Четвертое заседание Клуба молодых евразийских историков проходит в Астане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
14 октября в Астане, в отеле «Marriott Astana» состоялось заседание Евразийского клуба молодых историков на тему «В общем историческом пространстве». Мероприятие организовано Политологическим центром «Север-Юг» совместно с Институтом Евразийской интеграции при поддердке МФГС.
Четвертое заседание Клуба молодых евразийских историков проходит в Астане
14 октября в Астане,в отеле «Marriott Astana» состоялось заседание Евразийского клуба молодыхисториков на тему «В общем историческом пространстве».Мероприятие организовано Политологическим центром «Север-Юг» совместно с Институтом Евразийской интеграции при поддердке МФГС.В работе клуба принялиучастие историки и политологи из России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана,Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, депутаты Парламента РК, представителиАдминистрации Президента РК, международных организаций, НПО, молодежныхобъединений, представители средств массовой информации.В ходе заседанияобсуждались вопросы взаимодействия и сотрудничества национальных историческихшкол стран евразийского пространства, методология и практика новейшей историипостсоветских государств, механизмы сохранения исторической памяти и восприятияпрошлого в современном обществе.В ходедискуссионной панели «Евразийское пространство — единство в потоке времени»ученый секретарь Национального конгресса историков Зиябек Кабульдинов (Казахстан)отметил, что евразийская идея получила развитие именно в Казахстане в силусинкретического характера казахстанской нации, «органически и мирно, безкаких-либо предрассудков и насилия вобравшей в себя части и осколки различныхэтносов и государств».З. Кабульдиновотметил, что казахстанское прочтение евразийской идеи, послужившее идейнойосновой для создания Евразийского экономического союза, отличается отпредшествующих, прежде всего, приоритетом социально-экономических интересов.Президент Центраперспективных исследований Сергей Масаулов (Кыргызстан) в свою очередь высказалмнение, что конец XX столетия и начало нового тысячелетия оказались временемвосстановления многовекового единства Евразийского пространства.— Начавшеесядвижение Евразии к новому единству показывает крах глобализации, и замену еёна, если позволите сказать, глокализацию, когда начинают объединятьсяпространства цивилизационно единые, но разорванные ветрами истории. Этоевразийское пространство-цивилизация несёт свой смысл бытия, в котором есть нетолько «право собственности», но и справедливость, как откровение предков.Представляется, что мы являемся свидетелями начала такого историческогопроцесса, выражающегося в объединении Евразийского пространства, — заключил С. Масаулов.Исполнительныйдиректор Политологического Центра «Север – Юг» Юлия Якушева, говоря о взаимодействиисообществ историков стран евразийского пространства, подчеркнула, что этонеобходимо, прежде всего, для неконфликтного прочтения общей истории, при учетеи уважительном отношении к национальном версиям развития историческогопроцесса.— Мы должныбережно относиться к общим памятным датам, общим победам, общим героям, мыдолжны больше интересоваться историческим путем наших соседей и партнеров. Этопозволит нам лучше понимать друг друга и находить новые точки соприкосновения дляуважительного и взаимовыгодного диалога, — отметила Ю. Якушева.По мнениюэксперта, у российских и казахстанских ученых существует огромное числонеиспользованных возможностей.— Совсем недавнонам удалось оказать содействие казахстанским ученым в поиске уникальныхархивных документов, посвященных жизни и деятельности Чокана Валиханова. Былочрезвычайно приятно, когда благодаря скоординированным действиям российской иказахстанской стороны, в одном из наших ведомственных архивов удалось найтиновые материалы, которые в скором времени, надеюсь, будут опубликованы и презентованыв двух странах, — сказала эксперт.В ходедискуссионной панели «70 лет ООН. Ялтинско-Потсдамская система и современныймировой порядок» профессор факультета мировой политики МГУ им. М.В. ЛомоносоваАлександр Барсенков (Россия) рассказал о попытках Атлантического сообщества приамериканском лидерстве демонтировать основы Ялтинско-Потсдамского порядка ивыстроить новую неформальную систему глобального управления.По словампрофессора Барсенкова, на первом этапе этого процесса (1991—2001 гг.) идеологическойосновой демонтажа стала концепция «расширения демократии», а стратегией — такназываемые «гуманитарные интервенции». На втором (2001—2008 гг.) США ужесточилиподходы к построению нового мирового порядка, что привело на третьем этапе (2009—2015гг.) к укреплению представления о неизбежности и необходимости ревизии мировогопорядка. Причем в настоящем момент обозначились две противостоящие тенденции: содной стороны США пытаются преодолеть сопротивление других государств своему глобальномудоминированию; с другой Китай и Россия отстаивают право стран на суверенныеинтересы.Старшийпреподаватель Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева АйжанСерикбаева, рассказывая о дискуссии, развернувшейся вокруг необходимости переосмысленияи реформирования системы ООН, привела в пример идеи, прозвучавшие в выступленииПрезидента Казахстана Нурсултана Назарбаева на Общих дебатах 70-й сессииГенассамблеи ООН. Эксперт акцентировала внимание на инициативах казахстанскоголидера об исключении произвольного применения санкций и переносе штаб-квартирыООН в Азию, где живет 2/3 населения планеты и сосредоточены огромные ресурсы.Разговорпродолжился на дискуссионной панели «Механизмы сохранения исторической памятиСНГ». Старший научный сотрудник отдела сравнительно-исторических исследованийстран постсоветского пространства Института всеобщей истории РАН ТатьянаКотюкова презентовала свой проект, в котором она показала, как на основе реконструкцииистории отдельно взятой семьи можно восстановить устную историю ВеликойОтечественной войны. По мнению Т. Котюковой, этот проект можно распространитьсреди студентов и учеников старших классов.— Когда историяобращена к каждому из нас, безусловно, она будет не дежурной, не абстрактной,не официозной, она будет очень личной. И пока мы будем сохранять личностность всвоем отношении к прошлому, то мы сохраним общую историческую память, —подчеркнула исследователь.Координаторпроекта «Цитадель» Александр Синкевич (Беларусь) развил тему ВеликойОтечественной войны, рассказав участникам Клуба о специфике белорусскойисторической памяти и ее сохранении. По мнению А. Синкевича, Беларусь в силу глубинноговосприятия белорусским народом событий Великой Отечественной войны мог бывыступить донором исторической памяти. Отдельно белорусский эксперт отметилпозитивный аспект процесса мифологизации истории, которому, по его мнению, нестоит препятствовать.— Хотелось бы,чтобы не только в Беларуси, но и на всем пространстве СНГ появился свой пантеонгероев Великой Отечественной войны. Ведь наши деды и отцы, одержавшие победунад фашизмом, это эпические герои. И, возможно, через 500 лет ВеликаяОтечественная война станет легендарным героическим эпосом, — подытожил своевыступление А. Синкевич.Главный экспертИнститута Евразийской интеграции Жаксылык Сабитов (Казахстан) также затронулпроблематику создания исторических мифов, отметив, что зачастую они становятсяинструментом в руках политиков. При этом он призвал разграничивать историюпрофессиональную и историю национальную, которая оказывает прямое воздействиена идеологию.Далее состоялсяобмен мнениями относительно вопросов взаимодействия и сотрудничестванациональных исторических школ и методологии и практики новейшей историипостсоветских государств.Заведующийотделом исторических исследований Института Евразийской интеграции АрманЕшмуратов (Казахстан) отметил, что для укрепления сотрудничества историческихсообществ стран евразийского пространства, прежде всего, необходимососредоточить свои усилия на подготовке молодых историков.— Очень важнонаработать связи между университетами, создать благоприятные условия дляакадемической мобильности, обмена студентами, — сказал А. Ешмуратов.Помимо этогоказахстанский ученый упомянул, что в последнее время все большую популярностьприобретает историческая публицистика, зачастую грешащая историческиминеточностями. Для того, чтобы не допускать искажения исторической памяти, помнению А. Ешмуратова, необходимо готовить историков-профессионалов, освещающихисторию доступным языком и в популярной форме.Заведующийотделом «Современной истории и международных исследований» Института истории Академиинаук Узбекистана Мирзохид Рахимов отметил, что новейшая история во многихпостсоветских странах изучается на локальном уровне.— Очень мало иредко проводятся параллельные исследования. Например, нет сравнительногоанализа формирования парламентской системы в постсоветских странах, — сказал М.Рахимов.Узбекскийэксперт предложил осуществлять проекты в гуманитарной сфере в многостороннемформате. К примеру, в случае с Узбекистаном в рамках культурно-научных программСНГ и ШОС. Помимо этого, по мнению М. Рахимова, необходимо увеличить количествопроектов академической мобильности студентов и профессуры вузов государств евразийскогопространства, соруководства магистерских, кандидатских и докторскихдиссертаций.— Почему бы несоздать новейшую историю стран СНГ, чтобы представитель каждой страны написалсвой раздел. Это было бы очень интересно: посмотреть, в каком направленииразвиваются постсоветские страны. Давайте признаем, что мы недостаточно хорошознаем процессы, происходящие у наших соседей. А академическое изложение этихпроцессов было бы полезно для наших образовательных систем.В завершениипервого рабочего дня участники Клуба молодых историков сошлись во мнении онеобходимости укрепления связей и сотрудничества между сообществами историковпостсоветских стран.

Поделиться: