М. Лаумулин: Судьба казахстанского проекта. СВМДА в новых геополитических реалиях

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как известно, идея созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) впервые была представлена Президентом РК Н. Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года. Суть инициативы заключается в идее создания всеобъемлющей и универсальной системы азиатской безопасности. Идея о созыве СВМДА была поддержана 16 азиатскими государствами. В СВМДА выразили намерение участвовать Азербайджан, Китай, Египет, Индия, Иран, Израиль, Кыргызстан, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Турция, Узбекистан. Государствами-наблюдателями выступили Австралия, Индонезия, Япония, Корея, Монголия, Украина, США, Ливан, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, а также международные организации ООН, ОБСЕ, ЛАГ.
М. Лаумулин: Судьба казахстанского проекта. СВМДА в новых геополитических реалиях
 

Редакция сайта завершает публикацию выступлений участников Первого Форума по проблемам безопасности и сотрудничества в Центральноазиатско-Каспииском регионе. (Алматы, ИМЭП)

 

М.Т.Лаумулин, Главный научный сотрудник ИМЭП                    

Как известно, идея созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) впервые была представлена Президентом РК Н. Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года. Суть инициативы заключается в идее создания всеобъемлющей и универсальной системы азиатской безопасности. Идея о созыве СВМДА была поддержана 16 азиатскими государствами. В СВМДА выразили намерение участвовать Азербайджан, Китай, Египет, Индия, Иран, Израиль, Кыргызстан, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Турция, Узбекистан. Государствами-наблюдателями выступили Австралия, Индонезия, Япония, Корея, Монголия, Украина, США, Ливан, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, а также международные организации ООН, ОБСЕ, ЛАГ.

С 1992 по 2008 гг. процесс СВМДА прошел несколько этапов. В первоначальный период были проведены встречи экспертов МИД азиатских стран (Специальной Рабочей группы - СРГ), которые пришли к мнению о том, что разногласия, существующие в регионе, не должны стать препятствием для выработки государствами региона общих подходов к проблемам безопасности и сотрудничества. В ходе заседаний Специальной рабочей группы государств-участников СВМДА были рассмотрены проекты базовых документов - "Правила процедуры СВМДА", "Декларация принципов взаимоотношений государств-членов СВМДА", "Структура и институты СВМДА". В соответствии с Меморандумом, распространенным казахстанской стороной, была создана постоянно действующая Контактная группа, состоящая из представителей Посольств государств-участников, аккредитованных в Алматы. В сентябре 1999 года была проведена встреча министров иностранных дел государств - членов СВМДА, на которой была подписана Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами - членами СВМДА. В тексте Декларации нашли отражены базовые положения обеспечения международной безопасности в Азии: уважение суверенитета и прав государств-участников, сохранение территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга, мирное урегулирование споров, отказ от применения силы, разоружение и контроль над вооружениями, сотрудничество в социальной, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, уважение основных прав человека в соответствии с принципами ООН и международного права.

Первый саммит СВМДА был запланирован на ноябрь 2001 г., но из-за событий в Афганистане осенью 2001 г. был отложен на лето 2002 г. По итогам саммита в июне 2002 г. в Алматы были подписаны два документа: Алматинский акт и Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалога между цивилизациями. Алматинский акт стал главным итоговым документом саммита. Данный документ состоит из преамбулы и четырех основных глав, затрагивающих широкий спектр вопросов сотрудничества в рамках Совещания. Документ выразил основную суть деятельности СВМДА, призывая ее членов к укреплению мира, стабильности и безопасности в регионе и во всем мире через сотрудничество и взаимодействие.

Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалога между цивилизациями стала актуальным документом в свете борьбы против терроризма и отразила сложившую ситуацию в мире в этой области. Декларация выразила взгляд азиатских государств на проблему борьбы с терроризмом. Для Казахстана проведение международного форума такого масштаба спосооствовало укреплению позиции страны и поднятию авторитета республики на международной арене.

Для Казахстана и его лидера Н.Назарбаева проведение международного форума такого масштаба способствовало укреплению позиций страны и поднятию авторитета республики на международной арене. В 2006 г. состоялся второй саммит Совещания, также получивший существенный международный резонанс. Однако, следует отметить, что идея СВМДА зарождалась в международной обстановке и геополитических условиях первой половины 1990-х гг. С тех пор геополитическая ситуация неоднократно менялась в регионе Центральной Азии, на Азиатском континенте и в целом мире. Изменился характер угроз и вызовов международной безопасности. В целом документы СВМДА отражали эти изменения в международной обстановке. Но в целом СВМДА отражает представления о методах, практике и представлениях об обеспечении безопасности, характерных для политической и дипломатической практики XX века.

Как известно, 11 сентября 2001 г. террористические группы, которые предположительно направлялись «Аль-Каидой» из Афганистана, совершили крупнейшие в истории террористические атаки против гражданских и военных объектов в американских городах Нью-Йорке (башни ВТЦ) и Вашингтоне (Пентагон). Террористические акты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне и последовавшая за ними операция американских и английских войск в Афганистане имели следствием процесс кардинальной смены геополитической расстановки сил в мире, причем в предельно сжатые сроки.

Осуществив контртеррористическую операцию в Афганистане в 2001-2002 годах и разместив свои базы в странах Центральной Азии, США взяли на себя роль главного военного арбитра в центре Евразии; роль, от которой отказались все остальные ведущие державы региона. Выяснилось, что только американская военная мощь смогла ликвидировать режим талибов и снять непосредственную угрозу для Центральной Азии, таким образом, геополитическая карта Центральной Азии серьезно изменилась со времени после распада СССР.

Москва и Пекин, поначалу оказавших осенью 2001 г. существенную поддержку американским усилиям в борьбе с международным терроризмом, которая уже в начале 2002 г. столкнулись с качественно новой ситуацией в этом регионе, затрагивавшей их национальные интересы. Самым очевидным следствием произошедших геополитических изменений стало вполне откровенное и давно ожидаемое движение России в сторону Запада. Качественное изменение военно-политической ситуации в начале 2002 г. в Центральной Азии многими расценивалось как ослабление стратегических позиций Китая, в глубоком тылу которого появились военные базы США и НАТО.

В первой половине 2000-х гг. на геополитическую ситуацию вокруг и внутри Центральной Азии прямо или косвенно влияли следующие факторы: - военные конфликты с участием США и их союзников (Афганистан, Ирак); - ситуация на Ближнем Востоке; борьба с международным терроризмом; нефтяная политика ОПЕК; крупные транспортные и коммуникационные проекты (БТД, трубопровод Казахстан-Китай, Россия-Япония и т.д.); расширение НАТО и ЕС; интеграционная политика на постсоветском пространстве (ЕЭП); процесс смены правящих режимов в странах СНГ. Выход на политическую сцену государств Центральной Азии как более или менее полноценных субъектов международной политики, по-видимому, стало главным изменением геополитической ситуации в регионе в XXI веке, которое не было бы возможным в случае доминирования какой-либо одной державы.

Кроме того, настоящий период в развитии международных отношений характеризуется несомненным влиянием глобализации, которая проникает буквально во все сферы жизни. Развитие СМВДА должно учитывать этот фактор. Влияние глобализации проявляется наиболее заметно в сфере коммуникаций и средств массовой информации. На политическом и экономическом уровне влияние глобализации скрыто за фундаментальными и стремительными сдвигами в геополитике, международной экономике и мировом разделении труда, глобальной транспортной системе, движении торговых и финансовых потоков.

В конце XX и - особенно в начале XXI века основным содержанием глобализации стала ломка старой системы международных отношений, которая в результате пришла в разбалансированное состояние. Одним из наиболее негативных последствий этого процесса в глобальном масштабе стало обострение сложнейших проблем современности, затрагивающих жизненные интересы отдельных государств и всего мирового сообщества. Эта система глобальных проблем" включает в себя такие вопросы, как сохранение мира, укрепление всеобъемлющей безопасности, ограничение вооружений и разоружение, охрана окружающей среды, разработка и реализация рациональной демографической политики, рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов, создание сбалансированной инфраструктуры энергетики, исследование и использование Мирового океана и космического пространства в интересах мирового сообщества, борьба с бедностью и болезнями, предотвращение распространения наркотиков, преодоление отсталости, борьба с международным терроризмом.

У глобализации существуют свои непреложные законы. Она заставляет всех участников искать пути к созданию единых полей: правовых, информационных, экологических и экономических. Более того, она подталкивает человечество к вхождению в единое цивилизационное поле. Тем самым глобализация провоцирует такое яростное сопротивление со стороны традиционных культур и обществ. Этот вывод относится в первую очередь к процессу СВМДА, сферой деятельности которого является Азия с устойчивой доминантой традиционных культур.

Глобализация непосредственно влияет на формирование политики национальных государств. Все сферы политической жизни неизбежно получают внешнеполитическое и глобальное измерение. Это касается в первую очередь политики обеспечения безопасности и охрана окружающей среды. В целом, глобализация представляет собой политический,       экономический      и      социальный       феномен.             Современный

глобализирующийся мир предъявляет новые требования к странам по сохранению безопасности. Вызовы и угрозы глобализации в первую очередь влияют на степень защищенности (устойчивости) национальной безопасности. Национальные экономики становятся постепенно более интегрированными по мере расширения международной торговли, интернационализации инвестиций и финансового капитала. Глобализация предъявляет новые вызовы национальной безопасности отдельных государств. Первоначальный успех популяризации западной модели стал возможен во многом благодаря одновременно развернувшимся глобализационным процессам. Главной проблемой глобализации являются разрывы в различных областях экономико-финансового взаимодействия двух основных групп стран.

Меняется роль международных организаций и военно-политических блоков. Давно назрела необходимость реформирования ООН. Крупные геополитические изменения затронули всю Азию. Япония делает шаги к тому, чтобы пересмотреть свой военно-стратегический статус, существовавший в послевоенную эпоху. На передний план выдвигаются великие азиатские державы - Китай и Индия, способные в обозримой перспективе оказывать влияние не регионального, а всемирного масштаба. Разрушается система ядерного сдерживания и ядерного нераспространения, расширяется клуб неофициальных ядерных держав, исключительно за счет азиатских государств.

Назрела глубокая перестройка сложившихся геополитических и экономических отношений в Евразии. Россия возвращает себе роль великой мировой державы, которым она обладала во многом формально после распада СССР. Фактически утратило свои функции и требует радикальной перестройки Содружество Независимых Государств. Важной тенденцией мирового развития будет оставаться возрастающая роль энергетических ресурсов для глобальной экономики. В этой связи будет расти и роль евразийских государств, располагающих крупными углеводородными запасами. При этом их роль и влияние будут увеличиваться как на европейском, так и на азиатском направлениях. В последние годы необходимость реформирования (или упразднения) Содружества стала очевидной. В 2006-07 гг. эта проблема встала в полный рост, поскольку противоречия и разногласия между отдельными участниками СНГ стали видны невооруженным взглядом.

Развитие геополитической ситуации на Ближнем Востоке приближается к критической точке. Фактически, не удалось решить ни одного конфликтного узла. Более того, к старым проблемам конфликтам прибавились новые, угрожающие дестабилизацией всего региона. Практически зашел в тупик проект т.н. «Большого (Расширенного) Ближнего Востока». Регион Ближнего и Среднего Востока, который и прежде являлся чрезвычайно конфликтогенным, превращается в источник вполне реальной угрозы дестабилизации Южной Евразии, что самым прямым образом может затронуть СНГ, Кавказ и Центральную Азию.

На евразийском пространстве, Россия остается для ряда стран центром притяжения. Ядро группы формируют пять стран: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан и - в меньшей степени - Узбекистан. Вокруг этого ядра создается поле притяжения для менее крупных европейских стран (Молдавия) и государств Центральной Азии (Киргизия, Туркмения и Таджикистан). Москва действительно оставила всякие попытки реинтегрировать постсоветское пространство на основе универсальных принципов, справедливо полагая такую задачу бесперспективной. Однако параллельно с линией на укрепление двустороннего сотрудничества Россия предпринимала определенные шаги, направленные на объединение коллективных усилий для решения конкретных злободневных задач. Примером тому может служить создание АТЦ и КСБР, а также тройственное взаимодействие РФ, Казахстана и Азербайджана по проблемам Каспия.

В настоящее время ухудшение отношений между Россией и Западом является свершившимся фактом. Данное обстоятельство является долговременным фактором и является многоплановым по своему характеру и будущим последствиям. Ухудшение отношений коснулось таких сфер взаимодействия как экономика и энергетика, военно-стратегическая стабильность, борьба с международным терроризмом, а также различные области геополитического и геоэкономического взаимодействия России и Запада в Азии, Латинской Америке, на Балканах, в Африке и на Ближнем Востоке, и главное - на территории СНГ.

Первым (тогда еще скрытым) столкновением интересов РФ и Запада стала волна «цветных революций» на постсоветском пространстве в 2003-05 гг. Запад расценил в качестве одного из первых сигналов наступающего ухудшения своих отношений с Россией укрепление такого регионального института как ШОС, который открыто поставил в 2005 г. вопрос о временных рамках присутствия военных баз США в Центральной Азии. С 2006 г (речь Р.Чейни в Литве) Вашингтон позволяет себе открыто критиковать Москву.

Со своей стороны, Россия возмущена планами Соединенных Штатов разместить в странах ЦВЕ - Польше и Чехии элементы системы Противоракетной обороны (ПРО). Другой проблемой военно-стратегического характера является недовольство России состоянием и условиями Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Открытым вызовом Вашингтону со стороны Москвы стала Мюнхенская речь российского президента В.Путина в феврале 2007 г., в которой он открыто выразил несогласие России с существующей геополитической системой международных отношений, построенной на доминировании и гегемонии «одной сверхдержавы».

Афганистан по-прежнему остается одним из важнейших факторов военно-политической безопасности Центральной Азии. Некоторые периоды военно-политической стабилизации регулярно сменяются вспышками боевых действий. Эта страна остается основным производителем тяжелых наркотиков в мире, которые в значительной мере транспортируются через территории центральноазиатских государств. В этих условиях страны НАТО вынуждены наращивать свое военное присутствие, расширять зоны боевых операций и идти на сотрудничество с Россией и странами СНГ по вопросам транспортировки своих грузов в Афганистан. Тем самым вопрос выходит за прежние региональные рамки, затрагивает безопасность и стратегическое положение СНГ и отношения внутри Содружества, а также влияет на геополитическую ситуацию на Среднем Востоке и в Южной Азии.

Стратегическая активность США и НАТО в регионе дала сильный импульс развитию центральноазиатской политики России и Китая, преимущественно через такие интеграционные объединения, как ОДКБ и ШОС. При этом очевиден рост конкуренции между НАТО, ОДКБ и ШОС за углубление взаимодействия с государствами региона. Территория стран Центральной Азии стала полигоном для регулярных военных учений этих блоков.

Прошедший в апреле 2008 г. саммит НАТО в Бухаресте с участием стран-членов СЕАП убедительно показал, насколько атлантическая безопасность связана с евразийской. И хотя приема Грузии и Украины в очередь на вступление в альянс не произошло, тем не менее, эти события продемонстрировали, насколько НАТО оказывает сильное влияние на систему безопасности в Центральной Евразии. С учетом фактора Афганистана это влияние приобретает критический характер, особенно для Центральной Азии. Это неуклонное проникновение западных структур безопасности вглубь континента рано или поздно поставит вопрос о взаимодействии между Северо-Атлантическим альянсом и другими региональными структурами - ОДКБ и ШОС.

И наконец, полем столкновений и открытой геополитической и геоэкономической конкуренции стали проекты по прокладке новых маршрутов трубопроводов, в т.ч. из Центральной Азии и Каспийского региона. Концепция ЕС (поддерживаемая Соединенными Штатами) о «диверсификации энергетических поставок» на свои рынки носит открытый антироссийский характер. Учитывая этот и другие факторы, а также присутствие США и НАТО в регионе ЦА, очевидно, что набирающее силу ухудшение отношений между РФ и Западом непосредственно затронет международное и геополитическое положение государств Центральной Азии.

В настоящий момент ситуация чрезвычайно усугубляется конфликтом в Южной Осетии, спровоцированным Вашингтоном и Тбилиси. Все эти факторы не могут не сказаться на ситуации в сфере азиатской и евразийской безопасности, т.е. напрямую затрагивают проблематику СВМДА.

Большой интерес представляет то, что происходит внутри самой Центральной Азии - регионе, откуда идут импульсы по сохранению процесса СВМДА. Здесь мы видим, как накапливаются изменения, которые постепенно приводят к качественным сдвигам. Казахстан сохраняет за собой роли лидера, хотя потрясения на мировых финансовых рынках осложняют эту задачу. Попытки Астаны возобновить интеграционные (кооперационные) процессы в регионе наталкиваются на открытое и скрытое сопротивление некоторых республик региона.

Казахстан - ключевой стратегический партнер и союзник России в центральноазиатском регионе. Данная оценка основывается на его роли одного из ведущих локомотивов в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, а также исходя из геостратегического значения Республики для России, ее потенциала в энергетической, транспортно-транзитной, военной и иных сферах. Казахстанско-российские отношения стоят особняком не только от отношений России с государствами Центральной Азии, но и с другими странами СНГ. С одной стороны, Казахстан - один из наиболее лояльных и надежных партнеров России на постсоветском пространстве, непременный участник всех интеграционных процессов. Однако, с другой стороны, Астана все чаще заявляет своей политикой, что имеет свои собственные национальные интересы, свое видение международной ситуации, свои приоритеты во внешней политике. Таким образом, на сегодня список основных геополитических акторов оставался тем же, хотя их конфигурация и активность поменялись. Это Запад (в лице США, Евросоюза и Японии), Россия, Китай, исламский мир. Обратим внимание, что Индия все увереннее заявляет о своей заинтересованности в участии в делах региона. При этом Запад в лице США и ЕС начинает менять свою стратегию в Центральной Азии. Главный мотор этих изменений - энергетический фактор, а точнее - рост цен на углеводороды, их растущий дефицит и нарастание конкуренции за контроль над ресурсами и маршрутами их транспортировки. В этой связи Центральная Азия и Каспийский регион включаются в разработанную Западом систему т.н. диверсификации энергопоставок. Япония все больше проявляет интерес к урановой- промышленности Казахстана и других республик Центральной Азии.

Какие факторы сегодня влияют на безопасность Центральной Азии? Они традиционные: положение в Афганистане и военно-политическая ситуация в этой стране; ситуация вокруг Ирана и его атомной программы; состояние российско-китайских отношений; активность Запада и т.д. Но как будет развиваться события дальше? Очевидно, что Центральная Азия будет и дальше втягиваться в глобальные процессы. Но многое будет зависеть от судьбы интеграционных процессов в СНГ и процессов, инициированных и продвигаемых Россией. При этом основные игроки будут продолжать свою геополитическую активность в регионе.

Следует обратить внимание на еще один фактор. В октябре 2007 г. Республика Казахстан получила единогласное одобрение членов ОБСЕ возглавить эту организацию в 2010 г. Достаточно перспективной представляется идея связать европейскую и азиатскую системы безопасности - ОБСЕ и СВМДА. В то же время у Казахстана как у страны-председателя ОБСЕ появятся инструменты для налаживания диалога между этой организацией и НАТО с одной стороны, ШОС, ОДКБ и СВМДА - с другой.

В последние годы становится все более очевидно, что мировая система взаимоотношений вступает в новую фазу развития. На глазах меняется структура геополитических, геоэкономических, международных и транснациональных связей. При этом глобализация - в том смысле, как она понималась в 1990-е годы - является только элементом переформатирования сложной и меняющейся картины межгосударственных и межэкономических связей.

Меняется прежняя система мировых «центров силы»: на смену старым центрам геополитического и геоэкономического влияния (Запад) возникают новые (БРИК, зона АТР). Распадается старая финансово-экономическая система, сложившаяся в середине XX века и гарантировавшая прежде относительную валютно-финансовую стабильность. Стремительно меняются роли резервных валют, их соотношение и баланс. В недрах новых нарождающихся центров экономического влияния формируются новые валютно-финансовые союзы, которые рано или поздно выдвинут свои собственные валюты и построенные на функционировании системы.

Стремительно поменялась роль энергоресурсов, которые из хотя и важного, но все же стандартного объекта товарно-рыночных отношений превратились в инструмент стратегического характера и геополитического влияния. Кроме того, трансформируются прежние роли рынков труда, сырьевых рынков, биржевых и коммуникационных связей. Сдвигаются устоявшиеся направления и потоки товаров и капиталов.

На уровне национальных государств происходит падение роли государственных институтов, сужение суверенитета и изменение характера отношений между национальным и транснациональным факторами влияния на экономику. Драматические социально-политические изменения внутри обществ сопровождаются опасными демографическими и этническими мутациями. Все это происходит на фоне исчезновения прежней роли идеологии и возрастания роли религии и других видов ненаучного мировоззрения. Данный процесс находит выражение в социальной плоскости, так или иначе отражаясь на общественных процессах.

Таким образом, геополитическая и гоэкономическая картина современного мира остается сложной и противоречивой. По-прежнему сохраняется востребованность в определенном общемировом центре принятия решений по проблемам, касающимся глобального развития. Геополитическая картина современного мира в условиях глобализации стремительно меняется. Существующие тенденции отчетливо показывают, что идет процесс создания нового миропорядка. Приходится предполагать, исходя из того, что такой миропорядок не может обеспечиваться только одним глобальным центром. В этих условиях идея СВМДА обретает новое дыхание.

Поделиться: