Россия-Азербайджан: от советской модернизации к импортозамещению

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Несмотря на известную и существенную разницу в масштабах и объемах есть некоторая "общность судьбы" развития азербайджанской и российской промышленной экономики. Например, в силу того, что после распада СССР обе страны затронула частичная деиндустриализация, мы оказались избавлены от издержек поддержания неэффективных отраслей и устаревших производств. Теперь, в одинаковой степени важности, перед правительствами двух стран стоит задача воплощения в промышленных и аграрных отраслях венчурных технологий, стимулирование бизнеса внедрять инновации в сфере услуг (развитие отрасли ИКТ), наконец едва ли не главная задача, умелое использование правительством внешних целевых грантов для госпрограмм развития отдельных секторов и ключевых предприятий.
Россия-Азербайджан: от советской модернизации к импортозамещению
Россия-Азербайджан: от советской модернизации к импортозамещению
Александр Караваев, научныйсотрудник Института Экономики РАН, российский представитель Международного исследовательского объединения "Экономикс" (Азербайджан)Торгово-экономические отношения России и Азербайджана как правило описывают в четырех сферах. Во-первых, это совместные проекты добычи и транспортировки в нефтегазовой отрасли (участие "Лукойла" в проекте "Шах-Дениз" и "Баку-Тбилиси-Эрзурум", совместное трейдинговое предприятие "Роснефти" и SOCAR). Учитывая, что они наиболее финансово емкие, к ним соответственно приковано большее внимание.Вторая сфера - поток взаимных инвестиций на уровне малого и среднего бизнеса, обычно отражаемый статистикой ЦБ России. В частности, по итогам 2014 года в Россию из Азербайджана было сделано частных инвестиций и денежных переводов на $188 млн., из России в Азербайджан $1221 млн. (в разные годы от 1,5% до 2% ВВП Азербайджана).Далее, сфера взаимной торговли. Основной интерес здесь представляет объем и ассортимент агропромышленного импорта в РФ, а также номенклатура машиностроительного экспорта из РФ в Азербайджан (наиболее показательный пример - поставки продукции корпорации "Уралвагонзавод"). И наконец, взаимные частно-государственные инвестиции в совместные промышленные проекты. Учитывая глобальную экономическую конъюнктуру и долгосрочные политические тренды, не трудно предположить, что кооперация на уровне промышленной (не-нефтянной) экономики между Россией и Азербайджаном будет заметно усиливаться. Таким образом, эта сфера в контексте двусторонних отношений требует отдельного анализа. Сходство целей и задач Нужно констатировать - несмотря на известную и существенную разницу в масштабах и объемах есть некоторая "общность судьбы" развития азербайджанской и российской промышленной экономики. Например, в силу того, что после распада СССР обе страны затронула частичная деиндустриализация, мы оказались избавлены от издержек поддержания  неэффективных отраслей и устаревших производств.Теперь, в одинаковой степени важности, перед правительствами Москвы и Баку стоит задача воплощения в промышленных и аграрных отраслях венчурных технологий, стимулирование бизнеса внедрять инновации в сфере услуг (развитие отрасли ИКТ), наконец едва ли не главная задача, умелое использование правительством внешних целевых грантов для госпрограмм развития отдельных секторов и ключевых предприятий. Решающий момент, стимулирующий рост промышленных связей России и Азербайджана связан с текущей политической ситуацией. Система взаимных санкций России и Запада поставила перед Москвой ряд сложных вопросов дальнейшей траектории развития экономики. Долгосрочность и глубина эмбарго требует не только изысканных и необычных ходов, но и наличие опоры в ряду ближайших партнеров. Учитывая дефицит стратегических союзников, Россия стремится создать вокруг себя пояс партнеров в рамках различных моделей: от интеграции в политические союзы до теснейшей  промышленной кооперации без политического подтекста. Поэтому, роль таких игроков как Азербайджан для России, трудно переоценить.Причем, сравнительно небольшие объемы товарооборота России и Азербайджана (исторический максимум 2013 года  - $3,6 млрд) в сравнении, например, с потоками между РФ и государствами БРИКС, не должны вводить в заблуждение. Объем ВВП Азербайджана - $167 млрд. (данные ВБ 2014 года по паритету покупательной способности), чуть ниже объема экономики Беларуси ($172 млрд.), важнейшего партнера России по ЕАЭС и Союзному государству.    Москва не просто ценит сотрудничество с Баку, но планирует совместные проекты на самом высоком уровне. В данном случае локальные масштабы азербайджанской экономики компенсирует фактор ее интенсивного роста, наиболее высокого в регионе Европы и СНГ. Даже в условиях двукратного падения цен на нефть, в первом полугодии 2015 года ВВП Азербайджана увеличился почти на 6%, при этом темпы роста несырьевого сектора возросли более чем на 9% (в рамках сектора - рост промышленности составил 14%). Таким образом, для России азербайджанская экономика является дополнительным фактором стимулирующего развития, опорой, в условиях санкций, а также источником финансирования для совместных инвестиционных проектов. Хотя, основу отношений по-прежнему будут составлять нефтегазовые проекты и взаимные торгово-промышленные потоки, однако будущее совместного экономического развития все больше будет зависеть от реализации совместных программ в промышленности. Наглядно, схожесть понимания задач промышленной модернизации России и Азербайджана заметна при сравнении двух документов - российского федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ (О промышленной политике) и азербайджанского Плана мероприятий 2014 года в связи с «Годом промышленности» (ряд указов и распоряжений, сведенных в одну адресную стратегию, условно рассчитанную на календарный год). В обоих документах говорится о необходимости формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития. Подчеркивается две схожие макрозадачи промышленной политики: обеспечение безопасности государства и повышение уровня жизни граждан. Так же заметны параллели в ставке на модель государственно-частного партнерства… Можно заметить определенные параллели в бюджетном планировании. В частности, как и российский бюджет-2016, азербайджанский строится исходя из среднегодовой цены нефти в $50 за баррель. Азербайджанские эксперты также исходят из влияния масштабного потребительского рынка РФ на азербайджанскую экономику. В частности, возможный рост строительного сектора РФ до 2018 года, (согласно прогнозу Минэкономразвития РФ), благодаря масштабным инфраструктурным проектам в области транспортных коммуникаций повлияет на развитие обрабатывающих мощностей в Азербайджане. Кроме того, существенным фактором промышленной кооперации станет поддержание потребительского спроса благодаря импортозамещению в производстве продовольствия, одежды и обуви. В этом смысле, российское руководство рассматривает азербайджанскую экономику в качестве дополнительной партнерской базы в стратегии  импортозамещения.В данном случае, речь идет не просто о параллельности моделей двух постсоветских экономик, переживающих близкие стадии трансформации, речь о мировой тенденции - новой индустриализации. С начала нулевых большинство развитых стран Запада постепенно сдавали свои позиции в промпроизводстве, снижая долю экспорта промышленных товаров. Как известно, пальма первенства перешла к Китаю (согласно оценке американского Альянса промышленников за производительность и инновации, доля США в общемировом экспорте промышленных товаров снизилась с 19% в 2000 году до 11% в 2011 году, доля Евросоюза упала с 22% до 20%). После кризиса 2008-2009 годов, когда стало понятно, что жить без мощной опоры в виде реального производства невозможно, многие корпорации стали возвращать обратно производства из азиатско-тихоокенского региона в свои "базовые страны". Данная глобальная тенденция совпала с тем, что государственная и бизнес элита постсоветского пространства стала задумываться о способах системного избавления от сырьевой зависимости собственных национальных экономик.Очевидно, что текущий кризис разворачивающийся в китайской экономике приведет к возможности роста стальной, алюминиевой и цементной отраслей на всем постсоветском пространстве, где осталась современная производственная база. В последние годы, как раз Азербайджан показал наиболее высокий рост в сфере металлургии и производстве строительных материалов.  Азербайджанская модель Рассмотрим успехи промышленной модернизации Азербайджана более детально. В принципе, сама идея объявить 2014 экономический год - годом промышленности - свидетельствует о решимости Баку сменить экономическую парадигму развития: от сырьевой модели к диверсифицированной и соответственно, более сложной модели. Естественно, данная стратегия выходит за рамки календарного периода: тема новой индустриализации стала стержнем экономической политики азербайджанского президента. По итогам 2014 года 59,3% ВВП Азербайджана сформировано в сферах производства продукции, 33,4% - в сфере услуг (на налоги пришлось 7,3% ВВП). В течение прошлого года в стране было запущенно порядка 40 средних и крупных промышленных предприятий. На ряде действующих, произошло увеличение существующих производственных мощностей. Среди использующих современные технологии и оборудование, можно отметить:  новый цементный завод, комбинат по производству бумаги и картона, завод по производству меди, текстильные фабрики, станции солнечной и гидроэлектроэнергии, предприятия по производству, алюминия, кирпича, асфальта, заводы металлоконструкций.Таким образом, наряду с традиционными продовольственными товарами и продукцией нефтехимии в Азербайджане за последние годы стала производиться новая номенклатура стройматериалов, сборка автомобилей, компьютеров, производство солнечных батарей, электрооборудования, мебели. По многим позициям промтоваров было достигнуто полное обеспечение за счет внутреннего производства. Продолжается наращивание темпов развития ЗАО «Азербайджанский комплекс по производству стали» (APIK). В частности, решением кабинета министров весь импорт товаров и оборудования для строительства сталелитейного комплекса освобождается от НДС вплоть до 2019 года.В составе данного комплекса, охватывающего процесс от выработки железной руды до производства конечной продукции, предусматривается создание 5 заводов. Весьма перспективным видится партнерство азербайджанских металлургов с ведущей российской компанией - Электростальским заводом тяжелого машиностроения (ЭЗТМ). Согласно подписанному в августе 2014 года меморандуму о сотрудничестве, ЭЗТМ готов поделиться опытом и технологиями в процессе создания нового азербайджанского металлургического комплекса. С целью увеличения экспорта продукции нефтехимической переработки созданы Сумгаитский химико-промышленный (СХПП) и Балаханинский промышленные парки. В городах Гянджа и Мингячевир также предусматривается создание новых промышленных парков. Для развития предпринимательства в регионах и эффективного использования местного потенциала в рамках экономической стратегии предложена новая идея - создание в городах и районах "промышленных кварталов". Данная практика наверняка заинтересует российских чиновников в регионах, учитывая что во внешнеэкономическую деятельность с Азербайджаном вовлечен 71 российский субъект федерации.  Один из крупнейших проектов Азербайджана последних трех лет - новый судостроительный завод (совместная программа SOCAR, Азербайджанской инвестиционной компании (АИК) и сингапурской верфи Keppel Offshore & Marine). "Бакинский судостроительный" должен устранить зависимость Азербайджана от импорта в области судостроения, позволит модернизировать Каспийскую флотилию. Завод предназначен для строительства широкого спектра специализированных и торговых судов, в том числе многоцелевых морских кораблей, таких как суда снабжения платформ, а также танкеров и грузовых судов. Предприятие также обладает судоремонтными возможностями. В ходе одного из визитов в Баку вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, он высказал идею возможности судостроительной координации между Азербайджаном и Россией. Реализация крупных инфраструктурных проектов регионального и местного значения, таких как ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, Бакинского Международного торгового порта, продвижение через Азербайджан международных транспортных коридоров ТРАСЕКА и Север-Юг, ввод в строй новых станций метро в Баку и международных аэропортов в регионах, в среднесрочный период обеспечит высокий темп развития транспортного сектора (согласно прогнозу Минэкономики Азербайджана в следующие 3 года - в среднем на 7,6% в год). По сути, в Азербайджане создается новый пояс инвестиционной активности, в рамках которого появится большое количество промышленных, логистических, рекреационных объектов, будут созданы новые рабочие места в сфере связи, икт и секторе услуг. На сегодняшний день в структуре ВВП доля промышленности составила 41,5%, строительства – 12,5%, АПК – 5,3%, транспорт - 4,5%, торговлю и сферу услуг - 9,9%, связь - 1,8%, на прочие производственные сферы – 17%.Естественно, что движение в направлении глубокой диверсификации потребует от Баку нетривиальных решений по качественному изменению систем государственного и частного управления. Более сложная система экономики потребует создание массы новых государственных и частных институтов, призванных координировать действия как по вертикали управления, так и по горизонтали между экономическими субъектами. В этой работе, весьма актуальным для Азербайджана окажется опыт реформ управления России. Впрочем, у нас был и достаточно глубокий период интегрированной и полностью взаимозависимой экономики. Эффективные наработки прошлого непосредственно влияют на перспективные решения. Посмотрим как это происходит.       Вчера и сегодня Среди тех, кто стоял на митинге двадцать пятого декабря 1975 года в честь пуска Бакинского завода кондиционеров, мало кто знал, что это уникальное и единственное на тот момент в СССР предприятие, явилось следствием удачного для Азербайджана межреспубликанского аппаратного состязания, победу в котором одержал Гейдар Алиев.Завод мог быть построен в Запорожье, если бы алиевскую идею – советские бытовые кондиционеры для южных регионов Союза - одобренную Брежневым, удалось бы увести отраслевым лоббистам другой советской республики. Не было широко известно и об итоговой стоимости предприятия в 90$ млн., и то, что производственные линии поставлялись японской компанией «Toshiba». Все это было за кулисами, являясь «второстепенными» или даже закрытыми для СМИ тех лет деталями, естественно с точки зрения «приоритетной задачи». В чем она состояла? Кухня советского технологического рывка исходила из приоритета полной инкорпорации импортной технологии в собственный научно-технический опыт. Поэтому, пока шло строительство передового бакинского предприятия 300 инженеров, техников, квалифицированных рабочих отправили в Японию, а около 500 человек прошли обучение на родственных предприятиях электротехнической промышленности Москвы, Ленинграда, Днепропетровска, Харькова.Таким образом, почти сорок лет назад Азербайджан получил практический опыт эксплуатации сложного инженерного оборудования и выпуска продукции в параметрах новейших на тот момент технологий.Хорошо известна азербайджанская нефтянка (сплав нефтегазовой промышленности, специального судостроения и систем добычи-экспорта сырья) и ее вклад в советскую экономику. Но при Гейдаре Алиеве в Азербайджане появились первенцы и в таких отраслях как станкостроение, электроника, выпускавшая различную электронную начинку для нужд советского ВПК, автомобилестроение. В 1982 году Алиев отстаивает необходимость строительства в республике автомобильного завода способного выпускать полуторатонные грузовики, тогда, практически отсутствовавший сегмент транспорта в будущем занятый российскими «Газелями» и «Бычками». Строительство завода КиАЗ (Кировобадский автомобильный завод) началось в 1986 году, но было заморожено в связи с распадом СССР. В начале 2005 года уже Ильхам Алиев дал старт новому предприятию. Сегодня завод в Гяндже выпускает грузовые машины и спецтехнику совместно с белорусским МАЗом, спецтехнику марки Belarus и 6 моделей внедорожников УАЗ. В 2015 году началась сборка российских КамАЗов. Одну из платформ для того советского предприятия предполагалось создать в Нахчыване. Сегодня там построен новый завод для сборки китайских легковых автомобилей Lifan. Таким образом, мы видим конкретный пример, как «старый опыт» привил вкус к научно-промышленному развитию и следующему поколению азербайджанцев, чьи отцы, как раз и строили те, передовые советские предприятия. К примеру, это касается развития электроники. Советские технологии оказались исчерпаны, преемственность оборвалась. Но, тем не менее, новое поколении азербайджанцев пользуется возможностями полного покрытия страны широкополосным интернетом, строятся DATA-центры, страна превратилась в телекоммуникационный хаб. За пять лет инвестиции в сектор азербайджанских телекоммуникаций соcтавили $3 млрд, отрасль выросла в шесть раз. Импульс научно-технической революции создал платформу для нынешней модернизации: близкие по инновационному духу «Бакинскому кондиционеру», нынешние предприятия в сфере нефтехимии, металлургии, телекоммуникации, строительства создаются в рамках новых промышленных кластеров с привлечением как внутренних, так и внешних инвестиций в выбранный высокотехнологичный сектор экономики. Фактически, тоже самое по смыслу, что и сорок лет назад, но другими словами. И тогда, в качестве советской республики и теперь, как независимое государство, Азербайджан в лидерах по темпам роста (за семь лет с 1970 по 1977 годы объем промышленного производства увеличился на 75%; с 2000 по 2008 год среднегодовые темпы роста ВВП составляли 11-17%). Мировая практика показывает, что страна, стремящаяся перейти из разряда развивающейся в разряд развитой должна расти темпом не менее 10 процентов в год в течение примерно 20 лет. По понятным причинам, такие темпы роста сейчас практически не достижимы. Тем не менее, азербайджанские экономические показатели остаются в ряду лучших, даже по строгим мировым критериям. Недавно, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) обновил экономический прогноз по 36 странам с переходной и развивающейся экономикой. Согласно прогнозу банка, в 2015 году экономика России  сократится на 4,5%, а рецессия ожидается в 4 из 6 стран региона Восточной Европы и Кавказа, за исключением Азербайджана и Грузии. Согласно отчету банка по Азербайджану, девальвация маната, произошедшая 21 февраля, негативно сказалась на банковском секторе, но она помогла компенсировать снижение цен на нефть и сохранить конкурентоспособность страны. В итоге ЕБРР сохранил прогноз экономического роста в Азербайджане на 2015-2016 годы на уровне 1,5%. Содействие российскому импортозамещению Последним по времени совместным проектом (март 2015), и наиболее актуальным с точки зрения поддержки российской промышленности, стал контракт между НПК «Уралвагонзавод» и ЗАО «Азербайджанские железные дороги» на поставку 2900 грузовых вагонов различных моделей: полувагон универсальный, крытый вагон, вагон-зерновоз, вагон-цементовоз, платформа, платформа универсальная, цистерна для перевозки нефти и нефтепродуктов, вагон-хоппер для цемента, вагон хоппер-дозатор. Сумма сделки не раскрывается, однако, по анализу рынка новой аналогичной продукции, стоимость контракта может превышать 4 млрд. рублей. Собственно объем данного соглашения составляет пятую часть загрузки предприятий УВЗ на 2015 год. В перспективе нескольких лет азербайджанский контракт может оказаться ключевым экспортным направлением вагоностроительных предприятий УВЗ: российская компания предложила Азербайджану опцион на строительство 14000 грузовых вагонов до 2020 года. Таким образом, промышленная кооперация двух стран позволит почти полностью модернизировать грузовой железнодорожный парк Азербайджана. При этом средства, которые поступят после реализации первого этапа, позволят вывести ряд профильных предприятий УВЗ из вынужденного простоя и компенсировать дефицит наличности. Азербайджан уже показывал российским компаниям возможности обхода санкций через совместные сделки в своем экономическом пространстве. Данная тема получила развитие в опыте компании ЛУКОЙЛ. Вводя санкции против России в прошлом году, Евросоюз рекомендовал ЕБРР отказаться от новых инвестпроектов в России, после чего банк лишь исполнял кредитные соглашения с российскими компаниями, заключенные до санкций. ЛУКОЙЛ сумел привлечь средства ЕБРР на проект не в России, а в азербайджанском секторе Каспия, что под ограничения формально не подпадает.  Азербайджанские банки активно кредитуют совместный малый и средний бизнес, что также нужно расценивать как укрепление общего социально-экономического поля. Вот пример подобного кредитования в рамках стратегии поддержки экспортно-ориентированных компаний: в сентябре азербайджанский "Unibank" выделил кредит в размере $2,3 млн. компании "Пэра Пластик MMC", российскому производителю промышленной упаковки из полипропиленовой ткани имеющей производства в Краснодаре и Баку. Не обходят внимание азербайджанского бизнеса российские проекты в сфере высоких технологий. В частности, в ходе визита в Баку вице-премьера Аркадия Дворковича был высказан интерес к участию Азербайджана в создании в рамках "Сколково" агропромышленного кластера, эта тема становится актуальной в контексте повышения эффективности сельскохозяйственной индустрии.В «Сколково» также могут перенести проект инновационного медицинского кластера, который планировалось создавать на средства московского бюджета. Возможно, это также привлечет внимание Баку, учитывая, что Минздрав республики детально исследует возможности российских фармацевтических предприятий.  Недавно делегация Баку вела переговоры в Свердловской области с уральским заводом «Медсинтез» о приобретении медицинских препаратов нового поколения. Как сообщал пресс-релиз Уральского биомедицинского кластера, эксперты Минздрава Азербайджана, в частности, заинтересованы в организации поставок в Азербайджан противоинфекционного препарата «Авелокс». Завод «Медсинтез», созданный 5 лет назад при посредничестве немецких специалистов, имеющий мощность 22 тыс. тонн лекарств в год, производит антибиотики последнего поколения, способные уничтожить все известные штаммы микроорганизмов… * * *Принимая решение о создании новых предприятий для Азербайджана Гейдар Алиев не просто выигрывал аппаратную конкуренцию в ЦК КПСС, он обогащал свою республику и Союз новыми технологиями. Кто знал, как это отзовется спустя десятилетия, когда все, казалось бы, рухнуло насовсем. Тогда, эти предприятия мыслились как сумма общесоюзного потенциала. Но этот опыт работает до сих пор. В первое десятилетие существования СНГ российско-азербайджанские товарно-хозяйственные связи попросту сдерживали энтропию распада кавказского региона постсоветского пространства. Сейчас, спустя двадцать пять лет после распада СССР, Азербайджан продолжает взаимодействие с Россией. Но речь не идет о восстановлении Союза в виде нового издания интеграции. Москва не навязывает Баку никаких политических обязательств. Таким образом, очевидно стремление наращивать реальный сектор экономик наших стран. Баку и Москва пытаются воплотить лучшие свои «старые» практики взаимодействия для осуществления технологического скачка и реиндустриализации в совершенно новых сферах.

Поделиться: