Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Михаил Халитов: Перспективы развития российско-кыргызского туризма в условиях Евразийского экономического союза

20.09.2015

Автор:

Теги:

Михаил Халитов: Перспективы развития российско-кыргызского туризма в условиях Евразийского экономического союза

Михаил Халитов: Перспективы развития российско-кыргызского туризма в условиях Евразийского экономического союза
  

 

Транскрипт выступления заместителя директора государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Республики Кыргызстан Михаила Халитова, г. Бишкек, на круглом столе, посвященном туристическому потенциалу стран ЕАЭС. Мероприятие состоялось 28 августа 2015 года в Екатеринбурге. Организаторами выступили Экспертный клуб «Урал-Евразия» и Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина. 

Большое спасибо организаторам данного мероприятия! 

В рамках СНГ ведется очень большая работа по сотрудничеству между странами содружества, в том числе и по вопросам туризма, и на повестке дня всегда стоят несколько вопросов, одним из которых является единая нормативная правовая база, то есть стандарты в сфере туризма, единая туристическая политика и т.д. 

Одним из сложных вопросов является статистика по туризму. Если взять Кыргызстан, то у нас бизнес работает не прозрачно и прячет реальные доходы, находятся в тени, особенно по приему туристов из дальнего зарубежья. Отследить статистику невозможно. Ближнее зарубежье у нас отдельная тема. По информации, которую мы черпаем из СМИ, из интернета, говорится, что Кыргызстан является очень важным направлением для выездного туризма России, но только для тех категорий туристов, которые путешествуют самостоятельно, без помощи туроператоров. Опросы показывают, что если это туристы из России и Казахстана, то большая часть из них едет без помощи туроператоров. Такая очень интересная тенденция. 

Туристический поток растёт, но учету он не подлежит, и очень тяжело отследить происхождение туриста, откуда он пришёл. У нас есть своя специфика в стране, которая не позволяет все это сделать. 

За последний год было проведено много различных опросов, и по ним Кыргызстан попадает в «топ 10» направлений для российского туриста. Показательный пример - по горнолыжному туризму, а именно горнолыжная база «Каракол», которая известна еще с советских времен, когда там олимпийская сборная СССР тренировалась. Сейчас база претерпела изменения: поставили подъёмники первого и второго поколения, хорошая гостиница приблизительно «4 звезды». И в самом городе Каракол, то есть в 12 километрах непосредственно от подъёмников, за два года в 2 раза увеличилось количество частных гостевых домов, которые занимаются приёмом туристов – горнолыжников. 

Каракол попал в рейтинг «самый дешёвый горнолыжный курорт на территории СНГ». 46 $ с проживанием, питанием и канатной дорогой. Когда я увидел этот рейтинг, мне, честно сказать, было наоборот неприятно. Почему? Потому что слава самого дешёвого курорта имеет обратную сторону: чем дешевле курорт, чем меньше денег оставляют туристы, тем хуже это для экономики. Есть потенциал, есть определенные природные ресурсы, которые не работают с полной отдачей. «Дешевизна» не позволяет накопить ресурсы для решения важных инфраструктурных вопросов для туристов. 

И мы, зная эту ситуацию, уже в 2012 году предложили правительству рассмотреть вопрос создания горнолыжного кластера на территории Иссык-Кульской области со столицей в городе Каракол. Там находятся непосредственно сама база Каракол и вокруг в радиусе 40 километров есть уникальные места, с очень хорошими показателями для организации горнолыжного туризма. Мы оценивали потенциал этой территории по французской методике: географические и климатические характеристики, ландшафтные зоны и т.д. Есть прекраснейшие места, которые подходят для организации горнолыжного туризма. 

Также в топ 10 стран выездного туризма россиян, кто путешествует без помощи туроператоров, в номинации «Оздоровительный отдых», вышел Иссык-Куль. Иссык-Куль представлен на сегодняшний день в основном пляжным туризмом, есть курортно-оздоровительный туризм, но это опять-таки санатории, курорты, которые работают еще с советских времен, и большая часть из них находятся в профсоюзной собственности, есть объекты которые находятся в государственной собственности. В частных руках, т.е. в частном секторе, курортный медицинский туризм у нас не представлен. В основном, у частников находятся пансионаты, дома отдыха, лагеря, гостевые дома, мини отели и т.д. с собственной парко-пляжной зоной и без парко-пляжной зоны. За последние 10 лет очень сильные изменения претерпела инфраструктура, а именно инфраструктура, которая связана с гостеприимством, непосредственно отели. Но опять-таки: все это делается частным сектором без какой-то внятной государственной политики, без поддержки со стороны государства. 

Вопрос: Если вы входите в инвестиционный совет, есть ли рычаг влияния? Есть ли улучшения, изменения законодательной базы? 

Есть, но в общих рамках регулирования предпринимательской деятельности. Отдельного налогового законодательство для субъектов туриндустрии у нас нет, только в общих рамках предпринимательской деятельности. По показателям у нас интересные цифры, но там есть другая проблема, связанная с недобросовестной конкуренцией. Это отдельная тема. 

Как показать туристический потенциал Кыргызстана? С одной стороны, путешествие, отдых, развлечение досуг и т.д., с другой же стороны — это деятельность в сфере туризма, т.е. уже предпринимательская деятельность субъектов, кто участвует в оказании туристических услуг. Здесь у нас всегда была дилемма как рассматривать туризм: с какой точки зрения? Также можно перечислять номенклатуру видов туризма, но она у нас, к сожалению, не систематизирована, и отсутствие такой номенклатуры в туризме является проблемой для регулирования отрасли. 

Насколько я знаю, в Российской Федерации есть классификатор видов туризма, и там можно очень четко отслеживать, какой вид туризма какие дает показатели. Статистика работает. В этом плане, конечно, у Кыргызстана полный так называемый либерализм: кто во что горазд. У нас нет сильного бизнеса, который объединен в ассоциации и способен брать на себя ответственность за показатели в отрасли. 

Вопрос: То есть у вас нет крупных туроператоров? 

Как таковых крупных нет. Есть туроператоры, которые работают в очень маленьком сегменте. В основном туроператоры работают на приёме иностранных туристов из дальнего зарубежья, и это связанно с трекингом и альпинизмом, но не более того. Страны СНГ предпочитают приезжать по этим двум направлениям индивидуально, т.е. без услуг наших туроператоров. Из-за это у нас очень часто, особенно в этом году, просто невероятное количество несчастных случаев. Когда люди идут в горы, не зная специфику, не зная особенностей совершают восхождения. Там, где идет движение через наших, кыргызских туроператоров, там более или менее все хорошо. У нас, когда люди идут в горы, нет законодательной нормы, что они обязаны регистрироваться. С 1991 года полностью отпустили ситуацию, и, конечно, это для отрасли не хорошо. 

Если говорить о специфических видах туризма, то в Кыргызстане 3-4 года назад появилось кумысолечение. У нас в народе есть такая традиция: по весне, в начале лета, люди выезжают на отгонное высокогорное пастбище, где доят кобыл и можно пить свежее кобылье молоко. Этот вид туризма набирает обороты. В основном туристы из крупных населенных пунктов едут к родственникам на эти пастбища. Но есть и те кто едет исключительно за свой счет в множество гостевых юрт, специально поставленных чабанами для приема. Этот вид отдыха относим к внутреннему туризму. Другими словами, занимаются экотуризмом: живут в юртах, гостевые юрты оборудованы в лучших национальных традициях. 

Основные туристические потоки – это страны СНГ, но есть и дальнее зарубежье, которое традиционно ездит к нам на трекинг. В первую очередь, это французы, затем голландцы, немцы, итальянцы, поляки, словаки. Из США и Канады едут очень мало. Показатели разные – от 30 до 50 тысяч туристов ежегодно приезжают, чтобы походить именно по горам. Эти туристы в основном путешествуют через туроператоров, которые представлены на различных международных выставках, а также работают за рубежом, например, в Москве, Берлине, откуда привлекают туристов. Существуют крупные европейские туроператоры, которые имеют контракты с нашими операторами, где с осени начинается работа по разработке программ, которые передаются европейским операторам, а они формируют группы. Таким образом, уже на следующий год есть календарь треков для иностранных туристов. 

Из стран СНГ потоки, конечно, не те, которые могли бы быть и которые были, когда мы являлись одной страной. Тогда была система профсоюзов, государство заботилось об обязательном лечении и отдыхе своих работников и граждан, когда предприятия компенсировали отдых или лечение в здравницах всесоюзного значения. 

Ситуация изменилась в связи с тем, что мы сейчас с Российской Федерацией, Арменией, Белоруссией и Казахстаном вышли на новый этап отношений и вошли в Евразийский союз. Возникает очень серьезный вопрос: как мы будем взаимодействовать для того, чтобы сотрудничество было не только по линии таможни, единого экономического пространства, но и по линии туризма? Я рассматриваю два варианта. Первый - это рассматривать Кыргызстан как страну для путешествий, отдыха. Второй вариант - как страну, в которую можно сегодня инвестировать, чтобы сделать там определенную туристическую инфраструктуру и зарабатывать на этом деньги. 

Как пример, я бы хотел привести опыт Турции. Как они развили свою туриндустрию? Я разговаривал с представителями ТУРСАБ, они делились опытом, приезжали к нам Кыргызстан. Фактически Турцию, как страну туризма, сделали немецкие деньги. Германия, разглядев потенциал для того, чтобы сами немцы отдыхали, инвестировали деньги и дали большой импульс развитию гостиничного бизнеса в Турции на побережьях на пляжах и т.д. И свои деньги они вернули с нормой прибыли потому, что сами немцы там же и отдыхали. 

Фактически эта схема изучена нами давно. Германия сделала инвестиции, свои деньги с нормой прибыли забрала, а инфраструктура осталась, у самой Турции. Дальше сама Турция, при грамотной туристской политике сумела продолжить это дело. Когда там доходило до того, что отель окупался полностью за 2 года, его сносили, ставился новый отель, и опять через несколько лет сносили и ставили новый. Пример для наших партнеров по ЕАЭС, по таможенному союзу. Здесь тоже можно было рассмотреть подобную схему и рассматривать Кыргызстан не только как место для отдыха и путешествий, но и как страну для инвестиций. У России есть деньги и есть достаточно свободного капитала. 

Также можно было бы применить что-то подобное тому, что было во времена Советского Союза, когда предприятия по линии профсоюзов имели собственные объекты на Иссык-Куле. В обязательном порядке был график, по которому люди ездили в отпуска. Например, у нас есть санаторий «Киргизское Взморье» в селе Бостери. Туда очень долгое время ездили люди со всего Советского Союза, а после 1991 года продолжал ездить Узбекистан. Все, кто так или иначе занимался добычей золота, по линии профсоюзов автоматически туда ездили, и круглый год санаторий был забит. С Ташкента, Навои и Зарафшана, где у них находится комбинаты, автобусы ездят по сей день. 

Если посмотреть на потенциал, допустим Свердловской области, здесь только один «УралВагонЗавод» чего стоит, с его количеством работников, которые тоже могли бы получать оздоровительные процедуры не только в местных санаториях, но и, допустим, на территории Кыргызстана, которая имеет для курортно-оздоровительного туризма определённые преимущества. Это условия среднегорья, это определенный климат, это то, чего нет в Свердловской области – самое главное - солнца, и это наше конкурентное преимущество перед Сибирью. 

Возможно простых маркетинговых мероприятий для такого организации такого отдыха может быть недостаточно. Но можно применить налоговое стимулирование предприятий и разрешить им относить компенсацию на отдых в Кыргызстане на вычеты из налогов. Насколько я понимаю, раньше в Российской Федерации предприятия компенсировали отдых за границей из своих бюджетов. Сейчас же, если только работник отдыхает на территории России.  Было бы разумно рассмотреть такую схему для компенсаций отдыха и восстановления здоровья внутри наших 5 стран, которые сейчас являются союзниками. Но сейчас, россиянину, отдохнувшему в Кыргызстане, никто не компенсирует затраты. 

Естественно, мы как страна будем заинтересованы в том, чтобы работа этих предприятий по приему таких туристов из России, была абсолютно прозрачной, чтобы никто с этой схемы не мог набивать себе карманы, как это происходит у нас сейчас при недобросовестной конкуренции. Мы готовы рассматривать эти вопросы, нам это очень интересно.

Михаил Халитов, Бишкек


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение