Казахстан-2015: итоги октября. Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Мне кажется, что в Астане окончательно сделали ставку на «максимальную многовекторность». Рассматривая этот механизм как единственную возможность уйти от прямого участия в большой игре на какой-либо определенной стороне в нынешней, предельно конфликтной международной политике.
Казахстан-2015: итоги октября. Ч.2
    Продолжение интервью с заместителем исполнительного директора Политологического Центра «Север-Юг» Андреем Карповым. ИАЦ МГУ: Если обратиться к главным внешнеполитическим событиям октября, тона каких направлениях участие Казахстана можно расценивать как наиболееэффективное, действенное?   А.Карпов: Мне кажется, что в Астане окончательно сделали ставку на «максимальнуюмноговекторность». Рассматривая этот механизм как единственную возможность уйтиот прямого участия в большой игре на какой-либо определенной стороне внынешней, предельно конфликтной международной политике.  Суть и смысл подобного решения примернопонятен. Казахстан не желает испортить отношения с Москвой, Вашингтоном иПекином, но как можно достичь такого результата, если отношения между Россией иЗападом идут только в сторону ухудшения? Поэтому Назарбаев последовательновстречается с Порошенко и Владимиром Путиным, избегает резких оценок ситуациивокруг Украины и Сирии.   И все равно – всем не угодишь, Ашхабад,например, резко отреагировал на высказывания казахстанской стороны по ситуациина афганской границе. Это вроде бы частный случай, но он показателен, в томсмысле, что предсказать реакцию любой из сторон, так или иначе вовлеченных всирийскую, афганскую, украинскую проблемы, становится делом нереальным, привсех дипломатических талантах казахстанского руководства.  В итоге получается парадокс –многовекторность рассматривается как панацея от умножающихся проблем в мировойполитике, но сохранять этот вектор становится делом все более сложным. Событияоктября этот тренд максимально четко подсветили.   ИАЦ МГУ: Идея Нурсултана Назарбаевао создании «Исламского Форума» как инструмента борьбы с новыми угрозами,насколько она может быть востребована в практическом плане? А.Карпов: Обратите внимание, сразу после того какНазарбаев сделал это заявление, российское руководство довольно четко выразилоподдержку инициативам Астаны. Т.е. в плане российской позиции можно ожидать идальнейшего участия в такого рода проекте. Другой вопрос, что в нынешнихусловиях любая консолидация и кооперация требует неимоверных усилий. Дажетогда, когда на кону находится солидарное отражение угроз со стороны ИГИЛ.   Слишком велики противоречия междуосновными игроками и большой вопрос, удастся ли тем, кто сейчас реально готоввыступить в роли миротворца, а Назарбаев именно так позиционирует рольКазахстана в современных геополитических реалиях, предложить взаимоустраивающуюповестку дня. Посмотрим, что в итоге принесет визит Керри в Центральную Азии иего встречи с казахстанским руководством. судя по всему американский эмиссарлети в регион с самыми серьезными намерениями.  И еще один важный момент, могу полностьюсогласиться с мнением директора Аналитического центра МГИМО Андрея Казанцева,Казахстан важен для США как один из посредников в отношениях с Москвой.Посредники нужны, т.к. взаимное доверие между российской и западнойполитическими элитами утрачено. А таких посредников сейчас остается всеменьше.   ИАЦ МГУ: Мы говорим об отошениях с Москвой, Пекином, Вашингтоном, нонесколько в стороне остается тема отношений Казахстана и ЕС. Что нового принесоктябрь на этом направлении?  А.Карпов: Октябрь принес ожидаемую новость - офисБрюсселя в Астане заявил, что будет подписан новый документ о партнерстве,который  заменит соглашение о партнерствеи сотрудничестве 1999 года и "предоставит релевантную и прочную основуотношениям ЕС - Казахстан".  Чтокасается окончательных сроков, то документ будет подписан после его утверждения парламентами 28 стран-членовЕС.  Известно, что соглашение охватывает 29областей, в том числе экономику, торговлю и инвестиции, правосудие, а такжевопросы безопасности, верховенства закона, соблюдения прав человека, защитыперсональных данных. В Брюсселе давно настаивали нанеобходимости обновления условий сотрудничества с Астаной, если не ошибаюсь, топоследний документ такого рода был подписан еще в 1999 году. Ну, а для Казахстана вопросысотрудничества с ЕС все более очевидно сводятся к проблеме привлеченияинвестиций и технологий. На этом же направлении в октябре шли активныепереговоры с Токио, Сеулом, другими потенциальными партнерами. Что касаетсярезультатов этих усилий, то они пока что также не очевидны. Что же касается ЕС, то планы «переиздания»«Восточного партнерства» для стран ЦАР настолько прозрачны, что даже ненуждаются в особых комментариях. В итоге, каждая из сторон имеет в этомсотрудничестве свои резоны, вопрос только в том, в каких точках эти интересысовпадут?    

Поделиться: