Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Государственная молодежная политика в Казахстане требует своего улучшения

25.09.2015

Автор:

Теги:

Андрей Чеботарёв

 

Государственнаямолодежная политика в Казахстане требует своего улучшения

 

Важность темы молодежи и ее взаимоотношений с обществом и государствомбезусловна. По мнению авторов книги «Коктейль Молотова. Анатомия казахстанскоймолодежи», изданной в 2014 году под эгидой Альянса аналитических организаций, «Молодыхлюдей часто сравнивали с «Tabula rasa» (лат. «чистая доска»). Поэтому ихдальнейшая социальная роль будет зависеть от того, кто первый нанесет своиписьмена на эту чистую доску, формальные или неформальные структуры, лояльныеили радикальные к власти организации, государственная идеология илиантисистемное влияние».

Данный вывод актуален практически для всехстран мира, независимо от уровня их развития и политического строя. В связи сэтим соответствующие государства проводят свою молодежную политику, различаемуюглавным образом в подходах и механизмах. В частности, в европейских странахданная политика строится на признании положения и основных потребностей молодыхграждан и их активном участии в ее реализации в разных формах, включаявсевозможные институты самоуправления. В постсоветских же странах, гдегосударство в силу ряда объективных и субъективных факторов играет доминирующуюроль, акцент так или иначе сделан на его собственные интересы с точки зрениярегулирования процессов в молодежной среде.

Свою молодежную политику проводит и Казахстан,понимая под ней систему социально-экономических, организационных и правовыхмер, осуществляемых государством и направленных на поддержку и развитиемолодежи. Очевидно, что она имеет свои положительные и отрицательные стороны. Кпервым из них следует отнести:

1. Наличие концептуальных основгосударственной молодежной политики (ГМП), отражающих видение молодежной средыреспублики, основных проблем молодежи и путей их решения, а также принципы,направления и механизмы осуществления данной политики. В этом плане в странедействует Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее», утвержденная правительством 27февраля 2013 года.

2. Наличие правовых основ ГМП, включая, преждевсего, принятый 9 февраля 2015 года закон «О государственной молодежнойполитике». Следует отметить, что процесс рассмотрения и принятия данного законазанял продолжительное время и вызвал серьезные дискуссии.

3. Наличие серьезной институциональной основы ГМПв лице:

а) центральных и местных исполнительныхорганов, ответственных за различные направления молодежной политики; 

б) консультативно-совещательных органов нацентральном (Совет по  молодежнойполитике при Президенте РК) и местном (Советы по делам молодежи) уровнях;

в) молодежных ресурсных центров на местах.Правда, данные структуры еще только-только начинают развиваться.

4. Вовлечение молодежных организаций в процессреализации ГМП на разных уровнях.

5. Научное обеспечение реализации ГМП, преждевсего, через научно-исследовательский центр «Молодежь»

6. Введение практики разработки и представленияежегодного национального доклада «Молодежь Казахстана». В 2013 и 2014 гг.данную работу осуществлял НИЦ «Молодежь». В текущем же году подготовкой данногодоклада занимается Институт государства и права Казахского национальногоуниверситета им. аль-Фараби.

Что касается отрицательных сторонгосударственной молодежной политики в Казахстане, то таковыми следует считать:

1. Преобладание патерналистского подхода. Условноего можно обозначить так: «Государство для молодежи, а не молодежь – дляобщества и государства».

2. Преобладание мобилизационной составляющей вотношениях между государством и молодежью. Особенно это проявляется впривлечении представителей учащейся молодежи к участию во всевозможныхофициальных мероприятиях. Соответственно такой принцип, как добровольность,здесь ограничивается.

3. Преобладание идеолого-пропагандистскойсоставляющей над практической (социально и экономически ориентированной).

4. Низкий уровень участия молодежи в государственныхи отраслевых программах вследствие недостаточного информирования о них

5. Отсутствие четких механизмов развитиясистемы доступного жилья для молодых семей. Хотя в законе «Огосударственной молодежной политике» это относится к основным направлениям ГМП,конкретные органы и должностные лица, ответственные за его реализацию, неопределены.

6. Отсутствие четкой координации работы государственныхорганов, ответственных за различные направления ГМП

7. Ориентация соответствующих госорганов намаксимально аффилированные с ними молодежные организации.

8 Недостаточное представительство молодыхграждан в Советах по делам молодежи при акиматах областей, районов и городов.

9. Недостаточное освещение работы Советов поделам молодежи в СМИ

10. Низкая продуктивность государственногосоциального заказа в рамках реализации ГМП в связи с:

а) общим несовершенством процедурпредоставления и реализации госсоцзаказа (ориентация на ценовые предложенияпоставщиков, небольшие сроки для реализации этого заказа и т.д.);

б) ориентацией госсоцзаказа на достижениецелей преимущественно пропагандистского или исследовательского характера;

в) отсутствием серьезных практическихпоследствий от выполнения госсоцзаказа для самих молодежных организаций и ихсоциальной аудитории.

Отдельно следует отметить ведущие молодежныеорганизации Казахстана, которые занимают лояльную позицию к официальномуполитическому курсу и тесно взаимодействуют с различными госорганами. Это, вчастности, Конгресс молодежи Казахстана, Альянс студентов Казахстана, Союзрабочей молодежи, Союз сельской молодежи Казахстана, Молодежный парламентКазахстана, Ассоциация молодых депутатов Казахстана, «Жас Ұлан», «Жас Қыран» ит.д. Всего, по данным Министерства образования и науки РК на 2014 год, вреспублике действует 1081 молодежных организаций.

Вместе с тем считать большинство из отмеченныхвыше организаций полноценной опорой государства в процессе реализациимолодежной политики не стоит в силу следующих причин.

Во-первых, отсутствие у многих из них возможностейи ресурсов для осуществления своей деятельности на постоянной и устойчивойоснове. Данноеобстоятельство стало ключевой причиной фактического ухода в разное время изобщественно-политической жизни Казахстана некогда активно действующих инаходящихся в поле зрения широкой общественности и элиты молодежных объединений.

Во-вторых, аффилированностьбольшинства молодежных организаций с государством, что заметно снижает уровеньих самостоятельности. В-третьих,  смещениеими акцентов в своей деятельности на получение и выполнение государственногосоциального заказа. И, в-четвертых, крайне слабое проведение либо полноеотсутствие информационной работы данных организаций, включая отсутствиевеб-сайтов у многих из них.

Показательными вэтой связи являются следующие выводы НИЦ «Молодежь», отраженные в национальномдокладе «Молодежь Казахстана-2014»: «Молодыереспонденты отразили низкую степень участия молодежи в деятельности крупныхмолодежных организаций. Основными проблемами функционирования молодежныхобъединений остаются низкая активность, надежда на государственный социальныйзаказ, отсутствие адресности в работе и, как следствие этого, малоэффективностьих деятельности по представительству и защите интересов молодежи».

Очень частосреди широкой общественности и самих молодых граждан Казахстана идут обсужденияотносительно необходимости проведения государственной молодежной политики вцелом. Так, по мнению генерального директора ОФ «Молодежная информационнаяслужба Казахстана» Ирины Медниковой», «Насамом деле, наша страна еще слишком молода для того, чтобы четко отвечать натакие вопросы и иметь четкие документы. Потому что на одной из конференций ООН,когда было заявлено о том, что все страны должны иметь молодежную политику, ееразработали и приняли всего 50 процентов стран в мире. Еще 20 процентов впроцессе, а еще 20 – вообще не имеют никакой молодежной политики. И у нас стоитвопрос – нужно ли выделять молодежь в отдельную категорию граждан, и нужен лиотдельный закон. И никто не знает однозначного ответа» (см. http://radiotochka.kz/3069-irina-mednikova-generalnyy-direktor-obschestvennogo-fonda-molodezhnaya-informacionnaya-sluzhba-kazahstana-v-kazahstane-net-issledovaniy-po-molodezhnoy-politike.html).

Аналогичныевопросы встают и в других постсоветских странах. К примеру, в июне 2009 года водной из передач российской радиостанции «Эхо Москвы» был задан вопрос: «Комунужна молодежная политика? Взрослым дядям, или самой молодежи?». По итогамголосования были озвучены следующие данные: «9%радиослушателей «Эхо Москвы» считают, что молодежная политика нужна молодежи. Вто же время 91% радиослушателей считают, что молодежная политика нужна взрослымдядям, которые вот этой молодежью манипулируют» (см. http://echo.msk.ru/programs/figure/596319-echo/).

Вместе с тем,учитывая общеизвестные основные социально-психологические характеристикимолодежи, ее непредсказуемое поведение в различных ситуациях, включаяполитические, и незавершенность, по большому счету, процесса государственногостроительства в Казахстане, молодежную политику нашему государству осуществлятьследует. Но не в таком виде, как сейчас, а при серьезном улучшении ее ключевых подходови механизмов реализации. Представляется, что в данном направлениицелесообразно:

  • Недопущение излишней опеки, влекущей за собой иждивенчество.

  • Создание условий и стимулов для самостоятельного решения молодежью своих собственных проблем.

  • Отдача государством приоритетов таким наиболее значимым для молодежи направлениям, как развитие системы доступного жилья, особенно для молодых семей, обеспечение доступного и качественного образования, создание условий для трудоустройства молодых граждан, поддержка наиболее социально уязвимых категорий молодежи.

  • Поощрение и расширение возможностей для участия представителей молодежи в управлении делами общества и государства.

  • Содействие развитию конструктивного взаимодействия и партнерства между молодежью и другими социальными группами.

  • Повышение уровня информационного обеспечения ГМП на всех уровнях с акцентом на информирование именно молодежи.

  • Содействие развитию институтов молодежного самоуправления в учреждениях образования, предприятиях и организациях.

  • Увеличение числа представителей молодежи в Советах по делам молодежи всех уровней.

  • Наделение Советов по делам молодежи правами и полномочиями по осуществлению мониторинга (контроля) за реализацией разработанных ими рекомендаций и предложений.

  • Ориентация государственного социального заказа в рамках ГМП на поддержку социально значимых проектов и инициатив молодежных организаций.

    В целом, государственная молодежная политика способна стать эффективной только тогда, когда она, прежде всего, будет проводиться для и при активном участии самой молодежи, а государство будет играть здесь не направляющую, а партнерскую роль.  


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение