Леонид Гусев: Политика России в Центральной Азии должна быть "казахстаноцентричной"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
России необходимо учитывать претензии Казахстана к процессу евразийской интеграции (в частности, проблемы торгового дисбаланса и доступа на российские рынки) и вести с ним систематический диалог на эту тему. С другой стороны, Москва должна твердо указывать, что евразийская интеграция это взаимовыгодный процесс.
Леонид Гусев: Политика России в Центральной Азии должна быть "казахстаноцентричной"
Казахстан всегда принимал активное участие в развитииевразийской интеграции. Первоначально это приносило хорошие экономическиедивиденды. В этой связи интересно рассмотреть следующие цифры. По словам  вице-министра национальнойэкономики РК Тимура Жаксылыкова с 2010 по 2012 г. произошел двукратный росттоварооборота между Казахстаном, с одной стороны, Россией и Белоруссией, с другой.Объем торговли Казахстана со своими партнерами по ТС достиг  24,5 млрд. долл. США. Однако уже в тот периодстали проявляться и негативные экономические тенденции. В частности, быстреестала расти инфляция (произошел «экспорт инфляции» из РФ), выросли цены напродовольствие и стали намечаться торговые дисбалансы в отношениях с Россией.  Несмотря на отдельные повседневные проблемы (скажем, заметныйрост цен на продовольствие в связи с запуском ТС) отношение граждан Казахстанак этой структуре всегда было положительным.В 2013-2014гг. руководство Казахстана все больше стала беспокоить проблема определенноготоргового дисбаланса в отношениях с другими участниками процесса евразийскойинтеграции. Интересно в этом контексте рассмотреть отношение  правительства страны к таможенным пошлинам врамках ТС. Так, ещё в  2013 г. министерствоэкономики планировало представить на рассмотрение участников ТС предложения поунификации ввозных таможенных пошли.  Вчастности, Казахстан намерен настаивать на унификации вывозных пошлин нанефтепродукты. Министр финансов страны сообщил, что на 1 сентября 2013 годаКазахстан распределил на 26 млрд. тенге ввозных таможенных пошлин больше, чемполучил от России и Белоруссии. С 2012 года стала складываться динамика, указывающаяна то, что в Казахстане прирост импорта шел более высокими темпами, чем вРоссии и Белоруссии, и в связи с этим рост поступлений импортных пошлин былбольше, чем в вышеупомянутых странах. Это ведет к оттоку валюты из страны.Междутем, казахстанский экспорт в Россию уменьшается, а импорт из нееувеличивается.  Казахстан ввозит изРоссии товаров на сумму в 2,4 раза больше, чем экспортирует в РФ. Этот растущий торговый дисбаланс вызываетсерьезное недовольство среди определенных кругов казахстанской элиты. Всередине сентября 2013 г. Агентство РК по защите конкуренции заявило, чтовыявлено более 30 различных ограничений доступа казахстанских предпринимателейна рынки стран ТС.  Вице-президентНезависимой ассоциации предпринимателей РК Тимур Назханов указывал на то, чтоРоссия продвигает свои интересы и товары на рынок стран ТС в ущербэкономическим интересам Казахстана.  Особо активны в критике России казахстанскиепроизводители алкоголя. Недовольство высказывается и по другим поводам. Депутат Мажилиса Гульжана Карагусова заявила,что территория Таможенного союза быстро стала идеальной схемой для переводасредств в оффшоры. Кстати, сходная критика высказывалась и ЦБ России, так чтоона имеет определенные объективные основания. Несмотря на все эти дискуссии российско-казахстанскиеэкономические связи крепнут. Возникают и их новые измерения, например,миграционное. Ранее в Казахстане не было массовой трудовой миграции в Россию.Однако в настоящее время всё больше молодёжи с трудоизбыточногоюга страны едет в Россиюна заработки, констатирует директор департамента развитияпредпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Рустам Акбердин. Согласно данным ФМСРоссии на конец августа 2013 г. на территории РФ находилосьболее 600 тысяч граждан Казахстана. Их оказалось на 23,5 тысячибольше, чем приезжих из соседней Киргизии. Неожиданный приток казахстанцев в Россию связан с созданием ТС,который предусматривает свободное передвижение рабочей силы по территориямстран-участниц (Россия, Белоруссия, Казахстан). Между тем, рост миграции имееткак положительные последствия (усиление экономических и культурных связей), таки отрицательные (межэтническая напряженность). Поэтому следует учитывать всеаспекты развития российско-казахстанской интеграции и предпринимать усилия длясмягчения потенциальных проблем.Создание ЕАЭС будетвести к дальнейшему развитию российско-казахстанского сотрудничества. Междутем, становление ЕАЭС – процесс сложный, диалектически противоречивый. Онпроходит в сложной геополитической ситуации, связанной с ростом противостояния на постсоветскомпространстве между Россией и Западом в связи с общим обострением положениявокруг Украины.  Такая сложная геополитическаяситуация вынуждает руководство Казахстана вести осторожную, многовекторнуюполитику. Однако, в целом, следует отметить, что антироссийскую кампанию в СМИ,особенно, в контексте событий на Украине, официальное руководство Казахстана неподдерживает. Заключая, можно констатировать, что у Казахстана всегда был очень заметный интерес к  евразийской  интеграции. Руководство страны, лично президентН. Назарбаев позиционируют себя в качестве лидеров интеграционного движения на постсоветском пространстве. Однакопока это не привело  к отказу отмноговекторной внешней политики. Наоборот, достаточно серьезную роль в странеиграет часть элиты, которая поддерживает многовекторность. Этому способствуютопределенные претензии руководства Казахстана к некоторым дисбалансамевразийской интеграции (например, к проблеме торгового дисбаланса в отношенияхс Россией). Также Казахстан не хочет нести экономические потери от взаимныхсанкций России и Запада, наложенных в связи с конфликтом на Украине. В плане общего анализа ситуации в Казахстане вконтексте интеграционных процессов в зоне, прилегающей к территории России,целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства:1.            Становлениесистемы интеграционных связей происходит на фоне дифференциации интересовгосударств-участников и укрепления позиций различных группировок национальныхэлит, связанных с многовекторной внешней политикой (это особенно относится кКазахстану).2.            Продвижениеевразийской интеграции сопровождается расширением вовлечённости стран внешнегорегионального окружения (КНР, стран Запада) в двустороннее взаимодействие сближайшими российскими партнёрами – Казахстаном, Белоруссией, Арменией.3.            Перспективыглавных интеграционных форматов в экономической сфере определяются как объективнымимоментами (в частности, заинтересованностью в углублении традиционнойвзаимодополняемости хозяйственных систем), так и субъективными моментами (вчастности, многовекторными политическими интересами, доминирующими среди правящих кругов российских партнёров).Интеграционный фактор опирается в настоящее время преимущественно на российскийресурсный потенциал. Система многостороннего экономического сотрудничествастран-участниц ЕАЭС пока не способна в полной мере блокировать исходящие извнешней среды негативные стимулы для устойчивой интеграции экономического ядрапостсоветского пространства.  Но, сдругой стороны, и отрицательные внешние воздействия не способны остановитьпоступательное развитие российско-казахстанских интеграционных процессов. С учетомвсего вышесказанного можно сформулировать следующие практические рекомендации:А.      Россиинеобходимо учитывать претензии Казахстана к процессу евразийской интеграции (вчастности, проблемы торгового дисбаланса и доступа на российские рынки) и вестис ним систематический диалог на эту тему. С другой стороны, Москва должнатвердо указывать, что евразийская интеграция это взаимовыгодный процесс. Б.        Вроссийско-казахстанских переговорах необходимо учитывать фактор непреодоленноймноговекторности казахстанской внешней политики. Казахстан намеренинтегрироваться с Россией не в ущерб другим основным «векторам» своей внешнейполитики (ориентация на КНР, страны Запада). В.         Длядальнейшего продвижения евразийской интеграции Россия может использоватьвлияние Казахстана на страны Центральной Азии, активно сотрудничающие сКазахстаном в политической и экономической сферах. Российская политика вЦентральной Азии, по возможности, должна быть «казахстаноцентричной», а Москвежелательно с пониманием относиться к интересам Астаны.  ГусевЛ.Ю., старший научный сотрудникАналитического центра                                               ИМИ МГИМО (У) МИД России,  к.и.н.         

Поделиться: