Откровенных фриков от истории в Казахстане нет

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как в анекдоте про студента, который поступил на истфак и ему сказали: «Каким бы ты не был крутым, не важно, что ты умеешь и знаешь, запомни: всегда носи с собой штопор». Вот это «поднесение штопора» и является проблемой. У нас, к сожалению, когда намечается «банкет», то есть какой-либо исторический юбилей, так историков в публичном пространстве появляется – пруд пруди. И каждый – со своей приятной версией прошлых событий.
Откровенных фриков от истории в Казахстане нет
 Интервью с известным казахстанским политологом Эдуардом Полетаевым.__________________________________________________________________________  24 октября в Оренбурге стартует посвященная годовщинебитвы за Москву Международная вахта памяти «Нас миллионы панфиловцев»,организованная автономной некоммерческой организацией «Содружество народовЕвразии». Международная акция, посвященная подвигу панфиловцев, пройдет помногим городам России: Челябинску, Екатеринбургу, Новосибирску, Уфе, Москве.Легендарная Панфиловская дивизия формировалась вкритические для страны месяцы из жителей Казахстана и Киргизии, связав их вбоевое братство с народами России.  1. Как казахстанцы хранят память о подвигах панфиловцев?Какое место занимает Великая Победа в календаре памятных исторических дат РК? Я вижу, что подвиг панфиловцев для казахстанцев имеетсерьезную значимость. Еще со времен школьных учебников все в курсе, чтоКазахстан внес серьезный вклад в достижение общей Победы. А панфиловцы ужедавно стали частью казахстанской истории, впрочем, как и кыргызстанской. Образыпанфиловцев хранят улицы, музеи, школы, памятники, мемориал Славы в парке имени28 Героев-панфиловцев. Именно в этом парке запечатлены фигуры героев, грудьюзащищавших Москву. Как и слова политрука дивизии Василия Клочкова «ВеликаРоссия, а отступать некуда - позади Москва!».Парк - место особенное. Когда-то здесь было кладбище, затем разрушенноеселем. Парк много раз называли по-всякому, но как только в 1942 он получил имя28 героев - панфиловцев, так сразу же зуд его переименований закончился. А вэтом году в Астане к 70-летию Победы был открыт памятник генералу ИвануПанфилову .9 мая в Казахстане – один из главных государственныхпраздников. В нынешнем, юбилейном году 70 лет Победы является одной из 4-хважных идеологических дат (наряду с 20-летием Ассамблеи народа Казахстана,20-летием Конституции, 550-летия Казахского ханства). Сохранением исторической памяти в стране занимаются разные общественныеорганизации – от школьных музеев боевой славы до советов ветеранов. Люди помнятподвиги ветеранов, и каждый год у Вечных огней в казахстанских городах можноувидеть десятки тысяч людей, несущих цветы. В этом году ветераны ВеликойОтечественной войны, труженики тыла были награждены юбилейной медалью, получилиразные суммы выплат и подарки. Национальный банк выпустил к 70-летию Победывыпустил памятные монеты, и часть из них подарил ветеранам. Города Волоколамск и Капшагай стали побратимами, делегации отправляютсядруг к другу в гости, Вечный огонь в капчагайском парке привезен изВолоколамска.Есть, правда, небольшая проблема – судя по некоторымвысказываниям в соцсетях и комментариям к статьям, имеется обида на то, что вРоссии, когда говорят или пишут о панфиловцах, редко акцентируют внимание нато, что 316-я (8-я гвардейская) стрелковая дивизия формировалась именно изграждан Казахской ССР и Киргизской ССР. Это важно также с той точки зрения, чтодивизия – особенная, одна из двух именных, которые были Советской Армии (другаябыла названа в честь Василия Чапаева). 2. Какие механизмы сохранения памяти об историческомпрошлом наиболее активно используются в Казахстане? Насколько активноприсутствуют местные историки в СМИ и социальных сетях? Главный и эффективный механизм известен – это учеба ивоспитание. Он, в свою очередь обеспечивают сохранение исторической памяти. Вэтом плане все хорошо, в целом, общее восприятие событий ВОВ консолидирует казахстанскоеобщество. Однако, были в этом году эмоциональные дебаты по поводу использованияв Казахстане Георгиевской ленточки, как символа Победы. Ряд деятелей утверждали,что она - то символ оккупации Казахстана царской Россией, то символсепаратистов, мол, ее используют жители Донбасса в своих целях. В результате вКазахстане появилась своя лента цвета государственного флага с изображениемордена Отечественной войны. Впрочем, ленточные эмоции быстро сошли на нет.При этом в Казахстане люди, курирующие идеологическую сферу,прекрасно понимают, что сохранение исторической памяти является важной задачей государственнойполитики, системно и серьезно занимаются данным вопросом. Ведь из опытапроблемных государств хорошо известно: если историческая память у людей однойстраны разная и полна противоречий, дело может дойти до гражданской войны. Уисторической памяти велика потенциальная сила, ведь она основана на стереотипах,следовательно, превращается в определенные ценностные ориентации. Последние, всвою очередь, отражаются на некоторых казахстанских историках. То есть в своихработах эти люди не всегда руководствуются научной истиной, предпочитаяконъюнктуру. Как в анекдоте про студента, который поступил на истфак и емусказали: «Каким бы ты не был крутым, не важно, что ты умеешь и знаешь, запомни:всегда носи с собой штопор». Вот это «поднесение штопора» и является проблемой.У нас, к сожалению, когда намечается «банкет», то есть какой-либо историческийюбилей, так историков в публичном пространстве появляется – пруд пруди. Икаждый – со своей приятной версией прошлых событий.Впрочем, следует признать, что ситуация с историческойнаукой в Казахстане в целом неплохая, к тому же государство активно ееподдерживает. К примеру, архивисты и историки выезжают в зарубежныекомандировки, привозя оттуда ценные источники исторической информации.Благодаря платному образованию и Единому национальному тестированию у молодежистали лучше обстоять дела с профессиональной ориентацией, все больше людей наистфаки поступают по призванию, а не потому, как раньше, что не удалосьпоступить на более престижный факультет. Откровенных фриков от истории вКазахстане нет, в отличие от некоторых других постсоветских государств. Многоисториков имеют свои страницы в социальных сетях, правда, далеко не всегда онидоминируют в трендах. В них больше представлено пиарщиков, журналистов,политологов, экономистов и бизнесменов. Историки предпочитают традиционные СМИвроде газет или журналов.  3. В какой степени молодежь Казахстана вовлечена впроцесс сохранения исторической памяти в Победе? Начну с того, что для молодежи, не важно, в какой она странеживет, характерны наличие неустойчивого политического кредо вкупе смаксимализмом и разнообразием интересов. Это связано с ее самоутверждением вовзрослой жизни. В результате позиция молодежи в отношении интереса к тем или инымисторическим событиям бывает противоречивой. То есть часть молодежи активно интересуетсясобытиями времен ВОВ, тем более, что в последнее время вышло многокинопродукции на эту тему. Другая же часть значимость тех событий для судеблюдей и мира в целом не осознает, воспринимая ее, как компьютерную игру Worldof Tanks. В этом смысле молодежь уязвима, потому что традиционные механизмысохранения памяти о ВОВ не всегда работают. Каналы получения информации имежличностной коммуникации уже совершенно другие. Разве многое можно найти оПобеде в App Store или Google Play?Однако нельзя сказать, что по отношению к историческойпамяти о Победе у молодежи доминирует негативный эффект. Просто Победа для неедальше по времени, а реальных свидетелей этого великого события с каждым днемостается все меньше. Тем не менее, в Казахстане доминирует поколенческаяструктура общества. Мнение отцов и дедов для жителей страны авторитетно изначение описываемых старшими событий непреходящи. Поэтому оценка ВОВ дляказахстанской молодежи в значительной степени зависит от мнений старшегопоколения, а они в основном адекватные. Как заметил один из спикеров на экспертномклубе, который я организовывал, если из родственников кто-то воевал, для тогоили иного молодого человека ВОВ никогда не будет чужой. 4. Каково Ваше личное отношение к таким форматамроссийско-казахстанских общественных инициатив как Вахта памяти? Всегда важно объединяющее начало, оно стимулирует единство ивзаимопонимание. Сейчас, в условиях капитализма, жесткого стартапа для новыхнезависимых государств, который все еще продолжается, характерна конкурентнаяборьба между людьми, их понятиями и оценками тех или иных событий. А это, всвою очередь, приводит к разобщенности, а иногда даже к неприятию друг друга. Болееразными становятся интересы, ментальные позиции, порой проявляется недовольствонекогда общими традициями. Одной из ключевых проблем того, что мы, Победители иих наследники, теперь живем в разных государствах, является то, чтонравственный стержень у людей теперь в меньшем авторитете. На смену морально-нравственнымценностям пришел грубый материализм, другими словами, у кого больше денег, тоти прав. Поэтому такая общественная инициатива, как Вахта памяти, является лучомсвета, она внушает уверенность и оптимизм в том, что мы стремимся быть людьми,а не антропоморфными Скруджами МакДаками. И как бы там не было, в истории ипамяти народной панфиловцы переживут всех своих врагов. Потому что в основе ихподвига лежали светлые и чистые чувства, отнюдь не корыстные помыслы. ОниМоскву и общую Родину не по контракту защищали.

Поделиться: