Без создания совместных образовательных программ ЕАЭС останется проектом элит

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Поэтому на первый план выходят задачи коррелирования образовательных стандартов и образовательных программ. Не нужно выдумывать велосипед – уже существует Болонская декларация, Болонский процесс. Сейчас в них задействовано 49 государств. Россия с 2003 года, Армения с 2005-го, Казахстан подключился в 2010 году, Беларусь в 2015-м, остался только Кыргызстан. Мне кажется, что Казахстан и Армения больше всего продвинулись в этом направлении, потому что академическая мобильность у нас развита достаточно серьезно. В КазНУ имени аль-Фараби, где я работаю, мобильность и преподавателей, и студентов на высоком уровне. Мы сертифицируем наши образовательные программы, у нас есть программы по выбору.
Без создания совместных образовательных программ ЕАЭС останется проектом элит
Надо создавать правовую основу, регламентирующую вопросы развития интеграционных процессов в сфере образования. Также необходимо согласование государственных образовательных стандартов всех уровней. Об этом заявила профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби Галия Мовкебаева на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Дружные умы ЕАЭС: как согласовать образовательную политику?».Какой должна быть образовательная программа, система образовательных стандартов и вообще, нужны ли они сейчас, когда мы усиленно строим и ведем интеграционные процессы в ЕАЭС? Я думаю, что согласование необходимо. Иначе, без создания совместных образовательных программ, ЕАЭС останется конъюнктурным проектом элит. Многие говорят, что это проект руководителей. А все исходит из того, что население недостаточно осведомлено даже о работе ЕАЭС. Нужно вырабатывать новые подходы в области образования посредством экспертного обсуждения и деятельностью образовательных учреждений. И задача академического сообщества - довести до сознания людей, что же такое евразийская интеграция и каковы ее преимущества, как можно получить образование, обучаясь не только в вузах Европы или Америки, куда в основном стремится наша молодежь. Сегодня мало кто выбирает вузы Кыргызстана или Армении. Часть казахстанских абитуриентов уезжает в российские вузы –в Москву, Санкт-Петербург либо в областные центры приграничных районов, где получают гранты, либо платят сумму за обучение, которая существенно ниже, чем у нас.Поэтому на первый план выходят задачи коррелирования образовательных стандартов и образовательных программ. Не нужно выдумывать велосипед – уже существует Болонская декларация, Болонский процесс. Сейчас в них задействовано 49 государств. Россия с 2003 года, Армения с 2005-го, Казахстан подключился в 2010 году, Беларусь в 2015-м, остался только Кыргызстан. Мне кажется, что Казахстан и Армения больше всего продвинулись в этом направлении, потому что академическая мобильность у нас развита достаточно серьезно. В КазНУ имени аль-Фараби, где я работаю, мобильность и преподавателей, и студентов на высоком уровне. Мы сертифицируем наши образовательные программы, у нас есть программы по выбору. И это позволяет нашим студентам обучаться практически без проблем в вузах Европы и США. Да, конечно, евразийское образовательное пространство только формируется, но при этом оно является только частью мирового образовательного пространства. На сегодняшний день Болонская система является наиболее определяющей в образовании.В нашем университете создан научно-исследовательский Центр евразийской интеграции. Его возглавляет Жарас Омарович Ибрашев, профессор, который очень много делает для пропаганды евразийской интеграции. Одна из его идей – создание кафедр евразийской интеграции повсюду на евразийском пространстве и в странах ЕАЭС. Ведь уже существуют институты евразийской интеграции. Возможно, необходимо ввести в курс обучения или историю ЕАЭС, или процесс формирования Союза. Предполагаемыми формами сотрудничества в области образования могли бы стать межведомственные связи, разработка совместных педагогических программ, поиск новых подходов и обмен опытом в управлении образованием. Необходимо усиливать правовые основы обеспечения образовательных стандартов, проводить аккредитацию, приближать стандарты к одному знаменателю. В казахстанских вузах учитывается мнение потребительской аудитории – работодателей и студентов. Они выступают заказчиками. Согласно документам и стандартам работодатели входят в совет университета, они преподают даже определенные дисциплины. Участие работодателей в учебном процессе, кстати, необходимо при любой аккредитации – международной или республиканской. Работодатели видят студентов, могут определить тех, кого возьмут на работу. А студенты сами выбирают образовательную траекторию, курсы, которые им импонируют. Этот опыт надо распространять повсеместно.Я являюсь экспертом независимого агентства аккредитации, и когда мы аккредитуем различные вузы, в частности у нас в Казахстане, то приглашаются зарубежные специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, из Литвы, Болгарии, других стран Европейского союза. Этот процесс аккредитации показывает место и значимость университета в образовательной среде. Что касается КазНУ им. Аль-Фараби, то согласно методике международного британского рейтингового издания QS он занял 275 место. Всего три вуза из пространства СНГ вошли в этот список – МГУ, Санкт-Петербургский университет и наш. Кроме того, в КазНУ им. Аль-Фараби открыт глобальный хаб программы ООН «Академическое влияние». В рамках данной программы университет активно использует научно-образовательную среду в качестве инструмента для решения глобальных проблем. И может быть, стоит сделать КазНУ глобальным хабом ЕАЭС, по вопросам образования, устойчивого развития в сфере экономики, экологии, энергетики и т.д. на евразийском пространстве. Хотелось бы во всяком случае. Кроме того, например, при поддержке представительства ООН КазНУ стал частью всемирной студенческой игры «Модель ООН – Новый шелковый путь». Почему бы к данной игровой модели не добавить ЕАЭС?В этом плане стоит очень много задач. Самое главное, надо создавать правовую основу, регламентирующую вопросы развития интеграционных процессов в сфере образования. Необходимо организационное и научно-методическое обеспечение образовательного пространства, согласование государственных образовательных стандартов всех уровней. Система, которая сложилась – бакалавриат, магистратура, мы уже давно по ней работаем. С 2011 года перешли на систему Phd. В России только к этому приходят, у них остается старая система защиты кандидатских, докторских работ. Такая же система в Кыргызстане, в Беларуси, поэтому многие наши ученые едут в эти страны, там защищают докторские работы и потом их нострифицируют здесь. В Казахстане система нострификации тоже достаточно длительный процесс, поэтому актуальным становится вопрос о том, как можно его либерализировать, ускорить взаимоприменяемость дипломов и обеспечить возможность студентам беспрепятственно обучаться в любой стране ЕАЭС.Говорить о каком-то общем евразийском дипломе еще рано – мы только встали на путь интеграции. Но возможно стоит ввести определенные курсы, касающиеся ЕАЭС, создавать инновационные модели сотрудничества в сфере науки и образования, развивать академическую и образовательную мобильность. Такие вещи послужили бы общему развитию нашего евразийского пространства.
Теги: ЕАЭС

Поделиться: