Россия, Москва

info@ia-centr.ru

"СИЛЬНАЯ ООН - ГАРАНТИЯ ПРОЧНОГО МИРА"

21.10.2015

Автор:

Теги:

https://www.interfax.kz/?lang=rus&int_id=13&news_id=270

Председатель сенатапарламента Республики Казахстан Касым-Жомарт ТОКАЕВ: 
"СИЛЬНАЯ ООН - ГАРАНТИЯ ПРОЧНОГО МИРА"

https://uploads.interfax.kz/20151021_tokayev.jpg24октября ООН отпразднует 70-летний юбилей. В преддверии этого события спикерсената парламентаКасым-Жомарт ТОКАЕВ в интервью агентству"Интерфакс-Казахстан" поделился своим мнением о роли Организации вразрешении современных международных угроз, об усилиях Казахстана вустановлении мира в зонах конфликта.

-Касым-Жомарт Кемелевич, 24 октября Организация Объединенных Наций отмечает70-летний юбилей. Вы более двух лет совмещали несколько высоких постов в ООН -заместителя генерального секретаря, генерального директора отделения ООН вЖеневе, генерального секретаря конференции по разоружению. На Ваш взгляд,насколько сегодня организация способна справиться с актуальными международнымиугрозами? Как восприняло международное сообщество инициативы президентаКазахстана Нурсултана Назарбаева на юбилейной сессии Генассамблеи ООН пореформированию?

- ООН продолжает оставаться универсальной ибезальтернативной международной организацией, отражающей волю всего мировогосообщества.  Имея в своих рядах 193 государства, ООН обладает уникальныммандатом деятельности, охватывающим вопросы безопасности, экономического исоциального развития, защиты прав человека, охраны окружающей среды.

Президент Казахстана, выступая  наюбилейной сессии Генеральной Ассамблеи, подчеркнул, что благодаря ООН в мире небыло глобальных войн, проблемы безопасности и развития с трудом, но все женаходили решения.

Современный мировой порядок, конечно, далек отсовершенства, мир раздирают противоречия, вызовы и застарелые проблемы. Но надопонимать, что без ООН мир был бы гораздо хуже, более опасен для жизни иблагополучия человечества. ООН справедливо критикуют за излишнюю бюрократию,неповоротливость при урегулировании  экстренных ситуаций, к тому же впоследние годы Совет Безопасности,  к сожалению, не в состоянии приниматьрешения, ведущие к урегулированию острейших проблем современности. И, тем неменее, ООН по-прежнему является организацией, на которую с большой надеждойобращают свои взоры миллионы людей  во многих странах.

В повестке дня ООН остаются проблемыурегулирования международных конфликтов, контроля над вооружениями, ядерногонераспространения, изменения глобального климата и ухудшения экологии, борьбы сбедностью и пандемиями, противодействия киберпреступности, наркотрафику, торговлелюдьми. Без ООН эти проблемы  никак не решить, потому что требуютсямасштабные международные действия.

С другой стороны, ООН - это мы: государства,народы, неправительственные организации и движения. Без нашего  активногововлечения в процессы решения острых международных вопросов ООН сама по себе сними не справится. Позиция стороннего наблюдателя здесь неуместна.

Поэтому Нурсултан Назарбаев, будучи одним изсамых опытных политиков современности и имеющий несомненные заслуги передмировым сообществом в деле ядерного разоружения, выступил в ООН с интересными,свежими и далеко идущими инициативами, направленными на снижение международнойнапряженности и улучшение благосостояния народов. Казахстанский лидер, можносказать, заглянул за горизонт времени, предложил разработать в рамках ООНконцепцию "Новое будущее" ("New Future"), приуроченную к100-летию ООН. Здесь нет никакого прожектерства, это предложение продиктованожеланием сделать мир более безопасным для наших детей и внуков.

Исходя из этих соображений, Нурсултан Абишевичпредложил также создать всемирную сеть противодействия международномутерроризму. Эта угроза благополучию граждан практически всех стран выходит напервый план, с ней надо бороться сообща.

В условиях глобальной нестабильности крайне важноподтвердить верховенство международного права. И здесь роль ООН не можетподвергаться сомнению. Поэтому глава государства с трибуны ООН предложилсозвать представительную конференцию по международному праву.

ООН должна играть центральную роль в международныхделах. Казахстан в лице его лидера, президента Назарбаева, вновь заявил обисключительной важности всемерной поддержки целей и задач ООН, соблюдения ееУстава, ведь именно ООН - гарантия прочного мира.

 

-Конфликт в Сирии продолжается уже несколько лет. По-Вашему, в чем кроютсяистоки кризиса, каким Вы видите его исход? Учитывая, что официальная Астана -сторонник мирного урегулирования сирийского конфликта, поддерживает лиКазахстан действия российских ВКС в Сирии, и какова роль военной операции РФ?Какой, по мнению нашего государства, должна быть Сирия после урегулированияконфликта?

- Сирийский узел противоречий складывался неодин год. Затянувшийся конфликт имеет внутреннее, региональное, глобальноеизмерения. Сегодня в этой стране переплелись интересы целого ряда стран.Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, открывая общие дебаты ГенеральнойАссамблеи, выделил пять стран - США, Саудовскую Аравию, Россию, Иран и Турцию,от которых сегодня зависит урегулирование сирийского кризиса и будущее Сирии какгосударства. Будучи главой Женевского Отделения ООН, я занимался организациейпервой международной конференции по Сирии "Женева-1", состоявшейся 30июня 2012 года.  Итогом той встречи стало Женевское коммюнике "Группыдействий по Сирии", этот документ является единственной институциональнойдоговоренностью по сирийскому конфликту. Дальнейшие переговоры, двусторонние имногосторонние усилия не принесли результатов. Более того, за это времяпоявился и развернул свою преступную деятельность крупнейший в историитеррористический интернационал под названием "ДАИШ/ИГИЛ".

В этой ситуации нельзя не согласиться с мнениемроссийского руководства, что с террористами, кроме армии Башара Асада икурдского ополчения, реально никто не боролся. Военная операция России проводитсяпо просьбе законного правительства Сирии, на основе международного права.Поэтому есть основания считать, что эта акция против террористов в Сирииявляется своевременной и необходимой.

В то же время всем прикаспийским странам нужнопозаботиться о том, чтобы в будущем сделать этот уникальный водоем морем дружбыи сотрудничества и не допустить его милитаризации.

Возвращаясь к Ближнему Востоку, нужноподчеркнуть, что крайне важно подавить терроризм, в противном случае будущего уСирии как целостного государства не будет. Нужно помочь сирийскому народу выйтина путь мирного строительства. Эта страна, безусловно, нуждается и вполитических, и в экономических реформах, но они могут начаться только послеликвидации террористической угрозы, при посредничестве и согласии ведущихдержав. Сирия должна стать демократическим государством, в котором будутуважаться права и свободы человека, в том числе строго соблюдаться праванациональных и религиозных меньшинств.

 

- Астанав этом году дважды приняла у себя переговоры представителей сирийскойоппозиции, а в 2013 году в Казахстане были проведены два раунда переговоров поиранской ядерной программе. Как Вы считаете, помогут ли усилия нашей страны врешении международных конфликтов и не станут ли эти шаги лишь "пиаром"Казахстана, как утверждают некоторые скептики?

- Стабилизация обстановки в Сирии,урегулирование иранской ядерной проблемы – это вопросы, имеющие отношение кнациональной безопасности  Казахстана. Мы заинтересованы в мире истабильности вокруг наших границ, на достижение этой цели сориентированаказахстанская внешняя политика. Казахстан достиг заметных успехов намеждународной арене как государство, последовательно выступающее за ядерноеразоружение, укрепление евроазиатской безопасности, взаимовыгодноесотрудничество со всеми  заинтересованными странами. В этом очевиднаязаслуга нашего лидера, который, разумеется, не нуждается в "пиаре",тем более по такому запутанному вопросу, как межсирийское урегулирование.Казахстан руководствуется единственным желанием помочь сирийскому народуобрести достойное будущее.

 

-Проблема религиозного экстремизма, активная деятельность так называемого"Исламского государства" ставит под угрозу международнуюбезопасность. Какие меры необходимо принять мировому сообществу в борьбе с этимзлом?

- Терроризм угрожает фундаментальным устояммеждународной безопасности. Через глобальные вербовочные сети в ряды радикаловвовлекаются молодые люди из многих государств мира. Псевдорелигиозная риторикаслужит оправданию чудовищных актов, шокирующих все человечество.

Необходимо консолидироваться против этого зла, издесь свое слово должны сказать не только политики и военные, но и религиозныелидеры. Они должны призвать всех людей осудить злодеяния террористов, встать назащиту фундаментальных ценностей современной цивилизации.

Главный фактор нерешенности этой проблемы –разобщенность различных государств. Поэтому президент Казахстана предложилобъединить усилия государств в противодействии международному терроризму иэкстремизму. Речь идет не только о силовом противостоянии, но и эффективной координации спецслужб с целью пресечения деятельностиэкстремистских группировок, совместной работе дипломатических ведомств длявыработки общих документов в международных организациях, в первую очередь вООН.

Очень важно изъять религиозный фактор изсовременных конфликтов,  что невозможно сделать без прямого вовлечениядуховных лидеров.  Поэтому недавний Съезд лидеров мировых и традиционныхрелигий в Астане был посвящен диалогу политических и религиозных деятелей. Надостижение этой цели направлена и инициатива президентов Казахстана и России осоздании форума "Ислам против терроризма", высказанная на днях вАстане.

 

- Можетели Вы отметить некий прогресс в решении украинского кризиса?

- На сегодня единственной платформой дляпрекращения  конфликта являются Минские договоренности, основанные науважении суверенитета и территориальной целостности Украины. Несмотря наимеющиеся разногласия по выполнению Минских соглашений, можно говорить о стремлениисторон к продолжению диалога.

В последние недели поступает информация о том,что перемирие стало относительно устойчивым. Но отказ от вооруженных действий иотвод вооружений – это лишь первые шаги в урегулировании ситуации. Нужновыполнить Минские соглашения в полном объеме. Следует отметить, что главанашего государства предпринял активные усилия, чтобы прекратить противостояниена Украине. По-сути, первая встреча в Минске состоялась по его инициативе.

 

- Давайтепоговорим об интеграции в рамках СНГ. Со дня создания Евразийскогоэкономического союза прошло уже более года, и сейчас намечаются конкретные шагипо сотрудничеству ЕАЭС с Европейским Союзом. На Ваш взгляд, что положительногодля Казахстана даст этот интеграционный процесс, и на чем нужно сконцентрироватьсяв первую очередь?

- На сегодня все государства ЕАЭС испытываютсложности, связанные с экономическим кризисом. Снижение цен на сырье,девальвация валют, падение фондовых рынков – все это требует быстрого иквалифицированного  реагирования. На днях президент дал поручениеправительству подготовить антикризисный план. Но любой кризис – это не толькоспад экономики и негативные последствия для общества, но и возможностьосуществить структурные преобразования. Все мы должны извлечь уроки из этогокризиса, чтобы усилить нашу способность своевременно принимать эффективные мерыдля ограждения наших экономик от катаклизмов, а наших граждан – от трудностей ипотрясений.

Для Казахстана Европейский Союз являетсякрупнейшим торговым партнером, далее следуют Россия и Китай, поэтому мызаинтересованы в сотрудничестве с ЕС при том понимании, что это будет выгоднокак Казахстану, так и всем нашим партнерам по ЕАЭС.

Продвигая евразийскую экономическую интеграцию,мы не должны забывать о ее фундаментальных принципах: свободное передвижениетоваров, капитала, рабочей силы, создание совместных предприятий, углублениечеловеческих контактов. Успех этого мегапроекта целиком зависит от того,насколько продуктивно мы будем работать над его реализацией, как на национальномуровне, так и в рамках Евразийской экономической комиссии. А работы оченьмного, ведь мы прошли только начальный этап становления ЕАЭС.

 

- Нанедавнем форуме "Евразийская экономическая перспектива" было многозаявлений о необходимости наращивать взаимодействие с Китаем, о перспективахсопряжения ЕАЭС и "Экономического пояса Шелкового пути". Какиевозможности откроются при реализации этих инициатив для Казахстана?

- Огромный потенциал китайского рынка имеждународные проекты Китая представляют большие перспективы для ЕАЭС. Китайсегодня предлагает миру такие возможности в сфере торговли и инвестиций, какиене может предоставить ни одна другая страна. Взять, к примеру, инициативу"Экономического пояса Шелкового пути", выдвинутую председателем СиЦзиньпинем два года назад в Астане. Китай активно развивает свои западныепровинции и в этой связи еще больше заинтересован в укрепленииторгово-экономических отношений с Центральной Азией и Россией. Нам же нужнопринять участие в транзите товаров между Китаем и Западной Европой. Поэтомувзаимодействие с КНР - это возможность модернизироватьтранспортно-коммуникационную инфраструктуру ЕАЭС и стать важным связующимзвеном в торговле между Европой и Азией.

 

- Врамках поручений главы государства по реализации "Плана нации – 100конкретных шагов" перед парламентом поставлена задача в оперативномпорядке обеспечить реформы необходимой законодательной базой, принять несколькодесятков новых законов. Как отразятся на казахстанцах претворяемые в жизньданные законодательные инициативы?

- Пять институциональных реформ - не простопредвыборная платформа Елбасы, это комплексный план, который обеспечит новыйрывок в развитии Казахстана на фоне серьезных потрясений в мировой экономике иполитике.

Хотел бы напомнить, что аналогичную масштабнуюмодернизацию законодательства страны президент осуществил в середине 1990-хгодов, когда за короткое время издал пакет указов, имеющих силу закона инаправленных на ускорение рыночных реформ. Именно тогда была либерализованаэкономика, обеспечена свобода и поддержка предпринимательства, получиладинамичное развитие банковская система, привлечен крупный иностранный капитал.

Сегодня в приоритетах главы государстваувеличить долю среднего класса, сбалансировать развитие регионов, искоренитькоррупцию, создать новые рабочие места и укрепить единство нации. Беззаконодательного обеспечения невозможно гарантировать прочное лидерство нашейстраны в реформах. Парламент Казахстана в тесном взаимодействии справительством успешно справляется с данной масштабной задачей. Работа пореализации плана нации "100 шагов" ведется уже более полугода, мыпланируем завершить законотворческий этап реформ к первой половине ноября.

- Спасибоза интервью!

Октябрь, 2015
© 2015 Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"
Ссылка при использовании обязательна


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение