Постсоветские политические элиты (на примере России, Беларуси и Казахстана)

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Имели значение огромное количество факторов: значение республики в союзном раскладе сил, как была образована республика (для Казахстана и Средней Азии ключевым стал процесс национально-территориального размежевания 1924-27 гг.), сколько было назначенцев из центра на местах, сколько выходцев из республики работало в центральных органах и ведомствах, как распределялись бюджет и нормы снабжения, какой политический режим и политическая культура были на местах.
Постсоветские политические элиты (на примере России, Беларуси и Казахстана)
Марат Шибутов

На основе выступления в рамках Клуба молодых профессионалов 3 сентября 2015 года в городе Москве Политическое взаимодействие и интеграция между разнымигосударствами могут осуществляться на разных уровнях и в разных сферах.  Одной из наиболее плохо изученных, но,возможно, одной из наиболее важных сфер взаимодействия являются контакты междуполитическими элитами стран. Так как на постсоветском пространстве политическиеинституты еще не так хорошо отработаны, фактор межличностных отношений людей,принимающих решения, иногда становится решающим. С этой точки зрения вопрос изученияэлит и их взаимодействия является одним из самых нужных, так как элиты в каждойстране разные и к ним надо подходить с очень большой осторожностью, так какшанс все испортить очень велик. Разберем, насколько различаются элиты в России,Беларуси и Казахстан. Начнем с истории. В Российской империи элитаформировалась согласно Табелю о рангах, который позволял по мере восхождения покарьерной лестнице получить дворянство, исторически сложившегося кругааристократии, условиях на которой была присоединена либо завоевана та или инаятерритория с ее национальными элитами, согласно какому законодательству шлоуправление тем или иным народом («уставы об инородцах»). Таким образом, элитароссийской империи была крайне пестрой и имела очень разные стартовые условиядля продвижения. К примеру, польская шляхта, грузинские князья и остзейскоенемецкое дворянство без проблем включались в круг аристократии, при этом немцычувствовали себя еще и в привилегированном положении. А вот, например,аристократия народов Востока в тот же круг принята не была и титулы их непризнавались. Все это привело к тому, что в руках разных элит оказалось разноеколичество ресурсов. Но все изменили Февральская и Октябрьская революции.Во время них наибольший удар получили как раз наиболее могущественные иразвитые элиты европейской части Российской империи. Те, кто уцелел в Гражданскуювойну и перешел на сторону большевиков очень часто погибали уже в чистках 37-гогода, т.е. славянские народы и немцы во многом утратили свою наследственнуюэлиту. На этом фоне, к примеру,  аристократическое сословие ишанов в таджикскихЛенинабаде и Каратегине грамотно интегрировалось в советские и партийные органы– потомок Пророка и внук мусульманских шейхов запросто мог стать секретаремгоркома и хорошо чувствовать себя в этой роли. При этом в СССР формироваласьсвоя элита, в развитии которой можно выделить довоенный и послевоенные периоды.Окончательно советская элита сложилась после Второй Мировой войны и при внешнемсходстве, она оставалась такой же пестрой как в Российской империи – слишкомразные были республики, чтобы можно было прийти к какой-то унификации. Имели значение огромное количество факторов: значениереспублики в союзном раскладе сил, как была образована республика (дляКазахстана и Средней Азии ключевым стал процесс национально-территориальногоразмежевания 1924-27 гг.), сколько было назначенцев из центра на местах,сколько выходцев из республики работало в центральных органах и ведомствах, какраспределялись бюджет и нормы снабжения, какой политический режим иполитическая культура были на местах. Когда начинаешь изучать эти вопросы и видишь,насколько большая была разница между республиками, что впрочем, населениемиз-за грамотной идеологической обработки не сильно замечалось, удивляешься, какСоюз не развалился еще раньше. Поэтому, к 1991 году Россия, Беларусь иКазахстан пришли с разной элитой: §  Россия – тут была наиболее тяжелаяситуация с элитой, так как РСФСР не имела многих институтов и учреждений,которые были в других союзных республиках, поэтому ей пришлось воспринимать иадаптировать союзные структуры и институты, а также их элиту, как свои. Вомногом, это и привело к тем странностям во взаимоотношениях со странами СНГ иВосточной Европой, когда решения принимались явно в ущерб национальныминтересами России. Процесс «национализации» российской элиты продолжается досих пор и возможно кончиться только лет через 5-10. §  Казахстан – казахстанская элита, хотязанимала не такое уж и важное положение в СССР, и в ней было много ротируемыхпредставителей союзного центра, тем не менее, была довольно монолитной, ужебыли определенные династии и сохранялись связи с элитой времен РоссийскойИмперии. Что немаловажно, состояла элита преимущественно из хозяйственников, ане идеологов или силовиков. Кроме того, у КазССР было очень маленькоепредставительство в союзных структурах. §  Беларусь – белорусская элитапредставляла собой сплоченную генерацию местных руководителей, очень частофронтовиков, участвовавших в партизанских отрядах. Это привело к определеннымспецифическим особенностям этой элиты – низкая доля теневой экономики вреспублике в виде цеховиков, довольно строгие нравы внутри элиты, ну и оченьсильное государственническое мышление. Беларусь имела довольно хорошие связи ипредставительства в союзном руководстве. Как видно, исходные данные для развития постсоветскихэлит во всех трех странах были разные. И, разумеется, больше 20 лет ониразвивались и развиваются по собственному пути. Как пример, можно показать триразных их характеристики: §  Структура и состав правительства. §  Политические партии §  Регионы Правительство. Во всех трех странах исполнительнаявласть является ключевой, и именно она является главным управляющим центромгосударственного аппарата. Администрации президентов, хотя и имеют большуюполитическую власть, без поддержки правительственных органов сделать особоничего не могут. В России правительство состоит из 31 члена –премьер-министр, 8 его заместителей и 22 министров. Внутри правительстваимеется президиум, состоящих из наиболее важных членов кабинета. Министрамподчиняются еще федеральные агентства и службы. Как видно, с одной стороныминистры обладают достаточно хорошим политическим весом за счет того, что имеютбольшое количество подведомственных им государственных структур и организаций.С другой стороны, их влияние не настолько велико, так как их все-таки 22, а этозначит, небольшое количество курируемых функций, ну и между ними и премьероместь прослойка вице-премьеров, каждый из которых курирует несколько ведомств. В Казахстане правительство состоит из 16 человек –премьер-министр, 2 вице-премьера, 12 обычных министров и 1 министр безпортфеля. Министрам подчиняются комитеты, которые были частично преобразованыиз ранее существовавших агентств или министерств. Таким образом, министр вКазахстане в настоящее время это фигура, обладающая очень большим политическимвесом за счет того, что их ведомство имеет очень большой круг полномочий из-за«поглощенных» других ведомств и спущенных с уровня правительства функций. Малоеколичество вице-премьеров подчеркивает то, что одна из функций – статьпотенциальными преемниками действующего премьер-министра. Это тем более легко,так как треть ведомств каждый из них и так уже курирует. В Беларуси сохранилась во многом советская система СоветаМинистров. В его состав входят 44 человека – премьер-министр, 5 егозаместителей, 24 министра, 7 председателей комитетов и 7 руководителей крупныхреспубликанских организаций. Внутри совета министров есть еще президиум,состоящий из руководителей наиболее важных министерств и комитетов, при этомэто вполне рабочий орган. Такая структура показывает дробное распределениевласти между руководителями, а также действующую практику государственногокапитализма и прямого управления экономикой. Если говорить о возрасте членов правительств, тонаиболее возрастными являются белорусы, а наиболее молодыми россияне (во многомза счет 33-летнего министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова).Тем не менее, как видно по данным представленным в таблице, основную массусоставляют люди возрастом от 50 до 60 лет. Возраст членов правительства   Беларусь Россия Казахстан До 39 лет 2 1 0 От 40 до 49 11 12 5 От 50 до 59 24 16 9 Старше 60 7 2 2 Средний возраст 53,5 51 52 По стажу пребывания в занимаемой на данный моментдолжности лидируют россияне, а наименьший стаж у казахстанского правительства.Надо отметить, что в принципе, в Казахстане ротации элиты происходят чаще – восновном, по инициативе президента, который таким образом не дает элитезастаиваться, излишне усиливаться и организует для них управляемые конфликты, вкоторых выживает наиболее приспособленный. Стаж членов правительства в данной должности   Беларусь Россия Казахстан 1 год 16 2 5 2 -3 года 18 21 7 4-5 лет 4 3 3 6-10 лет 5 4 1 больше 10 лет 1 1 0 Средний стаж 3,0 3,6 3,0 Политические партии. Наличие и представленность впарламенте политических партий свидетельствует о выраженности политических взглядов и амбиций у элитных групп. Так вот,в России в настоящее время 78 политических партий, из которых 75 имеют правоучаствовать в выборах, а 4 партии представлены в нижней палате парламента. В Казахстане в настоящее время 7 партий, 3 из которыхсейчас в парламенте. В Беларуси 15 зарегистрированных партий, но 105 членовнижней палаты парламента являются беспартийными, остальные 5 мест делят междусобой члены трех партий. Как видно, в Беларуси практически вся политическаяактивность связана с государственным аппаратом и вне него не поддерживаетсянаселением. Другое дело, Россия, где у каждой группы элиты имеются различныеполитические взгляды, которые они выражают в виде политических программ своихпартий. Региональный аспект. Помимо всего прочего, внутреннееразнообразие элиты определяется еще наличием регионального разделения, напишемподробнее о нем: §  Россия  – имеется 85 регионов, из которых 22республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономнаяобласть, 4 автономных округа. Федеративное устройство причем из регионов сразными правами и статусами приводит к очень сложной системе региональных элит,которое еще осложняется и другими параметрами. Площадь регионов колеблется от 3,6тысяч квадратных километров до 3 миллионов квадратных километров, то естьразница составляет 1000 раз. Население регионов колеблется от 43 тысяч человекдо 12 миллионов человек – разница составляет 30 раз. В общем, за счетрегионального аспекта элиты России представляют собой очень сложную картину дляпонимания.    §  Казахстан – имеется 16 регионов, изкоторых 14 областей и 2 города республиканского значения. Площадь их колеблетсяот 98 тысяч квадратных километров до 428 тысяч квадратных километров,численность населения от  572 тысяч до2,79 миллионов человек. Региональные различия в элитах наличествуют и довольнозаметны. §  Беларусь – имеется 6 областей, приэтом Минск представляет собой столицу и отдельный регион. Площадь областей от25 до 40 тысяч квадратных километров, население от 1,05 миллиона человек до1,94 миллиона человек. То есть регионы не только по размеру, но и по населениюне слишком отличаются друг от друга. Учитывая еще и почти мононациональноенаселение, постоянные ротации элит из региона в регион, можно сказать, что различияв элитах разных регионов Беларуси минимальны.   И наконец,выводы: политические элиты трех стран в настоящее время имеют довольно хорошиеотношения, правда, в основном дуальные – Россия-Беларусь, Россия-Казахстан. Приэтом разница между элитами во всех смыслах и по всем параметрам довольновелика, что говорит о том, что устойчивые взаимоотношения между странамивозможны только при постоянной и эффективной работе по наведению связей(деловых, личных, образовательных, политических) между элитами этих стран. Авот как это сделать – предмет отдельного исследования. 

Поделиться: