Гражданское общество и «Русскоязычное зарубежье» как акторы национальной безопасности России. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сегодня разработчики и авторы программ, антикризисных мер и прочих документов, определяющих стратегические направления в управлении и развитии России, нередко забывают о двух важных факторах, способствующих безопасному и благополучному развитию страны: роли гражданского общества и роли диаспор в других странах. Подробнее этот вопрос в своей статье осветил председатель «Союза Молодых Российских Соотечественников Республики Таджикистан» Михаил Петрушков, первую часть которой "Пресс-клуб Содружество" с удовольствием представляет вашему вниманию.
Гражданское общество и «Русскоязычное зарубежье» как акторы национальной безопасности России. Ч.1
Сегодня разработчики и авторы программ, антикризисных мер и прочих документов, определяющих стратегические направления в управлении и развитии России, нередко забывают о двух важных факторах, способствующих безопасному и благополучному развитию страны: роли гражданского общества и роли диаспор в других странах. Подробнее этот вопрос в своей статье осветил председатель «Союза Молодых Российских Соотечественников Республики Таджикистан» Михаил Петрушков, первую часть которой "Пресс-клуб Содружество" с удовольствием представляет вашему вниманию.  Широкое применение термина «Национальная безопасность», несмотря на довольно-таки длительную историю существования этого термина,  началось совсем недавно, в последние десятилетия 20 века. Хотя впервые в политическом лексиконе понятие "национальная безопасность" было употреблено еще в 1904 г. в послании президента Т. Рузвельта Конгрессу США, где он обосновывал присоединение зоны Панамского канала интересами "национальной безопасности". Источник возникновения термина американские авторы видят в теории "национальных интересов", предложенной социологом У. Липпманом. В настоящее время термин имеет множество трактовок, среди которых, по нашему убеждению, наиболее точным, отражающим сущность понятий, определяющих значимость «национальной безопасности» в существовании любого государства, является определение, характеризующее «национальную безопасность» как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внешних и внутренних опасностей и угроз, определяющееся таким положением страны, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных отношений [Возжеников А. В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России: Монография. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: Изд-во ЭДАС ПАК, 2000. С. 47—48] В нашей стране термин «национальная безопасность»  и соответственно изучение проблем национальной безопасности, в том числе и с социально-философской точки зрения начинается с 1990 года [Моро Г.И. Национальная безопасность – это система. Интернет-источник, 2001 г. http://viperson.ru/wind.php?ID=288174], когда деструктивные, дезинтеграционные, сепаратистские и националистические тенденции в Советском Союзе, бросающие вызов существованию самого государства как такового, начали вызывать возрастающий интерес советских и российских философов, социологов, конфликтологов и представителей других специальностей и научных направлений. В настоящее время, в Российской Федерации, разработана, утверждена Указом Президента РФ за № 1300 от 17.12.1997 и принята в качестве основополагающей Концепция Национальной Безопасности Российской Федерации, положения которой были скорректированы Указом Президента РФ за №24 от 10.01.2000 г., а также  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537  Концепция национальной безопасности Российской Федерации определена разработчиками как  система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Во время обращения Президента России В.В. Путина с Посланием к Федеральному собранию (3 апреля 2000 г.), в котором он очень подробно излагал основные моменты Концепции Национальной безопасности России, основными задачами по ее реализации Президент назвал "укрепление государства. Государства в лице всех институтов и всех уровней власти". Президент представил комплексный взгляд на сущность этой задачи. Это и построение четко работающей исполнительной вертикали, и повышение правовой дисциплины, и создание действенной судебной системы». «Работоспособность и эффективность института государственного управления - это важнейшее условие для экономического роста, соблюдения конституционных прав граждан и, наконец, обеспечения безопасности как государства, так общества и каждого в отдельности гражданина».  [Послание Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному собранию Российской Федерации от 03 апреля 2001 г. http://www.rosnation.ru/index.php?D=29] Из Послания Президента России В. Путина:  [Послание Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному собранию Российской Федерации от 03 апреля 2001 г. http://www.rosnation.ru/index.php?D=30] "Консолидированная и эффективная государственная власть нужна нам для решения неотложных социально-экономических проблем и задач в сфере безопасности государства". Что же такое национальная безопасность? Насколько своевременна, актуальна проблема национальной безопасности? Ведь сегодня можно было бы на первое место поставить вопросы неблагополучного положения в отечественной экономике, наркомании, коррупции, криминализации различных сфер жизнедеятельности и многое другое. Однако, ни один из вышеперечисленных вопросов невозможно решить в отдельности. Актуальность принятия мер по обеспечению национальной безопасности как раз определяется, прежде всего, наличием огромного количества внутренних и внешних угроз самому существованию, выживанию нашего государства и каждого в отдельности гражданина. Опасность еще и в том, что по ряду причин количество угроз национальной безопасности начинает перерастать в качество - систему крайне неблагоприятных факторов, разлагающих институциональные основы государственности, подрывающих национальное самосознание российского народа - коллективную волю к созиданию. И так - вплоть до личной безопасности каждого гражданина - безопасности физической, интеллектуальной, нравственной, социальной, экологической и т.д.   Продолжение следует...   Михаил Петрушков Председатель «Союза Молодых Российских Соотечественников Республики Таджикистан»

Поделиться: