Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Сергей Ильин: Особенности моделей государственности Казахстана

26.10.2015

Автор:

Теги:

Особенности моделей государственностиКазахстана:

история и современность. Часть 1  

 

2015 и следующий 2016 годы имеют серьезное значениедля Казахстана в силу их юбилейного характера. В этом году, как известно,страна отметила 550 лет со дня основания Казахского ханства и 20 лет принятиясвоей Конституции. А в следующем году исполнится 25 лет ее суверенномусуществованию. Все это лишний раз обуславливает интерес к довольно насыщенномунеоднозначными событиями процессу развития казахстанской государственности.  

Следует отметить, что государственность, согласнообобщению имеющихся в современных общественных науках ее определений,представляет собой универсальное и многомерное явление, которое отражает:

- состояние развития определенной нации, сумевшей создатьсобственное государство и его основные атрибуты, а в определенных случаях -восстановить эти институты, утраченные ранее в силу различных причин;

- приверженность соответствующего общества принципамопределенного государственного строя или государственного устройства.

Поскольку какой-либо четко определенной классификациимоделей государственности в современных общественных науках не наблюдается, топрименительно к Казахстану их можно сформулировать, исходя из следующих двухосновных факторов:

1. Фактор исторического развития государственности.

2. Фактор конституционно-правового статуса Казахстана.

Соответственно этим факторам можно выделить двеосновные группы моделей казахстанской государственности.

 

I. Исторические модели казахстанской государственности

 

Первоначальной среди данных моделей стала кочеваягосударственность, которая прошла два основных этапа в своем развитии.Относительно первого этапа речь идет о Казахском ханстве, которое официальносуществовало в период 1465-1718 гг. в качестве самой первой формыгосударственности казахского народа. Для него было характерно наличие монархиив ее раннефеодальных вариантах в сочетании с элементами патриархально-родовогостроя.

Второй этап кочевой государственности начинается сфактического распада Казахского ханства как единого государства и егоразделения на три специфические социально-политические образования, построенныепо хозяйственно-географическим признакам, - жузы: Улу (Старший), Орта (Средний)и Киши (Младший). Характерным показателем жузовой государственности былоналичие у каждого жуза своего хана.

К общим признакам кочевой государственности казаховследует отнести:

1) отсутствие ясно выраженной организации населения потерриториальному признаку, что обуславливало номинальность рубежей какКазахского ханства, так и трех жузов;

2) родовая организация населения, что нашло своеотражение в политическом устройстве государства и, в частности, фактическомотсутствии централизованной системы управления государством;

3) избирательный характер ханской власти,предполагающий избрание хана маслихатом – органом, представляющим собой съездсултанов и других представителей родовой знати. При этом маслихат имел правосмещать ханов, если они «не оправдывали надежды своих подданных»;

4) сословно-династический характер ханской власти,предполагающий избрание ханами исключительно представителей сословия торе -потомков Чингисхана;

5) ограничение ханской власти маслихатом, фактическипредставляющим собой высшую законодательную власть. В частности, начиная с 17века, ханы могли объявлять войну, заключать мир и направлять посольства вдругие государства лишь с согласия маслихата;

6) важная роль личного авторитета тех или иных ханов,фактически являющегося серьезным критерием измерения их реальных властных полномочий; 

7) моноэтнический характер государственности.

Кочевая государственность утратила себя по мереприсоединения казахских земель к Российской империи и упразднения ею институтаханов, что имело место в 20-40-х гг. 19 века. В результате на ее место пришла имперскаягосударственность, которая тоже прошла два этапа. Первый из нихотличает вхождение казахских жузов в состав Российской империи на правахпротектората. В данном случае речь идет о такой форме зависимости одногогосударства от другого, когда первое из них сохраняет свой суверенитетфактически во всех сферах, кроме внешней политики. Кроме того, Российскаяимперия установила для себя право утверждать ханов. Аналогичный форматвзаимоотношений российская администрация имела с Букеевской ордой, которая быласоздана ею в 1801 году в качестве вассального государства путем предоставлениятерриторий в междуречье Волги и Урала перекочевавшим сюда 5 тыс. семей во главес несостоявшимся ханом Младшего жуза Букеем.

Что касается второго этапа, то он был связан супразднением Российской империей института ханов во всех трех жузах иБукеевской орде и переносом на казахские земли российской системыгосударственного управления. Общими признаками имперской государственностиприменительно к Казахстану являлись:

1) раздел территории современного Казахстана свключением соответствующих земель в состав различных генерал-губернаторств;

2) территориальный принцип государственногоуправления, предполагающий жесткую централизацию данной системы;

3) совмещение руководителями соответствующихадминистративно-территориальных единиц – от генерал-губернаторов до уездныхначальников функций гражданской и военной власти;

4) сочетание имперской системы государственногоуправления с некоторыми элементами традиционного общинно-родового управления нанизовом уровне (институт избираемых волостных управителей и аульных старшин,суд биев)

5) полиэтнический характер государственности,обусловленный главным образом результатами переселенческой политики имперскойадминистрации.   

Февральская, затем Октябрьская революции 1917 годаспособствовали появлению качественно новой модели - автономной государственности. Ее проявлением стала Алашскаяавтономия, провозглашенная на прошедшем в Оренбурге 5-12 декабря 1917 годаВтором общеказахском съезде. Инициаторами создания данной автономии выступилипредставители созданной в июле того же года партии «Алаш». 

Отличительными чертами рассматриваемой автономнойгосударственности были:

1) намерения относительно развития государственности наэтнокультурной основе, что предполагало включение в его состав регионов сказахским населением по признакам единой культуры, истории и единого языка, вформате автономии в составе Российской Республики; 

2) национально-демократический характер государственности,обусловленный сочетанием элементов национального и демократическогогосударства; 

3) формирование собственных институтов власти,включая, прежде всего, высший орган автономии – «Алаш-Орду»;

4) признание главенствующей роли центральных институтоввласти России. В частности, Конституцию Алашской автономии предполагалосьутвердить Всероссийским учредительным собранием;

5) отсутствие в условиях гражданской войны 1918-1920гг. полного и постоянного контроля «Алаш-Орды» над территорией Алашской автономии,что делало последнюю чисто номинальным государственным образованием; 

6) вынужденное и носящее непостоянный характерполитическое балансирование «Алаш-Орды» между основными противоборствующимисилами – «красными» и «белыми» на условиях признания ими национальной автономииказахов.

Однако в конечном итоге лидеры Алашской автономиипризнали советскую власть, что обусловило фактическую ликвидацию данногогосударственного образования. На смену последнему в этой связи пришла советскаягосударственность.

 

Продолжение следует


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение