Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Шайхутдинов М.Е. Казахстан и глобальная безопасность в XXI веке: концептуальные подходы и реальность

03.09.2008

Автор:

Теги:
 

 

Шайхутдинов М.Е., директор ИМЭП при Фонде Первого Президента РК

 

 

События последних лет и дней свидетельствуют о том, что вся архитектура международных отношений пришла в движение. Всё более отчётливо и рельефно проявляются глобальные мегатренды, заявившие о себе в начале XXI века.

Во-первых, это смещение мировых центров силы, ставшее ещё более очевидным в условиях мирового финансового кризиса.

Во-вторых, это усиление влияния стран БРИК, экономический взлёт Китая и возвращение России на международную арену в качестве важного регионального и глобального игрока;

В-третьих, это относительное уменьшение влияния США на международные процессы при одновременном усилении роли и значения Европейского Союза.

В-четвёртых, это возрастание роли ряда региональных держав - в том числе Ирана, Египта, Нигерии, ЮАР, Венесуэлы, Мексики и некоторых других государств.

В-пятых, это нарастание интеграционных процессов в различных регионах мира -в АТР, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и т.д.

В-шестых,     это    резкое     обострение    различных    глобальных    проблем энергетической, экологической, продовольственной и ряда других.

При этом важно отметить, что если до недавнего времени данные тенденции развивались в относительно спокойном и эволюционном ключе, то после конфликта на Южном Кавказе развитие событий приняло лавинообразный и чрезмерно конфронтационный характер.

Вышеобозначенные и иные тенденции вновь актуализируют дискуссии о том, какой будет формирующаяся архитектура международных отношений - однополярной, биполярной, многополярной или даже бесполярной. Так, по мнению, например, Р.Хааса, основной чертой международных отношений в XXI веке станет бесполярность: «доминировать будут не одно, два или даже несколько государств, в десятки акторов, способных оказывать различное влияние на положение дел в мире».

В этих сложных условиях всё более важное и значимое место в международных отношениях начинают занимать проблемы безопасности, поскольку не только отдельные государства, но и регионы и всё международное сообщество заинтересованы в мире, спокойствии и стабильности, без которых не может быть устойчивого и сбалансированного развития.

В мире практически не осталось ни одной «тихой гавани», где страны и народы могли бы чувствовать себя в полной безопасности. И Центральная Азия и Каспийский регион в этом смысле - не исключение. Более того, в условиях новых, нетрадиционных вызовов и угроз, уже ни одна держава, включая США, не в состоянии самостоятельно обеспечить собственную безопасность. Всё это актуализирует проблему создания всеобъемлющей коллективной системы безопасности, в необходимости которой Казахстан убеждал мировое сообщество с первых дней своей независимости.

События новейшей истории показывают, насколько хрупок мир, как быстро и легко   он   может   быть   разрушен   слишком   легкомысленными   и   безответственными действиями той или иной страны, того или иного международного объединения. Всё более отчётливой становится взаимосвязь и взаимообусловленность национальной, региональной и глобальной безопасности. И соответственно, становится всё более очевидной необходимость совместных, скоординированных усилий всех стран по снижению международной напряжённости и поиску взаимоприемлемых решений всех имеющихся на сегодняшний день проблем.

К сожалению, геополитические реалии не дают нам особых поводов для оптимизма. Мы видим, что усиливающаяся конкуренция глобальных игроков за контроль над мировыми природными ресурсами и важнейшими международными коммуникациями генерирует (в том числе на Южном Кавказе, Центральной Азии, Каспийском регионе, Африке и Латинской Америке, Арктике и т.д.) массу новых опасностей для многих стран и регионов, способствует обострению старых и рождению новых конфликтов, а также появлению новых разделительных линий в современном мире.

Нас тревожит непоследовательная и сугубо эгоистичная политика некоторых государств и международных организаций в отношении так называемых «замороженных конфликтов». Так, на протяжении многих лет мир не форсировал процесс решения этих конфликтов, и это казалось вполне нормальным, поскольку были созданы различные форматы, в рамках которых шёл поиск взаимоприемлемых формул.

Однако именно в 2008 году эти конфликты начали в экстренном порядке «размораживаться» на высочайшем международном уровне, включая ООН. Глобальные игроки начали проявлять не вполне понятное нетерпение, убеждая мировое общественное мнение в том, что далее откладывать решение того или иного конфликта более нельзя.

В результате были даны неверные сигналы всем сторонам других «замороженных конфликтов». В настоящее время полным ходом идёт разморозка «замороженных конфликтов» на Южном Кавказе, а также раздаются призывы к размораживанию конфликта вокруг Приднестровья.

В этом контексте всё, что мы наблюдаем в Южной Осетии - это прямое последствие балканских событий. И вряд ли можно ожидать, что это - последнее звено в цепи развивающихся событий вокруг «замороженных конфликтов». Демоны сепаратизма вырвались на свободу, и главная ответственность за это ложится именно на те страны, которые, как нам представляется, должны были проявлять особую осторожность и ответственность на международной арене. Неужели ведущим игрокам не было ясно, что нельзя в начале года утверждать, что есть вещи поважнее территориальной целостности Сербии, а уже спустя несколько месяцев апеллировать к принципу нерушимости европейских границ?

Нас особенно беспокоит тот факт, что в результате действий глобальных и региональных игроков под вопросом вся современная система международного права. Нормы международного права толкуются произвольно, в зависимости от так называемой «политической целесообразности». Применение влиятельными мировыми державами «двойных стандартов» в сфере международного права стали привычным и даже обыденным делом. Складывается впечатление, что теперь можно говорить не просто о кризисе, но и о девальвации международного права как общепризнанного регулятора отношений между странами и организациями.

Мы не можем оставаться безразличными к тому обстоятельству, что всё чаще в процессе разрешения сложнейших международных проблем конфликтующие стороны прибегают не к дипломатическим методам, не к услугам международных посредников, а к языку шантажа и угроз, к грубой военной силе.

Перед лицом непрекращающегося насилия даже стороны, не вовлечённые непосредственно в конфликты, приходят к выводу о том, что право силы в настоящее время ставится выше силы права, а потому также делают ставку на укрепление своей военной мощи, как важнейшего гаранта обеспечения национальных интересов. Государственные деятели ведущих государств мира сейчас говорят о том, чтс применение военной силы для разрешения международных конфликтов - не лучший способ в условиях XXI века. Но разве XXI век начался 8 августа 2008 года? Мы уверены, что многие проблемы 2001 и 2003 годов тоже можно было решить более мирным и цивилизованным способом, не выдвигая архаичного принципа «кто не с нами, тот против нас». И тем не менее это всё же произошло.

Миру напоминают о недопустимости непропорционального ответа на военную угрозу со стороны агрессоров. Однако можно ли считать соразмерным и адекватным ответ на события 11 сентября 2001 года?

Некоторые политики возмущены варварскими методами ведения боевых действий в Грузии и Южной Осетии, как бы забыв о том, что в XXI веке уже имели место Абу-Грейб и Гуантанамо с бесчеловечными пытками военнопленных. Перечень подобных противоречий можно продолжать до бесконечности.

Как свидетельствуют последние события, мир ещё далёк от идеалов всеобщего мира, о котором мечтал когда-то И.Кант. Более того, ещё не успев окончательно избавиться от последствий и лексики «холодной войны», международное сообщество постепенно погружается в пучину «горячего мира».

Достоин глубокого сожаления тот факт, что глобальные игроки и международные организации, провозглашающие своей целью обеспечение коллективной безопасности, не только не в состоянии наладить стратегический диалог, но и проявляют готовность к свёртыванию с трудом налаженных форматов сотрудничества (G-7, Совет РФ-НАТО и др.). Это обстоятельство только способствует эскалации напряжённости на международной арене.

Между тем, без стратегического партнёрства военно-политических и функциональных организаций (в том числе НАТО, ЕС, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС, СВМДА) невозможно решить многочисленные проблемы региональной и глобальной безопасности.

Мы глубоко убеждены в том, что только на основе диалога и партнёрства возможно эффективное решение таких проблем Центральной Азии, как борьба с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркотрафиком, нелегальной миграцией, торговлей людьми и т.д.

Мы уверены, что только на основе взаимопонимания, а не противоборства и обостряющейся конкуренции глобальных игроков, могут быть быстро и достаточно эффективно решены различные аспекты мирового финансового кризиса, вопросы продовольственной безопасности, экологические проблемы современного мира.

В частности, необходимо ещё раз задуматься, как может повлиять обозначившаяся конфронтация на решение проблем мировой энергетической безопасности. Нарастающие геополитические риски не только способствуют росту цен на энергоресурсы, но и ставят под вопрос безопасность как проектируемых, так и уже созданных экспортных маршрутов.

Такая ситуация опасна для всех участников международного энергетического рынка - и поставщиков, и транзитёров, и потребителей. Поэтому Казахстан, будучи достаточно влиятельным участником мирового энергетического диалога, призывает все заинтересованные стороны уйти от конфронтации и обеспечить стабильность и безопасность мировых транспортных коммуникаций.

Казахстан встревожен тем, что весь мир, и практически все регионы, включая Центральную Азию, Каспийский регион и Южный Кавказ, охватила гонка вооружений, которая не только не приближает нас к всеобщему миру, но и препятствует экономическому росту. При этом под вопросом оказались некоторые весьма важные международные договоры, ограничивающие гонку вооружений. Более того, гонка вооружений может быть перенесена в космос. К сожалению, тон в гонке вооружений задают глобальные игроки, которые не только обеспечивают собственные потребности, но и интенсивно насыщают современными вооружениями самые взрывоопасные районы мира.

В результате многие страны, ещё не успев укрепить собственную экономику и решить жизненно важные проблемы социально-экономического развития, вкладывают непропорционально большие средства в военный бюджет, формируют достаточно внушительные армии и закупают самые современные и смертоносные вооружения.

При этом, как бы не замечая никаких противоречий в своём поведении, эти же страны обращаются к международному сообществу и международным финансовым институтам за финансовой и гуманитарной помощью. На наш взгляд, было бы разумно, если бы МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и другие международные финансовые организации принимали во внимание данное обстоятельство при подготовке решений о выделении кредитов и грантов тем или иным государствам.

Казахстан, добровольно отказавшийся от четвёртого в мире военного ядерного арсенала, не может равнодушно взирать на расшатывание самих основ Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), на господство «двойных стандартов» в этой сложной и деликатной сфере, на фактическое неравенство участников этого соглашения, а также на то важное обстоятельство, что некоторые страны, располагающие ядерным потенциалом, находятся вне контроля со стороны мирового сообщества в лице МАГАТЭ и т.д.

Не может не тревожить и чрезмерная политизация деятельности МАГАТЭ, что ставит под вопрос объективность и непредвзятость её инспекторов, находящихся под мощным давлением со стороны глобальных игроков. Нас тревожит тот и факт, что некоторые влиятельные ядерные державы не предпринимают действенных шагов по сокращению своего ядерного арсенала.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что всё меньшую роль в урегулировании международных конфликтов играет ООН. Данная универсальная организация и её органы всё чаще демонстрируют свою неспособность принимать эффективные меры в сфере обеспечения мира и международной законности.

Так, СБ ООН продемонстрировал свою слабость и непоследовательность в дни конфликта вокруг признания Косово, теперь он не в состоянии принять сбалансированное решение по Южной Осетии. В результате, мир с каждым днём убеждается в необходимости скорейшего реформирования ООН и СБ ООН. Необходимы действенные и эффективные реформы, которые обеспечат не только нормальную деятельность ООН и её органов, но позволят более полно и справедливо представить в этих органах все регионы мира.

Драматические моменты в мировой истории несут с собой не только новые вызовы и угрозы, но и дают возможность каждой стране и международной организации ещё раз осмыслить свою цель и предназначение, осознать свой истинный экзистенциальный смысл и сделать надлежащие выводы.

Мы уверены, что в настоящее время, когда под вопросом оказались основополагающие ценности глобальной эпохи, открывается своего рода «окно возможностей» для перехода к более взвешенной международной политике.

Начинается сложный и неоднозначный процесс переформатирования различных международных организаций и интеграционных объединений, который может привести к существенному изменению всего расклада сил на международной арене.

Несомненно, необходимо время для того, чтобы мир пришёл в состояние нового равновесия. Однако уже сегодня важно начать поиск взаимоприемлемых формул, поиск общепризнанных правил игры.

Казахстан, как и другие страны, заинтересованные в стабильном и предсказуемом мире,   готов   внести   свой   вклад   в   благородное   дело   укрепления   международной безопасности, используя при этом все доступные форматы международного общения -ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС и др.

Мы убеждены, что свою незаменимую роль должны сыграть различные механизмы коллективной дипломатии, в том числе и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которое за годы своего существования превратилось в один из важнейших механизмов обеспечения безопасности и сотрудничества на азиатском континенте. Потенциал СВМДА далеко не исчерпан и мы возлагаем на него особые надежды, поскольку в данном формате страны учатся не только цивилизованно решать различные конфликты, но и предотвращать само их появление. В этом плане будущее - за превентивной дипломатией.

Казахстан, которому в 2010 году предстоит председательство в ОБСЕ, постарается использовать свою каденцию для дальнейшей нормализации международных отношений, а также для всемерного укрепления роли данной организации в обеспечении мира и безопасности на всём пространстве ответственности ОБСЕ. Надеюсь, что наши усилия получат политическую и моральную поддержку со стороны международного сообщества.

 

Выступление на Первом Форуме по проблемам безопасности и сотрудничеству в Центральноазиатско-Каспийском регионе


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение