С. Корганова: Некоторые особенности этносоциальных процессов в Казахстане 17.07.2008

С. Корганова: Некоторые особенности этносоциальных процессов в Казахстане

Корганова С.С ,ЮКГУ им. М.Ауезова

В Казахстане существуют все предпосылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор общественного развития, поскольку представители всех наций осознают себя созидателями новой культурной общности - казахстанского народа. В Независимом Казахстане сегодня очень актуальными являются этнополитические, этнокультурные процессы. Они требуют всестороннего политического анализа. Казахстан - социально дифференцированное полиэтническое сообщество, где для субьектов характерно наличие разных интересов и разная степень их культурной и политической активности. Казахстанаская модель политического и государственного устройства, сочетает в себе общепризнанные закономерности демократического развития. За 16 лет независимости в стране реализована собственная модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма.

К сожалению, порой в СМИ широко освещаются и раздуваются некоторые случаи конфликтов не столько межэтнического, сколько социально - экономического, бытового характера, возникающих между соседями и т. д. Обсуждая эту тематику известный политолог Казахстана Досым Сатпаев верно заметил, что играть на национальной карте легко, а выигрывать и удерживать очень трудно.

Т.Сарсенбаев пишет, что «в социально - экономической жизни в поддержании активности людей, также допускается немало перекосов, нарушается принцип наделения их собственностью, в результате чего проблема развития активности личности сводится к принципам выживай или обогащайся любыми средствами». 1 Таким образом, по существу в реальной жизни мы сталкиваемся с пропагандой голой субъективности личности, что порождает различного рода негативные явления: разгул анархии, рост преступности и насилия. Нельзя политизировать любое социальное явление, придавая ему национальную окраску. Формирование культуры межнационального общения и межнационального согласия являются главными целями нашего государства. Так, Указом Президента РК от 25 июня 2006 года были определены «Основные концепции развития гражданского общества на 2006-2011годы» и принятая Правительством от 28 июня «Программа развития Казахстанской модели межэтнического и конфессионального согласия на 2006-2008 годы». Эти документы являются основополагающими в работе всех органов которые занимаются государственной, национальной политикой. Президент РК Н.А Назарбаев отмечал, что « мы строим открытое демократическое, процветающее общество свободных людей и правовое государство, в котором сочетаются: достижения развитых демократий и лучшие традиции нашего многонационального общества» 2 .

По данным Агентства РК по статистике на 1января 2006года в республике проживает более 120 национальностей (этносов и этнических групп), наибольший удельный вес в обшей численности населения республики занимают казахи-58,6% и русские -26,1%. На долю других этносов и этнических групп приходится 15,3% населения республики. Из них украинцы -448,8тыс; узбеки -428,9тыс; уйгуры- 229,8тыс; татары- 229,6тыс; немцы -222,7тыс; корейцы-101,7тыс. 5 политический состав населения является характерной чертой большинства современных стран мира. Именно данное обстоятельство делает вопрос обеспечения межэтнической стабильности первостепенной задачей для государства, так и для общества в целом. Говоря о межэтнической стабильности, о формировании культуры межнационального общения, мы должны рассматривать их как составляющую общей концепции национальной безопасности. Казахстан является полиэтническим сообществом, где проживают представители различных этнокультурных образований. Как пишет профессор Байдельдинов Л., «хотя в Казахстане проживают представители многих национальностей, это не означает что в республике имеется много наций. В Казахстане живет одна нация, для которой земля казахов является издревле их исторической родиной. Это казахская нация. Остальные граждане Республики Казахстан являются представителями этнокультурных образований, функционирующих в виде диаспор или отдельных небольших этнических групп». 3

Годы суверенного развития Казахстана шли по законам возрождения идей этничности по всем направлениям жизнедеятельности общества: государственное строительство, культурная политика, рост этнического самосознания. И этот процесс был присущ всем без исключения этническим общностям. Специфическими факторами, оказывающими влияние на характер межнациональных отношений, является политические и социальные условия а также личностные ориентации, которые обусловливают ее общение с различными культурами. Казахстан как модель межнациональных отношений получила самую высокую оценку ООН, ОБСЕ и ряда других авторитетных международных организаций не случайно «Мы всецело поддерживали законное стремление всех национальных общин на развитие своей культуры» 4 . В Казахстане действует несколько десятков национально культурных центров. Создан уникальный инструмент межнациональных отношений в лице Ассамблеи народов Казахстана. Сегодня ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики. В рамках конституционной реформы вырос статус и полномочия Ассамблеи народа Казахстана. Представляя интересы всего народа нашей многонациональной страны, депутаты от Ассамблеи призваны играть ососбую роль в процессе укрепления межэтнического мира и согласия в Казахстане. Продолжается процесс всемерного укрепления роли этого уникального казахстанского института. И депутаты, которые избраны от Ассамблеи, должны чувствовать ответственность, держать тесную связь с Ассамблеей и ее организациями на местах. В Послании Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана: «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» отмечено что «...для дальнейшего укрепления государства, его безопасности, устойчивого развития экономики и роста благосостояния граждан Казахстана, необходимы долгосрочная стабильность, мир и согласие». 5

Таким образом, гарантом межнационального и межконфессионального согласия в Казахстане является Конституция РК. В ст.14 «признано равенство всех перед законом и судом, никто не может подвергаться какой- либо дискриминации по мотивам происхождения социального, должностного, имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и по иным обстоятельствам». Все это является конституционной основой культуры межнационального общения.

Президент РК Н.А Назарбаев в своем выступлении на совместном заседании палат Парламента РК говорил «для ускорения демократизации нашей страны важно сохранение стабильности, правового государства и общественного согласия» 6 .

Одним из базовых элементов национальной политики являются целенаправленное развитие казахского культурного ядра при одновременном создании благоприятных условий для других этносов. Это своего рода формула мирного сосуществования. В стране создан уникальный эффективный механизм реализации национальной политики, межэтнического, межрегионального диалога в лице Ассамблеи народов Казахстана. Данный орган является центральным звеном в гармонизации межнациональных отношений и играет значительную роль в поддержании политической стабильности, упрочения общественного согласия и мира. Важную конструктивную роль в укреплении культуры межнационального общения играют и многочисленные национально-культурные центры и объединения, действующие в каждом регионе Казахстана. В целом в стране накоплен богатый и уникальный опыт сохранения и укрепления единства политического, полиэтнического общества казахстанского народа. Все это в комплексе в значительной мере и составляет модель единства многонационального казахстанского народа. Объединяющей, консолидирующей основой культур различных этнических групп страны должно являться изучение и овладение языком, культурой, традициями и обычаями государствобразующего казахского народа при одновременном обеспечении условий для развития языков, культуры, традиций и обычаев всех этнических групп Казахстана. Парвиз Мордвидж - декан университета Фордхэм, профессор подчеркивает, что «принципы казахстанской модели межнационального согласия надо использовать в мировой практике потому, что Казахстан впервые в мире добился таких высот среди многонациональных стран.Казахстан можно сравнить с многодетной матерью. При непростом характере каждого своего ребенка страна умудряется угодить им всем. Ваша страна - как мать» 7. Таким образом, основополагающая идея национальной политики формирования Казахстанской нации как единой этнополитической общности на основе межэтнической интеграции обеспечивает единство народа. Все вышеуказанные факторы влияют на формирование и укрепление культуры межнационального общения.

1. Т Сарсенбаев Культура межнационального общения. Алматы, 1998 с 37.

2. .Новый этап демократизации Казахстана ускоренное развитие демократического общества. Выступление президента РК Н.А.Назарбаев на совместном заседании Палат Парламента РК от.16 мая 2007 года // Университет 25.05.07

3. Л.Байдельдинов Проблемы социокультурной консолидации казахстанского общества//Саясат. №4. 2008г. с.18

Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана: «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики»//Казахстанская правда. №26. 7 февраля 2008 года.

АиФ Казахстан. №18 с 3 по 9 мая 2006 года

6.Н.Назарбаев Казахстанский путь. С. 98

7. Новый этап демократизации Казахстана - ускоренное развитие свободного демократического общества. Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на совместном заседании Палат Парламента РК.// Университет 25.05.07.

8. Толерантность - залог стабильности//Казахстанская правда 03.05.07.