Россия, Москва

info@ia-centr.ru

НПО Таджикистана и перспективы евразийской интеграции. Ч.1

27.08.2015

Автор:

Теги:

Понятие НПО (НКО, NGO) вошло в лексикон граждан вместе с перестройкой, начавшейся в 1985 году. «Первыми ласточками» демократии стали: основанное в 1988 году общество «Мемориал», возобновившая в 1989 г. свою деятельность Московская Хельсинкская группа и возникший на волне протестов против призыва на военную службу студентов Комитет солдатских матерей.

Институциональная идея НПО как выразителя идей, устремлений и мечтаний людей была проста и понятна, высокий уровень пассионарности, возможность получать гранты для развития и идеалистические идеи о преобразовании государства и общества завладели умами и сердцами тысяч людей. НПО во всех республиках Советского Союза росли как на дрожжах, уступая только кооперативам, которые в одночасье стали для большинства населения Советского Союза в эпоху крушения идеалов и ухудшающейся экономической ситуации не только источником дополнительного заработка, но и порой - способом выживания. 

Однако идеалистические настроения не долго «правили бал».

На смену мечтателям, в очередной раз решившим построить рай в отдельно взятой стране, но теперь уже при помощи НПО, пришли жесткие прагматики, которые быстро поняли прелесть системы выдачи грантов для личного обогащения при имитации бурной деятельности. Конечно, стричь всех под одну гребенку было бы неправильно. В НПО сообществе остались действительно социально ориентированные НПО, цель которых была и остается на сегодняшний день – в улучшение жизни людей, усилиях по улучшению бизнес-среды и государственного управления, решении социальных проблем, помощи социально уязвимым слоям населения. 

Однако, на фоне этого благороднейшего служения Отечеству и народу, сформировался мощнейший пул НПО, обслуживающих интересы зарубежных стран и правительств.

На протяжении многих лет именно эта невидимая простому обывателю сеть, окутывая все сферы жизнедеятельности общества и государства, и, проникая во все уголки республики, задавала определенный вектор развития нашей страны, лоббируя интересы зарубежных грантодателей.

Отсутствие государственной поддержки  НПО Таджикистана, и, прежде всего, общественных организаций, занимающихся помощью социально уязвимых слоям общества, отсутствие в течение долгого времени социального заказа (который только появился в республике), и соответствующей государственной политики по развитию институтов гражданского общества, усиливали негативную ситуацию, делая зависимость НПО Таджикистана от грантовых организаций из США, Великобритании, Германии, Франции, Норвегии, Японии и др. просто катастрофической.

За прошедшие годы в многообразии сфер деятельности НПО Таджикистана, можно выделить приоритетные направления и проекты, на которые были направлены усилия и соответственно финансовые вливания зарубежных стран:

− Реформа законодательства Таджикистана

− Поддержка институциональных преобразования в бизнес-среде (негласные лидеры USAID и GIZ)

− Реформа банковской системы

− Создание и развитие системы микрофинансирования и управления ей (GIZ через АМФОТ – ассоциацию микро финансовых организаций Таджикистана)

− Процесс компьютеризации школ и учреждений Таджикистана (западные программное обеспечение, хостинг и т.п.)

− Открытие информационных агентств, газет, информационных порталов и электронных СМИ на гранты международных организаций

− Создание и развитие правозащитных организаций, коалиций и сетей

− Подготовка специалистов для СМИ Таджикистана (Интерньюс, Фонд Сороса)

− Создание национальных координирующих структур в сфере СМИ (НАНСМИТ, Медиа Альянс, Совет по этике в СМИ)

− Внедрение и развитие интернета (проект ТАРЕНА – предоставление бесплатных интернет-каналов и трафика для учебных заведений)

− Создание внутренних и международных сетей, инфраструктуры, IT-технологии (ГИПИ, Фонд «Интернет», Ассоциация интернет-провайдеров и т.д.)

− Процесс внедрения элементов электронного Правительства в Таджикистане (например, оцифровка документации ЗАГСов РТ и Главного Государственного Архива РТ)

− Процесс оцифровки геологической информации, картографирование, кадастр земель и т.п.

− Формирование и администрирование налоговой системы (DFID, USAID)

− Формирование и администрирование систем пенсионного и страхового учета

− Создание управляемых ассоциаций водопользователей, дехканско-фермерских хозяйств, бизнес-ассоциаций (Немецкая Агроакция, AKTED, USAID и GIZ)

− Создание национальных координирующих структур (т.н. амбрелла-ассоциаций) бизнес-ассоциаций КСБАООТ и МИДАТ (USAID и GIZ)

− Создание консультативных и совещательных органов, возглавляемых Президентом Республики Таджикистан (Общественный Совет, Консультативный Совет по улучшению инвестиционного климата и т.п.)

− Подготовка общественных, политических, религиозных деятелей и бизнес элиты (программы САБИТ, Кохран, обменные визиты в США и страны Европы)

− Подготовка квалифицированного персонала для НПО (Каунтерпарт Консорциум, Фонд Сороса и др.)

− Управление сферами: культуры, образования, здравоохранения, IT-технологий (Фонд Сороса)

− Контроль за добывающей промышленностью (ИПДО), государственными финансами, местными бюджетами, сферой электроэнергетики и строительства (Фонд Сороса)

 

Отдельно необходимо отметить колоссальную согласованную работу НПО и международных организаций, связанную с формированием позитивного отношения населения Таджикистана к процессу вступления Таджикистана в ВТО (Всемирная Торговая Организация), благодаря чему Таджикистан, не смотря на все риски и потенциальные проблемы, в 2012 году завершил процесс вступления и стал полноправным членом ВТО. Необходимо заметить, что международные доноры не перестают выделять гранты для обеспечения лояльности и предотвращения недовольства населения негативными последствиями от вступления в ВТО в настоящий период.

Создание Коалиций различной направленности, сетей и платформ НПО в Таджикистане, налаживание Центрально-Азиатской интеграции НПО – также приоритетные направления деятельности зарубежных донорских структур, некоторые из которых уже на протяжении многих лет имеют специальные программы содействия этому процессу (например, программа межстрановых обменов Фонда Сороса).

Последним трендом стало создание международных проектов развития НПО Центральной Азии, которые осуществляются альянсом НПО стран региона. Получив солидный транш не менее 1 млн. долларов, альянс из нескольких НПО, представляющих Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, объявляет тематику общей грантовой программы и раунды выдачи проектных и институциональных субгрантов для мелких НПО. Таким образом, решается сразу несколько проблем:

− Создается и развивается разветвленная сеть взаимосвязанных, сотрудничающих или порой – просто аффилированных НПО стран ЦА

− Распыляется внимание и ослабляется контроль компетентных органов стран региона, ответственных за контроль за деятельностью НПО в своих странах

− Создается механизм, который в будущем позволит «обходить» нововведения в законодательства стран Центральной Азии, усиливающие контроль за деятельностью НПО.

 

Продолжение следует...

Михаил Петрушков
Председатель «Союза Молодых Российских Соотечественников Республики Таджикистан»


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение