся города. У махалля есть заместитель по женским вопросам, как у в Российской Федерации абыстай, т.е. женщины, которые преподают основы религии для девочек и женщин, решают различные вопросы. В Узбекистане, девушки, получившие духовное образование, идут работать на эту должность или также преподавателями.Ташкентский исламский университетТакже есть такое учебное учреждение, как Ташкентский исламский университет. Это государственное учреждение, основанное в 2008 году, и является оно светским несмотря на свое название. В нем готовят людей разных национальностей, там выступала даже русская студентка. Это будущие специалисты в области ислама, которые глубоко знают религию, испокон веков существующую в Узбекистане. Выпускники затем работают на разных должностях, все они также очень образованные, эрудированные ребята. Там работают очень уважаемые профессора, доктора наук. При этом университете существует диссертационный совет, где аспиранты защищают диссертации по филологии, лингвистике, истории, философии. То есть это кузница кадров, которая готовит экспертное, ученое сообщество.Что очень важно, в этом и других образовательных учреждениях существуют специальные отделения, где собирают старинные рукописи. Один из них – старейший в мире Коран Османа. Также там хранятся книги XVI-XVIIIвеков, написанные разными почерками, разными стилями, разной графикой и совершенно разные по содержанию. Такие собрания насчитывают до трех тысяч книг.Центра повышения квалификации имамовТакже в Узбекистане, в Бухаре существует Центр повышения квалификации имамов. В республике на сегодняшний день работают больше двух тысяч служителей исламского религиозного культа. Государство их обязало раз в шесть лет проходить повышение квалификации в этом учебном заведении.Обучение длится два месяца, группа состоит из 70 человек, которые все это время слушают лекции. Лекции читаются не только по религии, чтению Корана, хадисоведения и т.д., но и по светским дисциплинам: по социологии, политологии и т.п. Читают такие лекции именитые люди уровня членов Кабинета министров, ректора университетов.После обучения имамы сдают экзамен независимой комиссии в виде теста. Если имам не набрал нужное количество балов, ему дают возможность пройти еще одно повышение квалификации в Ташкенте и реабилитироваться. Но все понимают, что от успешности сдачи зависит дальнейшая карьера их служения и поэтому к учебе подходят с прилежанием. Приятно, что на этих курсах мы встретили двух из четырех имамов, которые приезжали к нам в Екатеринбург, с которыми мы встретились уже, как братья, как родные люди: обнимались и тепло общались.Договоренности между Россией и УзбекистаномМы провели переговоры о возможности подписания соглашения между Горным университетом и Институтом и Университетом в Ташкенте, у нас есть желание обмениваться с ними преподавателями и студентами, проводить совместную научную работу, участвовать в конференциях.Также было озвучено желание, чтобы молодые люди из Свердловской области как абитуриенты отправлялись в это старейшее бухарское медресе Мир-Араб, которое существует с XVIвека и было единственным медресе на территории Советского Союза, которое работало официально и где получили образование большинство наших муфтиев. К сожалению, в 1990-е годы эти связи были порваны, и нужно их восстанавливать. В медресе применяется ханафитский мазхаб с элементами суфизма, что муфтий хазрат уже отметил, который был и есть и у нас, на территории Урала, поэтому это нам близко и знакомо. Поэтому если бы мы отправляли туда наших религиозных деятелей, мы были бы спокойны за то, какое образование они там получают.***Заканчивая разговор о системе образования, хочу отметить, что имамом в Узбекистане может работать только такой человек, который получил образование на территории республики под контролем государства. Государство знает, чему его учили, кто и как его учил, и поэтому оно спокойно за этого человека, оно уверено, что он будет правильно вести работу с прихожанами в мечети. Это особенно важно в сегодняшней неспокойной обстановке."

Поделиться: