Ситуация на таджико-афганской границе может усложнятся и без попыток боевиков проникнуть на территорию страны

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
ПРООН в Таджикистане А.Зуев Ситуация на таджико-афганской границе может усложнятся и без целенаправленных попыток боевиков проникнуть на территорию Таджикистана.
Ситуация на таджико-афганской границе может усложнятся и без попыток боевиков проникнуть на территорию страны
Ситуация на таджико-афганской границе может усложнятся и без попыток боевиков проникнуть на территорию страны, - постпред ПРООН в РТ   CA-NEWS (TJ) - Ситуация на таджико-афганской границе может усложнятся и без целенаправленных попыток боевиков проникнуть на территорию Таджикистана. Продолжения и интенсификация боевых действий в северном Афганистана может спровоцировать волну беженцев в северном направлении. Также может осложниться криминогенная ситуация в приграничных районах и могут сузится возможности для эффективной борьбы с международной наркоторговлей. Об этом в эксклюзивном интервью CA-News заявил постоянный координатор ООН и постоянный представитель ПРООН в Таджикистане Александр Зуев. - В чем особенности стратегического партнерства ПРООН со странами Центральной Азии? Какие программы реализуются в Таджикистане? Какие программы намечаются? - ООН поддерживает страны Центральной Азии в достижении Целей развития тысячелетия (ЦРТ) до 2015 года и новых Целей Устойчивого развития до 2030 года. Сотрудничество осуществляется в соответствии с UNDAF на 2010–2015 гг., а также в соответствии с новым UNDAF до 2020 года, в котором определены основные направления нашего партнерства с Таджикистаном: содействие в повышении экономического благосостояния, защита прав человека, образование, здравоохранение, предотвращение распространения ВИЧ-инфекции и нарко-потребления, социальная защита детей и раннее детское развитие. Таджикистан, особенно уязвим и чувствителен к внешним изменениям. Глобальная и региональная экономическая и политическая обстановка может измениться в течение короткого времени, как это мы можем наблюдать в России и Центральной Азии. В связи с этим, на наш взгляд Таджикистан должен развивать прочный потенциал для анализа, а главное, смягчения неблагоприятных факторов, чтобы смог своевременно адаптироваться к таким событиям. Несмотря на все определенные трудности, стране предоставлены возможности для экономической интеграции в рамках ВТО и других платформ. Принимая во внимание важность использования регионального сотрудничества в Центральной Азии посредством организованных мероприятий по повышению адаптации и устойчивости экономики в регионе, ПРООН совместно с правительством Исламской Республики Афганистан, правительством Кыргызской Республики и правительством Республики Таджикистан учредила общую структуру Трехстороннего Регионального Агропромышленного Консорциума (АКТ) для улучшения регионального экономического сотрудничества в сфере агро-пищевой отрасли, обеспечения продовольственной безопасности и повышения конкурентоспособности продукции стран участников на внешних рынках. Важно также отметить роль ПРООН в продвижении инициатив развития приграничного сотрудничества и улучшения благосостояния населения живущих в приграничных территориях с Исламской Республикой Афганистан и Кыргызской Республикой. ПРООН также стремится к расширению сферы и масштаба сотрудничества Юг-Юг и трехстороннего сотрудничества для продвижения новых перспектив развития, особенно в таких областях, как местное управление, доступ к правосудию и социальная интеграция. Одна из важнейших региональных проблем Центральной Азии, которая приобрела общемировое значение - это водные ресурсы. Вне сомнения, решение современных водохозяйственных проблем на национальном, региональном и международном уровнях требует комплексного сочетания адекватной поддержки со стороны международного сообщества и национальных усилий стран Центральной Азии, сталкивающихся с проблемами в области обеспечения водными ресурсами. ПРООН помогает государственным властям лучше управлять и улучшать условия для развития бизнеса и привлечения инвестиций. Мы помогаем частному сектору, в части создания большего количества рабочих мест для бедных и уязвимых слоев населения. Мы стремимся улучшить возможности домохозяйств по получению дополнительных доходов. ПРООН активно поддерживает продвижение торговли в Таджикистане. Говоря более конкретно, в период с 2014 по 2015 годы, 11 малым и средним предприятиям из агро-перерабатывающей отрасли Таджикистана (половина из которых получили сертификат HACCP) была оказана помощь для участия в торговых выставках, заключении контрактов, где сумма некоторых контрактов составляет около 2,5 миллионов долларов США, а также в расширении возможностей для трудоустройства в стране. Мы активно работаем с ЮНКТАД для использования передовой международной практики в разработке рекомендация по улучшению процесса продвижения инвестиций в Республику Таджикистан. Мы поддерживаем государственно-частный диалог на местном уровне, продвигаем государственно-частное партнёрство, улучшаем доступ к источникам финансирования, укрепляем профессионально-техническое образование и стремимся расширить возможности для трансграничного сотрудничества во всех областях и со всеми соседями. Намеченные программы: Используя свои прочные партнерские отношения с государственными учреждениями на всех уровнях, ПРООН будет последовательно и устойчиво поддерживать реформы, и будет работать над наращиванием потенциала для решения всех наших совместных программных приоритетов. Деятельность ПРООН будет направлена на поддержку Правительства Республики Таджикистан в его деятельности по достижению новых Целей Устойчивого Развития, разработке и осуществлению приоритетов вытекающих с Национальной Стратегии Развития на период с 2016 по 2030 годы, а также Среднесрочной Стратегии Развития на период 2016-2020 по продвижению экономических и демократических реформ, улучшению окружающей среды и продвижению участия гражданского общества в процессах развития на национальном и местном уровнях, способствуя продвижению гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в качестве главного фактора перемен и признанного лидера в процессах развития. 2015 год является особенным для нас ввиду разработки новой Национальной среднесрочной Стратегии на 2016-2030, реализации следующей программы нашей новой Страновой Программы на 2016-2020 гг. ПРООН сосредоточится на ряде ключевых приоритетов, таких как развитие новых партнерств; мобилизация ресурсов; акцент на эффективность, модернизации и инновации; дальнейшее укрепление целостности рабочих процессов, основанных на международно-признанных корпоративных принципах и ценностях. Согласно стратегическому плану ПРООН (2014-2017 гг..), наша работа будет направлена на достижение трансформационных результатов в области развития в следующих приоритетных областях: улучшение государственного управления, верховенства закона и доступности к правосудию, где ПРООН будет поддерживать политику и возможности для более эффективного, прозрачного, подотчетного и восприимчивого правительства в целях принесения большей пользы гражданам и повышения их уверенности в общественных учреждениях; устойчивый и объективный экономический рост при дальнейшей поддержке со стороны ПРООН развития частного сектора путем создания благоприятной среды для ведения бизнеса, торговли и привлечения прямых иностранных инвестиций; социальная справедливость и защита уязвимых групп населения от насилия и дискриминации при поддержке Правительства со стороны ПРООН в решении проблем насилия в семье и ускорения глобальных реформ в области социальной защиты; и гибкость и экологическая устойчивость, где ПРООН будет способствовать созданию комплексных и с учетом гендерных аспектов подходов к развитию, устойчивости общин к изменению климата и связанных с климатом опасностям согласно Стратегическому плану ПРООН. - На какую сумму были реализованы программы ПРООН в Таджикистане? - Ежегодно в разных странах мира ПРООН оказывает помощь, которая в денежном выражении равна $5 млрд. Помощь Таджикистану оценивается в сумму, превышающую $30 млн. ежегодно, – благодаря нашим донорам и партнёрам, которые доверяют нашей миссии и уверены в том, что она ориентирована на результаты. Этому успеху способствуют усилия народа и правительства Таджикистана, которые давно выбрали ПРООН своим важным и стратегическим партнёром. Для сохранения актуальности своей деятельности в глобальном масштабе ПРООН недавно приняла новый Стратегический план, в котором бедные и уязвимые граждане, включая женщин, находятся в центре внимания. В рамках нового Стратегического плана мы намерены оказывать поддержку, посредством сокращения бедности и создания условий для экономического роста, таким образом, чтобы многие поколения людей продолжали получать пользу от нашей деятельности даже после завершения проектов. Чтобы граждане могли учиться, иметь доступ к услугам здравоохранения, к чистой воде, электричеству и трудоустройству, и чтобы они жили в безопасной экологической среде! Мы будем содействовать укреплению потенциала правительственных ведомств, чтобы они могли наилучшим образом поддерживать свой народ. В рамках этой поддержки государственные учреждения научатся лучше слышать голос народа и удовлетворять потребности малоимущих, женщин, тех, кто проживает в сельской местности, инвалидов, тех, кто нуждается в юридической помощи. Мы будем помогать учреждениям и сообществам готовиться к кризисным ситуациям и стихийным бедствиям; будем укреплять их навыки для скорейшего выхода из таких ситуаций, чтобы свести ущерб к минимуму и не позволить разрушить ценные результаты программ, направленных на развитие. ПРООН в Таджикистане внимательно анализирует свою деятельность в стране, чтобы понять, как наилучшим образом реагировать на изменяющиеся потребности народа и как правильно направить свои усилия согласно стратегическому плану. - Насколько улучшение экономического развития повлияло на ситуацию с бедностью в Таджикистане? - Уровень бедности согласно национальной черты бедности в 2014 году составил 32%, снизившись с 73% в 2003 году. Уровень крайней бедности, которая измеряется пищевой чертой бедности в 2250 ккал на человека в сутки, снизился с 20% в 2012 году до 16,8% в 2014 году. Для достижения этого, Таджикистан уже провел важные реформы для поддержки социально-экономического развития и улучшения делового и инвестиционного климата, как это было признано международным сообществом. Сейчас Таджикистан завершает реализацию своей стратегии долгосрочного и среднесрочного развития. В прошлом году в ходе рассмотрения Национальной стратегии развития, которая завершилась проведением Форума развития в феврале 2015 года, у нас был шанс пересмотреть и обсудить текущие проблемы страны и будущие приоритеты, такие как: диверсификация, конкурентоспособность и экономическая эффективность. ПРООН считает, что приверженность Таджикистана этим приоритетам может значительно повысить устойчивость страны к внешним шокам и снизить уязвимость людей. ПРООН также считает, что экономическое развитие должно осуществляться рука об руку с надлежащим управлением, так как это может уменьшить неравенства в социально-экономическом положении между мужчинами и женщинами, богатыми и уязвимым, и между теми, кто проживает в городах в и отдаленных кишлаках страны. Вот почему ПРООН продолжает поддерживать Правительство Таджикистана в части завершения Национальной стратегии развития на 2007-2015 годы, а также оказывать поддержку в разработке новой Национальной стратегии развития и Документа среднесрочного развития для продвижения справедливости и устойчивости, наряду с укреплением экономики страны. Правительство Таджикистана, в ходе недавнего обзора Национальной стратегии развития, признало вклад ПРООН в процессы совместного планирования на районном уровне в качестве одних из наиболее заметных достижений. Подход, на основе совместного участия, а также комплексный межотраслевой подход, позволил местным общинам извлечь выгоду из более благоприятной бизнес среды и наладить доступ к экономической инфраструктуре и микро-финансированию, создавая рабочие места и деятельность, приносящую доход. - Насколько Таджикистан улучшил свои позиции в докладе человеческого развития за последние 5 лет? Каков этот индекс в сравнении со странами ЦА? - Таджикистан находится на 133 месте из 187 в списке стран мира по индексу человеческого развития с индексом соответствующего среднему уровню человеческого развития – 0,607 и имеет значительный потенциал для продвижения вверх по всем основным параметрам ИЧР. За период устойчивого экономического роста показатель ИЧР Республики Таджикистан (данные за 2000- 2013 гг.) в среднем вырос на 1,07 % в год. Если рассматривать динамику Индекса ЧР за последние пять лет (информация по индексам ЧР за 2014г. будет представлена после Презентации Глобального Доклада о ЧР в конце октября 2015г.), то мы имеем следующие показатели отражающих без сомнения позитивную тенденцию: 2009г. – 0,592 2010г. – 0,596 2011г. – 0,600 2012г. – 0,603 2013г. – 0,607 Иными словами, только за один год - за период с 2012 по 2013 год Таджикистан улучшил свои показатели практически по всем основным компонентам Индекса ЧР (за исключением ожидаемой продолжительности жизни), при этом идя вровень, а по некоторым показателям – и опережая, другие страны Центральной Азии. - Известно, что этот год показал рекордно высокие температуры во многих регионах мира. Аномально жаркая погода была зафиксирована и в странах ЦА. Как Вы оцениваете прогнозы экспертов об изменении климата в регионе и во всем мире? - Проблема изменения климата была особо отмечена в выступлении г-на Эмомали Рахмона на юбилейной 70-й Ассамблее ООН. "Многолетние наблюдения свидетельствуют об усилении влияния климатических изменений на природу и социально-экономическое положение в нашей стране. Согласно этим наблюдениям, за последние 60 лет среднегодовая температура воздуха в Таджикистане повысилась на 1 градус Цельсий; возросло число дней с обильными осадками; повысилась частота и интенсивность стихийных гидрометеорологических явлений, ускорился процесс таяния ледников. Этим летом из-за аномально жаркой погоды и обильных осадков в высокогорной части нашей страны произошли стихийные бедствия, которые нанесли ущерб экономике страны на сотни миллионов долларов США и, к сожалению, повлекли за собой человеческие жертвы. Известно, что климатические изменения стали причиной сокращения запасов воды, хранящихся в ледниках и снежниках, расширения площади засоления грунтовых вод, а также увеличения интенсивности и изменчивости осадков. В свою очередь, изменение гидрологического цикла отрицательно влияет на водную, энергетическую и продовольственную безопасность, а также может повлечь за собой дополнительные риски наводнений и экстремальной засухи В этих условиях, на наш взгляд, следует серьезно пересмотреть применяемые методы управления водными ресурсами и их использования с тем, чтобы обеспечить надежную адаптацию с учетом не только климатического фактора, но и дальнейшего роста населения и экономики в мире, а также дефицита ресурсов пресной воды. В Центральной Азии, где водные ресурсы являются ключевым фактором обеспечения устойчивого развития стран региона, необходимость выработки комплексного регионального плана по адаптации к изменению климата назрела давно. Актуальность реализации подобного плана также вызвана стремительным сокращением площади ледников региона вследствие изменения климата. Исследования показывают, что после 60-ых годов прошлого века ледники региона, которые являются основным источником питания рек Центральной Азии, сократились на одну треть." - Спецслужбы стран Центральной Азии отмечают рост напряженности в приграничных районах Афганистана в связи с выводом войск коалиции? Как Вы оцениваете ситуацию с безопасностью в регионе в связи с ухудшением обстановки в Афганистане? - Ситуация с безопасностью в регионе серьезно ухудшилась. Последние события в Кундузе – временный захват боевиками важного регионального центра в северном Афганистане – указывают на то, что возможности Талибана по дальнейшей дестабилизации ситуации намного значительнее, чем ранее предполагалось большинством экспертов и аналитиков. Особо важно отметить, что такие возможности сконцентрированы не только в регионах на юге и юго-востоке Афганистана, где позиции Талибана были традиционно сильны, но теперь и на севере страны. Особою тревогу вызывает факт скопления сил боевиков, в районах, прилегающих к границам Афганистана с Таджикистаном. Пока что нет признаков, что целью этой концентрации является активное продвижение боевиков на север. Такую цель, однако, нельзя исключать, если принимать во внимание присутствие значительного количества выходцев из Центральной Азии в рядах боевиков. Ситуация на таджико-афганской границе может дальше усложнятся и без целенаправленных попыток боевиков проникнуть на территорию Таджикистана. Продолжения и интенсификация боевых действий в северном Афганистана может спровоцировать волну беженцев в северном направлении. Также может осложниться криминогенная ситуация в приграничных районах и могут сузится возможности для эффективной борьбы с международной наркоторговлей. ООН проводит системную работу по мониторингу ситуации, анализу возможных сценариев ее развития, и оценке сопутствующих рисков. Также, в тесной координации с правительством Таджикистана, ведется подготовительная работа по реагированию на возможные гуманитарных вызовы связанные с ростом напряженности в приграничных районах Афганистана . - Насколько осложняет обстановку в Центральной Азии появление боевиков «Исламского государства» в Афганистане? - Действия «Исламского государства» являются очень серьезным вызовом и для мирового сообщества в целом и для нашего региона в частности. Появление боевиков этого движения на территорию Афганистана безусловно усложняет процесс проведения внутри -афганского диалога по достижению устойчивого мира и усиливает вероятность дальнейшего распространения данной экстремистской идеологии в Центральной Азии. Присутствие «Исламского государства» в непосредственной близости к центрально азиатскому региону значительно увеличивает возможности данного движения по проведению агитации и рекрутированию новых членов движения в этом регионе. Существующие данные об уровне присутствия боевиков «Исламского государства» в Афганистане пока что недостаточны для того чтобы оценить уровень угрозы вовлечения этих боевиков в непосредственное проведения террористических актов на территории стран Центральной Азии. - В отчете International Crisis Group говорится, что в Центральной Азии растет риск возникновения конфликтов на почве водных ресурсов. Насколько, по Вашему мнению, высока эта угроза в ближайшее время? - Такая угроза существует, но ее уровень не следует преувеличивать. В странах региона существует глубокое понимание необходимости поиска мирных решений по урегулированию споров и конфликтов по водной проблематике. Через свои странновые офисы и через Региональный Центр Организации Объединенных Наций по Превентивной Дипломатии для Центральной Азии (РЦПДЦА) ООН всячески поддерживает усилия стран региона по развитию диалога и нахождению решений по водным вопросам. Так, в частности, система ООН всецело приветствовала возобновление работы таджикско-узбекской межправительственной комиссии о котором было заявлено после встречи глав стран в ходе саммита Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) в Душанбе в сентябре 2014 года. Эффективная работа таких комиссий является важным условием достижения прогресса в урегулировании и водных споров и других проблемных вопросов межгосударственного сотрудничества.  http://www.ca-news.org/print:1167548/    

Поделиться: