Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Южная столица Казахстана: что там, за горизонтом?

11.11.2015

Автор:

Теги:

АндрейЧеботарёв

 


 

В ходепрошедшего 6 ноября т.г. в Алматы IX Гражданского форума аким города БауыржанБайбек представил вниманию участников проект Программы развития «Алматы-2020». Следуетотметить, что пятилетние программы развития территорий разрабатываются властямиобластей, городов Астана и Алматы в соответствие с Указом Президента РК «ОСистеме государственного планирования в Республике Казахстан» от 18 июня 2009года. К тому же завершается действие программы развития Алматы на 2011-2015гг., принятой в бытность акимом города Ахметжаном Есимовым.

Немаловажно ито, что рассматриваемый документ является одним из ключевых показателейдеятельности сравнительно недавно вступившего в должность алматинскогоградоначальника Бауыржана Байбека и его команды. Тем более, что совсем скороэта деятельность перейдет свой стодневный рубеж, когда принято давать оценкипервым результатам работы тех или иных чиновников и выстраивать на их основе определенныеожидания. Поэтому к разработке новой программы развития южной столицы Казахстанаподошли ответственно и весьма нетрадиционно.

Прежде всего, кработе над документом городские власти привлекли специалистов известнойамериканской консалтинговой компании «McKinsey & Company»,специализирующейся на вопросах стратегического управления. В связи с этим неслучайно, что в дальнейшем развитии Алматы, в частности,  учтены показатели различных международныхрейтингов. В их числе индексы инфраструктуры и качества жизни «Mercer», рейтинг Всемирного банка «Doing Business», Индекс уровня  загрязнений «Numbeo» и т.д. Скореевсего, также предполагается внедрение в работу городского акимата и егоструктурных подразделений определенных подходов и механизмов, сравнительноэффективно использованных в практике управления некоторых городов США и другихзарубежных стран.

Обращает такжена себя внимание использование таких подходов, как прозрачность, обратная связьс населением и общественная экспертиза. В первую очередь, проект Программыразвития «Алматы-2020» прошел тщательное, с разбивкой по секциям, обсуждение сучастниками IX Гражданского форума из числа представителей общественныхорганизаций, интеллигенции и экспертного сообщества. Документ также выставленна всеобщее обозрение на официальном Интернет-ресурсе Алматы с тем, чтобызаинтересованные лица смогли ознакомиться с ним и направить в акимат города своипредложения. При этом соответствующее обсуждение пройдет в течение месяца.

В содержательномотношении проекта заметны определенные отличия от прежней программы. Последняяпо своему стилю представляет собой документ преимущественноорганизационно-технического характера. Тогда как в «Алматы-2020» заложеназаметная идеологическая составляющая. Прежде всего, ее раскрывают следующиеосновные принципы: 1) забота о каждом человеке; 2) эффективные и экономичныерешения на основе передовых практик; 3) стимулирование бизнеса как драйвераэкономики; 4) максимальное вовлечение гражданского общества; 5) подотчетность иоткрытость местных органов.

Среди же приоритетовреализации новой программы выделяется «Город активных граждан», в связи скоторым высокая активность населения в разных сферах жизнедеятельностиофициально признана одним из наиболее важных условий развития Алматы. Такойподход предполагает, что городские власти намерены относиться к алматинцам и ихорганизациям не как к субъекту управления в контексте тех или иных направленийсвоей деятельности, а как к потенциальным партнерам в решении различныхактуальных вопросов. Хотя такое отношение еще предстоит доказать конкретнымиделами.

Контраст междубывшими и действующими функционерами горакимата виден и в оценках негативныхфакторов развития Алматы. Обе команды управленцев объективно признали в данномслучае серьезное миграционное давление, неблагоприятную экологическую ситуацию,высокий уровень безработицы и большую загруженность автодорог. Вместе с тем,обеспокоившись в свое время, к примеру, недостаточным количеством больничныхкоек для пациентов медицинских учреждений, экс-аким города и его подчиненные несильно озаботились жилищным обеспечением растущего населения мегаполиса.Поэтому справедливо, что на данную проблему, а также высокий износЖКХ-инфраструктуры и диспропорции в развитии районов Алматы обратили  внимание разработчики новой программы.Наконец, они отметили недостаточнуюскоординированность местных органов, что повлияло на нерешенность иоткровенную запущенность по многим важным вопросам развития города.

Несмотря наотмеченные в проекте «Алматы-2020» конкурентные преимущества и возможности длядальнейшего развития города, приходится констатировать, что предыдущаяпрограмма за 2011-2015 гг. по ряду показателей не была выполнена. В любомслучае все проблемные зоны и риски, обусловленные как объективными факторами вразвитии Алматы, так и недостатками в работе местных властей, теперь всецелоявляются сферой ответственности действующей команды во главе с БауыржаномБайбеком. И ко всему этому следует отнестись не как к «испытанию на прочность»,а как к хорошему стимулу для осуществления действий по воплощению программноговидения города в реальность.

В целом,представленный документ создает впечатление ориентации предстоящей работы поразвитию Алматы не на пиар, а на конкретные результаты. Но, как и все прочиеофициальные программы, планы и т.п., его можно будет положительно оцениватьтолько при неуклонной и последовательной реализации заявленных здесь целей изадач. Главное, чтобы ключевым индикатором развития южной столицы Казахстана вближайшей перспективе стали активное участие горожан в этой процессе и уровеньих доверия к городским властям.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение