Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тернистный путь казахстанской нефти на Запад

15.11.2015

Автор:

Теги:

Идея реализацииТранскаспийского коридора, как через строительство нефте- и газопроводов по днуКаспия, так и доставки углеводородных ресурсов танкерным флотом появилась последанных о наличии в Казахстане огромных запасов нефти. О строительствеТранскаспийского нефтепровода Актау–Баку стали говорить в середине 90-х годовпрошлого века и напрямую связывали с продвижением проекта Баку–Тбилиси–Джейхан.Инициаторы проекта считали, что «подключение» казахстанской нефти позволитмаксимально загрузить экспортный нефтепровод и усилит вовлеченность Казахстанав транспортировку каспийских углеводородов. Первоначальные планы предполагализавершить строительство трубопровода к 2003-2004 годам.

Трудностис разработкой месторождений в Казахстане и постоянный пересмотр прогнозовдобычи нефти скорректировали планы строительства нефтепровода, но не уменьшилиинтереса казахстанской стороны к идее транспортировать нефть черезТранскаспийский трубопровод. Подтверждением этому служат многочисленныезаявления представителей Казахстана и подписанные соглашения с Азербайджаном в1990-х и начале 2000-х годов.

Большоевнимание Казахстан уделял Казахстанской каспийской системе транспортировкинефти (ККСТ), предназначенной для экспорта казахстанской нефти через Каспийтанкерами. На первом этапе поставки танкерами по Каспию должны были составитьдо 10 млн т нефти. Мощность данной системы должна была вырасти до 38 млн. т.Ввод системы в строй планировался на рубеже 2010-2012 годов, когда, как рассчитывалив Казахстане, должна была возрасти добыча на «Кашагане». В Казахстане считали,что участие в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан позволит на практике реализоватьпринцип многовекторности в вопросах выбора транспортировки казахстанской нефтина внешние рынки. Исходя из подобных прогнозов, Казахстан реализовывал внешнююполитику в Каспийском регионе, подписывая различные соглашения с Азербайджаномо поставках нефти в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан.

Недожидаясь выхода новых месторождений на максимальный уровень добычи, Казахстанстремится диверсифицировать маршруты поставок своей нефти. В конце 2013 годаКазахстан принял решение о транспортировке углеводородных ресурсов через Каспийв объеме 4 млн. т нефти. Из этого объема 3 млн. т предназначена для нефтепроводаБаку-Тбилиси-Джейхан, а 1 млн. т. должна оставляться до грузинского терминалаКулеви на Черном море.

Трудности,с которыми сталкивается Казахстан при добыче нефти, позволяет ожидать появлениядополнительных объемов углеводородных ресурсов не ранее 2025 года. До этогомомента прокачку казахстанских углеводородов на внешний рынок способныобеспечить действующие трубопроводы. Так, основными направлениями экспортаказахстанских углеводородов в ближайшем будущем будет выступать российскоенаправление. Прежде всего, через трубопроводную систему Каспийскоготрубопроводного консорциума, мощность которого после 2015 года должна возрастидо 67 млн. т. И лишь затем Казахстану могут потребоваться дополнительныеэкспортные мощности, что повысит интерес к новым трубопроводным проектам, в томчисле и к маршруту через Каспийское море. Впрочем, большинство прогнозов,касающихся разработки нефтяных месторождений в Казахстане, носятпредварительные оценки. Это связано, прежде всего, с постоянными переносами началадобычи нефти на месторождении «Кашаган».

Дополнительныйинтерес к реализации проекта на «Кашагане» определялся отсутствием предпосылокдля наращивания добычи на уже действующих месторождениях, многие из которыхпрошли пик добычи. В итоге, в последние годы добыча нефти в Казахстанепрактически не росла. Так, если в 2010 году было добыто 81 млн. т нефти, то в2013 году – лишь около 82 млн. т. Хотя ранее в Казахстане ожидали выйти к 2015году на уровень добычи в 130-135 млн. т.

Постоянныйперенос начала добычи на «Кашагане» стал следствием отсутствия необходимыхтехнологий, способных преодолеть сложные геологические условия, большие глубинызалегания нефти, высокое пластовое давление, а также непростые климатическиеусловия, которые существуют в северной части Каспийского моря. Все эти факторызатрудняют освоение нефтяного месторождения, пуск которого первоначально былназначен на 2005 год. Затем сроки многократно менялись.

Последнийраз попытка начать добычу нефти на этом месторождении и осуществить еетранспортировку была предпринята в октябре 2013 года. Однако уже через два днядобыча была приостановлена после того, как были выявлены многочисленные трещиныв трубопроводе. Они появились в результате воздействия на металл попутного газас высоким содержанием серы. В итоге, возникла необходимость замены200-километров трубопровода, по которому нефть и газ транспортируются сискусственного острова на Каспии на побережье. Полная замена трубопровода на«Кашагане» займет много времени, а применение труб, устойчивых к агрессивнойсреде значительно удорожит проект, в который уже вложены значительные средства.Если в самом начале разработки месторождения инвестиции в его освоение непревышали 10 млрд. долл., то по мере осуществления подготовительных работстоимость постоянно возрастала. По последним оценкам суммарные инвестиции могутпревысить сто миллиардов долларов. В итоге, по предварительным даннымустранение неполадок может продлиться до 2016 года. При этом нет никакихгарантий, что после этого начнется стабильная добыча нефти.

Покабольшинство заявленных планов относительно данного месторождения остается набумаге, что ведет к снижению роли Казахстана в поставках нефти на внешниерынки, а соответственно, создает предпосылки для изменения расстановки сил вКаспийском регионе.

Несмотряна серьезные проблемы, связанные с освоением перспективных месторождений,Казахстан по-прежнему делает прогнозы, в которых ожидает увеличение добычиуглеводородных ресурсов. Этот фактор определяет линию Казахстана при обсужденииэкспортных маршрутов для потенциальных объемов углеводородных ресурсов.

Формированиеэнергетических потоков в Каспийском регионе и Центральной Азии может скорректироватьполитика Ирана, который все настойчивее заявляет о своих планах по увеличениюпоставок своего газа Европу. Пока речь идет об организации поставок газа в объеме10 млрд. м3. Для реализации подобных планов Иран намерен ускоритьстроительство необходимой инфраструктуры, которая позволит иранскому газудостичь европейских потребителей. Политическая изоляция Ирана, который втечении длительного времени был отстранен от обсуждения и реализациитрубопроводных проектов, привел к искусственному конструированию трубопроводнойархитектуры в Центральной Азии и Каспийском регионе.

 

Cергей Сергеевич Жильцов, заведующий кафедрой политологии и политической философии Дипломатической Академии МИД РФ

 По материалам доклада "Трубопроводнаяархитектура Каспийского региона: итоги и перспективы" наЭнергетическом форуме ШОС «Каспйская парадигма» (9 ноября 2015г., г.Актау)

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение