Кыргызстан накануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция. ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
За годы, прошедшие между предыдущим и нынешним электоральными периодами, руководству Кыргызстана удалось добиться относительной стабилизации функционирования кыргызской партийно-политической модели. Переход к пропорциональной системе позволил минимизировать возможность попадания в Парламент политиков-популистов, а также полукриминальных элементов, интересы государства для которых существенно уступали личным бизнес-интересам. При мажоритарной системе партийно-политическая модель в Кыргызской Республике носила нестабильный характер, политические движения объединялись и распадались, не создавая устойчивых коалиционных связей.
Кыргызстан накануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция. ч.2
Выступление исполнительного директора Политологического Центра "Север-Юг" Юлии Якушевой на круглом столе  «Кыргызстаннакануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция».  Окончание.Уважаемые коллеги! Несколько слов о внешнеполитичсксом фоне, на котором проходит избирательная кампания. Традиционноприоритетным внешнеполитическим ориентиром для Кыргызстана является РоссийскаяФедерация. Сотрудничество Российской Федерации с Кыргызской Республикой носитхарактер тесного стратегического партнерства и отличается высокой динамикойразвития политического диалога. Россия последовательно оказывает экономическуюи военно-политическую поддержку Киргизии в преодолении последствий тяжелыхполитических кризисов. Поэтому можно с уверенностью утверждать, чтостратегический характер взаимодействия двух государств проверен на прочностьпотрясениями и кризисами.  Закономернымрезультатом тесного российско-киргизского экономического сотрудничества сталовступление Киргизской Республики в Евразийский экономический союз,завершившееся в августе 2015 года открытием границы между Киргизией иКазахстаном. В целях безболезненной адаптации Кыргызстана к стандартам и нормамЕАЭС Россией и Казахстаном были выделены 300 млн. долл. на оборудованиегосударственных границ КР. Для поддержки кыргызского бизнеса созданКыргызско-российский фонд развития, объем которого должен составить 1 млрд.долл.  Евразийскийвектор руководства Кыргызстана делает возможной системную реконструкциюнациональной экономики страны с переходом от доминированияторгово-посреднического сектора к приоритету производственных инструментов ваграрном, строительном, энергетическом направлении, а также в сфере легкойпромышленности. Интеграционная политика дает практические результаты, что,безусловно, найдет отражение в итогах предвыборной кампании, прежде всего, вожидаемо высоких показателях поддержки пропрезидентской партии СДПК. Пророссийскую ипроевразийскую ориентацию в КР в погоне за поддержкой избирателей стремитсядекларировать большинство политических сил, включая тех, кто ранее гордилсясвязями за Атлантикой. Демонстрируяпророссийскую ориентацию, на кыргызском политическом поле действуютсоперничающие друг с другом партии, чьи идеологические платформы зачастуюсовершенно разнятся. Впрочем, Россия в любом случае может рассчитывать насоюзнические отношения со стороны Кыргызстана, ведь любые официальные власти КРотдают себе отчет в том, что население в большинстве своем поддерживает курс наКремль, а сама РФ имеет мощное влияние на Бишкек. Политикам нужно все времяпомнить о более полумиллионе мигрантов из Кыргызстана, работающих в России.Поэтому среди действующих и наиболее авторитетных деятелей КР, по сути, нетникого, кто бы выступал с яркой антироссийской риторикой. Другое дело,насколько эта пророссийская риторика останется только предвыборной позицией ужепосле 4 октября.    Ориентация на Соединенные Штаты Америки внастоящее время утеряла былую популярность в публичной кыргызской политике.Теперь связи с США являются скорее компрометирующими.  Многие понимают,что предстоящие парламентские выборы должны решить важный для «Белого дома»вопрос: удастся ли сохранить противостояние и несогласие в кыргызских элитах поосновным вопросам будущего страны, перенеся его в стены парламента. Только вэтом случае американцы могли бы рассчитывать на сохранение своего влияния вКыргызстане, и опосредованно на другие страны Центральной Азии. Особенно важнодля них «удержать» Таджикистан от вступления в ЕАЭС. «Неудачный» примернестабильного Кыргызстана был бы как нельзя кстати. Именно в этом направлениистоит ожидать активности американцев в отношении кыргызского политическогополя.        Понятно, что американцы «складывать всеяйца в одну корзину» никогда себе не позволяли, ведя свои геополитические игрытерпеливо и ориентируясь на конечный результат. Штаты, и это тоже очевидно,заинтересованы в союзниках среди тех партий КР, которые могут реальнопретендовать на мандаты в новом Жогорку Кенеше.   Можноутверждать, что в настоящее время ни одна политическая сила в Кыргызстане,кроме СДПК, не может претендовать на абсолютное лидерство. В этой связи,наблюдалось укрупнение партий путём их объединения и «поглощения» крупнымипартиями более мелких.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Таким образом, вне зависимости отисхода голосования парламентские выборы в Кыргызстане должны стать важнымэтапом на пути дальнейшего становления демократических институтов, развитияпарламентаризма и модернизации партийно-политической системы страны. Этомуспособствует переход руководства Кыргызстана от решения тактических задач всфере политики и экономики к стратегии долгосрочного политическогопланирования, что находит свое отражение во вступлении Кыргызстана вЕвразийский экономический союз.  Еще одним важнымфактором, определяющим повестку дня для предстоящих выборов в Жогорку Кенешявляется общественный запрос на модернизацию социально-экономической иполитической сфер, что проявляется не только в дискуссии о выборе политическихи экономических приоритетов, но и в понимании необходимости соответствующегокадрового сопровождения политики реформ. Анализируя ходизбирательной кампании и программы основных ее акторов, можно выделитьследующие принципиальные моменты, представляющие важность для понимания текущейобщественной ситуации в КР:  Первое. За годы,прошедшие между предыдущим и нынешним электоральными периодами, руководствуКыргызстана удалось добиться относительной стабилизации функционированиякыргызской партийно-политической модели. Переход к пропорциональной системе позволил минимизировать возможностьпопадания в Парламент политиков-популистов, а также полукриминальных элементов,интересы государства для которых существенно уступали личным бизнес-интересам.При мажоритарной системе партийно-политическая модель в Кыргызской Республике носила нестабильный характер,политические движения объединялись и распадались, не создавая устойчивыхкоалиционных связей.  Второе.  Более четко выраженные ориентиры политическихпартий на интересы определенных электоральных групп, что находит отражение вотказе от популистских лозунгах и отражении в предвыборных программахполитических партий проблем, касающихся общенациональной повестки дня. Хотянеобходимо признать, что эти позитивные изменения затронули далеко не весьпартийный спектр КР.  Третье. Выросуровень профессиональной подготовки партийных аппаратов. Традиционный дляпрошлых лет уровень черного пиара заметно сократился.  Четвертое. Ещеодна заслуга команды Атамбаева – все политические силы Кыргызстана принялиустановленные правила игры, начиная от механизмов организации электоральногопроцесса, которые стали более прозрачными и демократическими, и заканчиваяболее цивилизованной конкурентной борьбой. Все этиизменения базируются на росте доверия к политическому классу Кыргызстана иодновременно снижении уровня политической индифферентности, характерного дляпрошлых электоральных циклов. В то же время это происходит на фоне болеетребовательного отношения избирателей к программам политических партий и личнымкачествам кандидатов.  Еще однимсигналов для кыргызского общества стала более активная политическая позицияпозиция трудовых мигрантов, большая часть которых работает на территорииРоссийской Федерации, и членов их семей. Со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС этакатегория граждан КР более отчетливо понимает логику политических иэкономических реформ руководства страны и видит в избирательном процесседейственный механизм реализации собственных интересов.  

Поделиться: