Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Скифо-тюркские (казахские) параллели, - Эсен уулу Кылыч

17.08.2015

Автор:

Теги:

Занимаясь изучением истории и культуры азиатских скифов я обнаружил наличие скифских компонентов в составе казахских жузов. Впервые я об этом написал в 1993 году в своей небольшой монографии, которая была опубликована Академией наук Кыргызской Республики, Институтом истории.

В данной статье речь пойдет в основном о скифо-казахских параллелях, но поскольку скифские параллели существуют и в отношении других тюркских племен средневековья, я решил объединить имеющиеся материалы в одну статью.

Я уже опубликовал в интернете две статьи: 1) Древние тюрки и Скифский мир (введение в изучение проблемы); 2) Горноалтайские скифы-юеджи. Данная статья идет в русле предыдущих, и с ними связана. Что бы понять ее, читателю необходимо сначало ознакомиться с двумя предыдущими, так как что бы лишний раз не повторяться я не стал использовать материалы из предыдущих статей.

В сер. I тыс. до н. э. в восточной части скифо-сакской ойкумены существовал крупный племенной союз азиатских скифов, известный как-юеджийский. Во главе этих племен стояли представители Пазырыкской культуры, которые были расселены на Алтае, в Семиречье, Туве и восточном Казахстане.

По мнению Ю.А.Зуева, в юеди китайских источников следует видеть передачу этнонима ас. Асы упоминаются у Страбона (География. XI, 8, 2) в форме асии, в числе наиболее известных племен, вышедших из-за Яксарта (Сыр-Дарьи) и "отнявших у эллинов Бактриану". Азы упоминаются в тюркских рунических надписях, в памятнике в честь Тоньюкука, как тюркские племена, которые обитали к югу от Западных Саян.

На наш взгляд, элемент ас(аз) содержится в названии хорошо известных в Средние века западно-тюркских племен-тюргешей. Так, тюргеш (тюркеш) или тюргис можно этимологизировать как тюрк и ас (аз), т.е. тюрк-ас(аз), тюркас, тюрказ и т.д. У Гардизи (XI в.) и в Худуд аль аалам (X в.) есть сведения о том, что тюргеши впоследствии распались на тухси и аз. В составе так называемых черневых татар имеется племя, именуемое тиргеш. Среди теленгутов и ачкештимов имеется род торт ас (четыре аза). Род аз был у узбеков, у кундровских татар на Волге. Среди хотанских родов упоминается род под названием яс, явно связанный с древними азами.

По другой гипотезе, транскрипция юеши передает "народное название куш". В куш можно видеть спирантную форму этнонима ас (его вариантов - ус, уш), т.е. (х) ус((х)уш), хус(хуш), кус(куш) и т.д.

Любопытно, что если юечжи были действительно кушами, то это бы служило в пользу гипотезы С.И.Руденко, полагавшего, что племена Алтая могли быть известны древним китайцам как юечжи (юеши, юеди). Дело в том, что гипотеза "юечжи = "стерегущие золото грифы"" может быть подкреплена этимологией названия куш, что с древнетюркского должно означать, в широком смысле этого слова - крупную птицу, обычно из числа хищных, может быть и даже грифа.

У казахов Малого жуза есть род маскар, который состоит из нескольких отделений, одно из которых именуется масак, которое очень похоже на первую часть названия - массагет, т.е. массаг. Массагеты, как известно были одним из крупных племенных союзов к востоку от Каспия,

в восточном Приаралье с прилегающими к нему территориями Южного Казахстана.

Также, следует отметить, что в Средние века один из карлукских родов на Тянь-Шане именовался -мачак или мажак. В Накширустемской надгробной надписи царя Дария Гистаспа, в перечне областей покоренных древними персами "за границами Персии", упоминаются некие кассаки(косаки), вслед за понтийцами. Косак, возможно являлось спирантной формой этнонима асык, т.е. (х) асык, хасак, касак, косак и т.д. Полагают, что коссаки обитали где-то к востоку от Каспия.

У Страбона (География. VII, 3) упоминаются некие языги, как одно из крупных сарматских племен, жившее первоначально у берегов Черного и Азовского морей. Языги считаются скифским племенем, вошедшим в состав савроматского племенного союза. Языг, несомненно является этнонимом азык. У Иссидора Хоренского (Парфянские стоянки) упоминается Сигал, "где столица саков". В "Сигал" можно видеть сочетание этнонима сак и тюркского слова эль, т.е. сак - эл, сакел, сагал, сигал и т.д., в значении "народ саков". У Страбона упоминаются некие зиги среди племен, обитавших между "Гирканским морем и Понтом до Кавказа, иберов и албанов.... Очевидно, зиг являлось усеченной формой этнонима азык (азиг), аналогично асык-сак. Зиги отсутствуют у авторов до Страбона, но упоминаются у Дионисия Периегета и у других поздних авторов, "что однако, вряд ли позволяет отрицать их генетическую связь с язигами...".

Асыки упоминаются у Страбона (География. XI, 8, 8) в форме апасиаки, которое представляет собой стяжение двух: аб(об) - иранское "вода, река" и этнонима асык (или сак), т.е. аб(об) - асык (сак), абасык, абасик , апасиак и т.д. Апасиаки упоминаются у Плиния (Всеобщая История. X, 48) между Оксом (Аму-Дарья) и Танаидом (Сыр-Дарья). У него же в другой работе (Естественная История. III, 42) они присутствуют в форме пэзики, а в главе VI (19) 17 той же работы в форме псак, которые упоминаются им в числе знаменитых "скифских" племен.

Пазики упоминаются и у Птолемея (География. IV, 12) "близ Оксийских гор". У того же автора (География. VI, 5) говорится об Авзакийских горах (очевидно, азыкских), западная часть которых располагалась в Южной части "Скифии", которая находилась "за Имаем" . Азыки являлись одним из западно-тюркских племен и упоминаются у китайцев в форме асиги. Азыки сохранились в виде родоплеменных подразделений у казахов, кыргызов, алтайцев. В Семиречье, восточнее Алма-Аты, в местечке Иссык, как известно, было обнаружено богатое захоронение сакского времени. Не исключено, что топоним Иссык восходит к этническому названию асык, т.е. является его дивергентной формой. У казахов в Малом жузе существует род исык (вероятно, асык). Изых-Тах - так называется местность (по имени горы), расположенная в Южной Сибири, в Минусинской котловине. Древнетюркские рунические надписи сообщают о войне тюрков с народом изгиль, которая была в 715 году. На наш взгляд, этноним изгиль произошел от- азык и тюркского- эль, т.е. азык - эль, азык эль, азгиль, изгиль и т.д., в значении "народ азыков".

По-видимому, проблему происхождения этнонима казак следует связывать со спирантной формой этнонима асык, т.е. (х) асык, (х) асак, хасак, касак, казак и т.д. Так, например, монголы казахов называют хасык. По мнению Г.Н.Потанина, свидетельством того, что "кость подобного наименования (т.е. хасык) существовала некогда в Монголии и жила далеко на востоке, может служить название горной группы Хасыкту-Хаирхан, лежащей на восточном Алтае, в меридиане Улясутая; на карте Клаппорта эти горы названы Казакту-Ола. Хасыкту- или Асыкту-Хаирхан, как иногда произносят местные монголы, находящийся в Хошуне Джасакту-Хана, и виден из ханской ставки".

Этнонимическая форма, близкая к "казак", встречается в Накширустемской надписи царя Дария Гистаспа в форме "коссак" или "косак", как название одной из областей, покоренных Дарием за границами Персии, примерно к востоку от Каспия.

У Арриана (Анабасис Александра. VII, 10) в числе племен "смиренных" Александром Македонским упоминаются уксии. У Плиния (VI, 48) они упоминаются как аугасии. То же самое мы встречаем у Стефана Византийского. Укс и Аугас очень напоминает тюркский этноним -"огуз". Возможно, что древние огузы упоминаются в китайских источниках как Уге, которые в эпоху Хань обитали к востоку от цзянькуней (кыргызов) и к северо-востоку от усуней.

В тюркское время огузами называли себя как западные, так и восточные тюркские племена. По китайским источникам, западные тюрки состояли из десяти, а восточные - из девяти (т.е. токуз огуз). К этому времени огуз кроме этнического употреблялось и в других значениях.

Одними из древнейших скифских племен I тыс. до н.э. являются асаны и усуни. Усуни хорошо известны по древнекитайским текстам эпохи Хань. Асаны упоминаются в числе древних кочевых племен вторгшихся из-за Яксарта (Сыр-Дарья) во II веке до н.э. в Согдиану и Бактрию. У Страбона они фигурируют в форме пасианы, а у Помпея Трога - асианы. Страбоновское пасиан, очевидно, происходит от аб(об) - иранское "вода, река" и тюркского асан, т.е. аб-асан, абасан, (а)басан, пасиан и т.д., в значении "водные, речные асаны".

Как известно, у Страбона и у других поздних авторов многие факты восходят к VI-V вв. до н.э., поскольку они пользовались трудами древних авторов. В своей Географии (XI, 8,4) Страбон сообщает, что "скифы владели Бактрией и покорили лучшую землю в Армении, которой дали название Саксаны". Название это, очевидно происходит от племени сакасанов, упоминание о которых мы встречаем у Арриана. Племя сакасанов называет и Плиний, "наименование которому соответствует Сакасана у Страбона".

Сакасан античных авторов, скорее всего представляет собой стяжение двух этнонимов - сак и асан. В XII и XIII вв. на север от Каспийского моря "вероятнее всего, на Волге" упоминается город и страна Саксин (или Сохсин). У казахов Кичи жуза (Малой орды) есть род дюрт-кара, которое состоит из четырех отделов, один из них турум, часть которых именуется саксан. У Птолемея (География. IV, 12) сообщается о неких оксианах, у реки Окса, которые располагались рядом с хоразмиями. В оксиан Птолемея можно видеть наличие тюркского ок (ук) и этнонима асан, т.е. ок(ук)-асан, окасан, оксан, оксиан и т.д. Или же, оксиан могло произойти от укус (окс) - этнонима, с древнетюркским аффиксом собирательности-множественности - н или н диалекта, что могло иметь значение "оксы (угузы, окусы)".

В "Истории Старших Хань" ("Цянь Хань Шу") сообщается о владении Хюсюнь, рядом с Гуанюду, которые находились на северо-западе от Кашгара. В "Хюсюнь" можно видеть спирантную форму этнонима асан или усун. Асанов или усуней можно видеть в упоминаемых в китайских источниках племен хосинь (в рассказе о событиях, относящихся к 641 году н.э., где они названы вместе с ге-гу (кыргызами) и чумугунь).

Согласно сообщениям китайских источников, "предками туцзюе (тюрков) были смешанные ху (варвары) Пинляна. Их родовое имя было ашина". На наш взгляд, в китайском ашина можно видеть передачу этнонима асан или его дивергентной формы. Уже установлено, что китайская транскрипция данного слова близка к "его возможному произношению в древнетюркском языке". В III поколении "Младшей орды" ("Кичи жуза" у казахов), которая именуется Баулы, есть род иссен-темир. В рукописном архиве Географического общества, в "Расписании" делений Меньшей Орды Казанцева 1856 года говорится, что род Чумекей или Чумань, "кочевки которого показаны у оз. Телекуля и на Сыр-Дарье", состоял из пяти частей, одна из которых именовалась асан.

Рычков, деливший кыпчаков Средней казахской Орды "на пять колен", называет среди них узюнь (очевидно, усунь). Род черкес (у других авторов серкеш) в Малой казахской орде имеет отделение кусун, в котором можно видеть спирантную форму этнонима усун (т.е. (х)усун, хусун, кусун). В Букеевской (или внутренней казахской) Орде есть род исен-темир. В исен можно видеть дивергентную форму этнонима асан или усун. В Малом казахском Жузе в роде тана также есть отделение асан. В том же Малом Жузе в роде Чумекей или Чумань, кочевавшего у оз. Телекуля и на Сыр-Дарье, есть поколение бузгуль, в котором имеется отделение исан.

В исан можно видеть дивергентную форму этнонима асан или усун. Другое отделение рода бирюч (бершь, берчь) именуется исянгуль, часть которого "усян и асан". По "Расписанию" Казанцева род чекты или чикли в Кичи Жузе (у казахов) делится на три отделения: один из них джинкалыч, часть которого именуется асан, а в отделении урус есть подразделение кыргыз, которое делится на таны, истяк и барак. У второго (истяк) есть отделение асан, аусан, (возможно, асан и усун). В упомянутом роде тана было "отделение асан". И наконец, Уйсун - так именуется Старший Жуз (Старшая Орда) у казахов, название которого связано с именем одного из древнейших скифских племен Азиатской Скифии - усунями (асанами). В составе Аксуйской волости Чимкентского уезда отмечалось наличие рода Сары-Уйсун ("Желтый усун").

Среди хотонов упоминается род хасн, очевидно, представляющий собой спирантную форму этнонима асан, т.е. (х) асан, хасан, хасн. Следует также отметить о топониме Зайсан, или Жайсан, и гидрониме с одноименным названием, расположенных в Восточном Казахстане. На наш взгляд, название Жайсан могло произойти от древнетюркского жай, в значении "место, земля" и т.д., и этнонима асан или слова, в значении "азы", т.е. жай-асан, жайсан, жайсан, что могло иметь значение "земля азов (или асанов)".

У эмира Рукн ад-Дина Бейбарса и Ибн Халдуна, среди кыпчакских племен упоминается "род джузнан (джерсан)". Может, джерсан - синоним джайсана, или же он (т.е. джерсан) мог произойти от джер - "земля (место, область и т.д.)", и этнонима асан в значении "азы", что могло иметь значение - "земля (область и т.д) азов или асанов".

В скифскую эпоху в ряде районов Центральной Азии и Южной Сибири имели место "белокурые" тюркоязычные племена. Они и их потомки имели свои этнические названия на = сары(сарыг). Одними из таких групп населения Семиречья, а может и более восточных районов могли быть сары-усуни, которые, очевидно упоминаются Птолемеем как серские исседоны. Они, согласно этим сведениям, обитали в Восточном Туркестане, может быть и в районах бассейна Тарима и прилегающих к ней областях.

Наиболее раннее упоминание серов в античной литературе относится к рубежу III и II вв. до н.э. в связи с сообщением о том, что Греко-Бактрийский царь Ефтидем около 200 г. до н.э. якобы расширил свои владения на востоке "до владений фаунов и серов". Впоследствии, когда установилась торговля шелком по великому караванному пути, название серы применялось к поставщикам шелка в бассейне Тарима. Примерно в этих же районах могла находиться упоминаемая у Птолемея Серика, которая очевидно, ни что иное, как древнетюркское сары, сарыг ("желтый, рыжий" и.т.д.).

Согласно Ю.А.Зуеву, упоминаемые в "Ши-Цзи" Синь-ли тождественны сирам древнетюркских руник. В 650 году Утукенская чернь, находящаяся в восточном Хангае, была переименована в область Синь-ли.

У казахов Старшего Жуза, именующегося Уйсун, существует поколение сары-уйсун ("желтые, рыжие и т.д. усуни"), которые считают себя остатками большого и сильного народа.

Дивергентной формой этнонима аз был термин-ат.

У Птолемея (География. IV, 12) мы встречаем племена ятии, которые располагались в "северном отрезке Яксарта (Сыр-Дарьи)", и в которых можно видеть атов. У Геродота "История", III, 89-94) упоминаются утии, входившие в четырнадцатый округ персидской державы. В утии можно видеть дивергентную форму этнонима ат. У Плиния (Естественная История. VI, 19, 17) в числе "знаменитейших из скифов", живущих за Яксартом (Сыр-Дарья) упоминаются этаи (очевидно, аты), эвхаты. В эвхат можно видеть дериват спирантной формы этнонима ат.

Наличие ат имеет место в упоминаемых у Страбона (География. XI, 8, 8) аттасиях, входивших в состав саков-массагетов. Аттасии, очевидно состоит из ат - этнонима или слова и ас - этнонима, т.е. ат-ас, атас, аттасии и т.д. В древнетюркских рунических надписях есть сообщение о племени эдиз, название которого несомненно связано с древними скифскими племенами-атас, т.е. являлось его дивергентной формой. Пережиток этнонима ат можно видеть в лице туркмен ата.

По сообщению "Истории северных дворов", "владетельный Дом Еда (эфталитов) происходит с одного рода с Большим Юечжи". Наиболее раннее упоминание эфталитов встречается у армянского автора V в. н.э. Лазаря Парбского. В разных источниках эфталиты упоминаются по-разному. Наиболее близки действительности, очевидно, формы атал и хетал. Атал, на наш взгляд, происходит от ат - этнонима (или слова) и древнетюркского слова эль (в значении "народ, племя", "некая этническая общность"), т.е. ат-эл, ател, атал, и т.д. Что же касается хетал, то нетрудно в ней узнать спирантную форму этнонима атал, т.е. (х)атал, хатал, хетал.

Возможно, что эфталиты (атал, хетал) до своего возвышения составляли вместе с хуннами объединение племен, известное в источниках как хионит, поскольку в хионит можно видеть сочетание хунн - этнонима и ат, т.е. хунн-ат, хуннат, хионат, хионит, в значении "хунно-аты".

По-видимому, эфталиты упоминаются еще у Птолемея, который сообщает, что "ниже Касии (Кашгара-ред.) живут хайты - скифы". Хайт, очевидно спирантная форма этнонима ат. Очевидно, вполне возможно сопоставление С.П.Толстовым туркменского племени абдал с названием племени эфталитов. Однако, в абдал можно видеть наличие аб (об) - иранское "вода, река" и атал - этнического названия, т.е. аб-атал, аб(а)тал, абтал, абдал ("водные, речные аталы").

По сведениям Потанина, "нынешние восточные киреи, обитающие в бассейне Черного Иртыша", что относятся к казахам Средней Орды (Орта Жуз) "состоят из двух отделов: абак или ашемайли-кирей и кара-кирей". В Абак-кирей имеется род ители. В ители можно видеть пережиток этнонима атал.

У Плиния, передававшего сведения Демодама (полководца Антиоха и Селевка), совершившего поход (около 300 г. до н.э.) за Яксарт (Сыр-Дарью), упоминаются (в числе "наиболее значительных скифских племен) есседоны, в которых не трудно узнать асатанов (осотон и т.д.). У Плиния (Естественная История. VI, 16 (18), 46) рядом с моками упоминаются батены, которое вполне возможно происходит от аб(об) - иранское "вода, река" и тюркского атан, т.е. аб-атан, абатан, (а) батан, батен.

Любопытно, ведь в Малой Орде у казахов есть род дюрт кара, состоящий из четырех отделений, одно из которых именуется аппак. Часть его носит название батан. Плиний, в другом месте, в числе "знаменитейших из скифов", живущих "по ту сторону Яксарта" (Сыр-Дарья), упоминает гистов (по другому чтению - истов), эдонов, котнеров, наряду с саками, массагетами, эсседонами, аримаспами, этаями и др. Гист, очевидно спирантная форма этнонима асат, т.е. (х) асат, хасат, хаст, гаст, гист. В эдонах нетрудно узнать атанов. Этаи, возможно было дивергентной формой этнонима или слова ат. В Средней Орде у казахов байджигитов, "занимающее вместе с тoртоулами восточный Тарбагатай", есть род Джумук. В Джумуке была ветвь исты, очевидно имеющая связь с древними истами-асат.

У эмира Рукн ад-Дина Бейбарса и ибн Халдуна, среди приводимых ими названий одиннадцати кыпчакских родов, упоминается иета (по ибн Халдуну-сета). В иета можно видеть дериват этнонима или слова- ат, а в сета - усеченную форму этнонима асат, т.е. (а) сат, сат, сета. У этих же авторов один из кыпчакских родов именуется котан. В котан можно видеть спирантную форму этнонима атан, т.е. (х) атан, хатан, котан. По В.В.Радлову, племя кыпчак Средней Орды (Орта жуз) у казахов имеет род тана-буга. Не исключено, что-тана является усеченной формой этнонима атан. Род тана есть также в Букеевской (или Внутренней) Орде у казахов.

О наличии среди юечжей рода атан и о возможной связи происхождения гидронима хотан и названия города, расположенного в южной части пустыни Такламакан у реки Каракаш, мы уже говорили в своих предыдущих статьях. В Кичи Жузе (Малой Орде у казахов), как уже отмечалось, в роде чекты или чикли, в отделении урус, есть род киргис, который состоит из трех частей, одна за которых носит название тана, в котором можно видеть усеченную форму этнонима атан.

Дешифровка названия одного из династийных родов восточно-тюркского каганата, известного в китайских источниках как-ашидэ, показало, что оно является китайской передачей этнонима оссет, вернее здесь следует видеть этноним-асат. В "Цзы-чжи Тунцзянь" под 679 годом говорится, что "а-ши-дэ суть название племени".

О монголоидной примеси у различных групп азиатских скифов мы уже писали в предыдущих статьях. Монголоидный тип описывает Геродот в отношении аргиппеев, скифском племени, которое по его описанию обитало или в предгорьях Урала или Алтая.

Геродот сообщает, что "вплоть до области этих скифов вся упомянутая страна представляет собой равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают все они, как мужчины так и женщины лысые от рождения, плосконосы и с широкими подбородками (т.е. монголоидные-Э.у.К.).

Далее он сообщает, что " говорят они на особом языке, одеваются по скифски, а питаются древесными плодами….Величиной это дерево почти со смоковницу, плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Свежий плод выжимают через ткань и из него вытекает темный сок под названием -асхи". С.Я.Лурье слово асхи(ачи) связывает с древнетюркским -ачу(ачуг) -"горький" и указывает, что например, у башкир до сих пор существует такое блюдо, под названием "ахша". По сообщению Геродота сок этот они лижут и пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепешки.

Далее, Геродот сообщает, что "каждый живет под деревом. На зиму дерево каждый раз покрывают плотным войлоком, а летом оставляют без покрышки". По-видимому, здесь имеется ввиду юрта. Под деревом следует видеть каркас юрты, который сверху как известно покрывался плотным войлоком. В летнюю пору из-за духоты верх юрты открывался, а в зимнюю плотно закрывался. Далее Геродот сообщает, что "страны до этих лысых людей и народы, живущие по ту сторону их хорошо известны, так как к ним иногда приходят скифы….Скифы же, когда приходят к аргиппеям ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках". На наш взгляд, в аргиппай античных авторов можно видеть искаженную передачу древнетюркского-аргын, в значении "смесь"(смешанный народ).

Можно полагать, что аргиппеи представлял собой некую смешанную общность людей, состоявшую из представителей разных этнических групп населения. "Скифы же, когда приходят к аргиппеям ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках". Следует отметить, что территория, где обитали аргиппеи не была холмистой, а была ровной и и каменистой, что исключает положение о приемлемости происхождения античного -аргиппай от финикийского- арр-гиппаи-в значении "холмистая страна".

Как известно у тюркских кочевников широко распространен их традиционный напиток-буза. Он приготовляется из зерен пшеницы, ячменя, кукурузы, который сначало смачивается в воде и обернув в материю ( или ложат в мешочек из материи), кладут под кошму ( или куда-либо еще) на несколько дней, пока эти зерна не разбухнут и не разложатся. Эта масса называется-шак, которое по своему звучанию в общем-то близко к Геродотовскому -асхи. Скорее всего шак и асхи один и тот же термин т.е (а)схи, с(а)х, шак.

Затем этот шак смешивают в воде (куда добавляют чего-либо) и затем выжимают через ткань, и получают напиток, который горький, т.е.-ачу(ачуг). Это слово тоже близко к Геродотовскому-асхи. Оставшаяся после выжимания масса называется -топ. Этот топ является кислым и из него в прошлом могли печь лепешки.

Геродот называет аргиппев еще лысыми. "Как передают, все они, как мужчины так и женщины лысые от рождения". Аргиппеев можно связывать с племенами тохаров. Может быть эти группы населения были как-то взаимосвязаны.

У Иссидора Хоренского (Парфянские стоянки, 8-19) упоминается город Корок, следующий перед Сакастаной скифов-саков. В корок можно видеть спирантную форму этнонима-арик(арык). У Плиния, передававшего сведения Демодама(полководца Антиоха и Селевка), около 300 г. до н.э. совершившего поход за Яксарт(Сыр-дарью), в числе наиболее значительных скифских племен упоминаются ариаки, в которых не трудно узнать-арыков.

В средние века ариками называлось одно из токуз-огузских племен. В Монголии, между Гельбын-Ола и Цолбын-Ола протекает река Дзабхын и находится озеро-Арик-нур.

В Среднем Жузе у казахов племени кыпчак есть подразделение-арук, у племени джалаир есть подразделение-арык-тыным.

У Птолемея (География, VI, II) упоминаются некие-комы, которые жили где-то в северной части Окса. Ком это ни что, иное, как древнетюркское-куб(куба)-"желтый, светлый, рыжий, белокурый". Этот термин должен быть тесно связан с племенами кыпчаков, кимаков. Камы встречаются также у Плиния (Естественная история,VI,(19), 17). Они упоминаются вместе с камаками в перечне "знаменитейших из скифских племен, живших по ту сторону Яксарта". Камаки - это ни что иное, как кимаки, о которых мы знаем из средневековых источников. Как видим кимаки принадлежали к числу "знаменитейших из скифских племен, живших по ту сторону Яксарта".

Этимология этнонимов кимак и кыпчак скорее всего тесно связана. Так, по моему мнению, термин кимак состоит из куб(кува) и термина-ок(ук)-стрела, мужское потомство.

Этимология этнонима кыпчак(кыбчак) мне представляется следующим образом: куб(кув)-и тюркское слово-жак ( сторона). Кыпчаками могли называть племена, которые жили там, где жили племена комов (куба, кува).

В Среднем Жузе у казахов племени кыпчак имеется подразделение-куба. В другом месте у Плиния мы встречаем упоминание команов. Но ведь команы считаются родственными племенам кимаков, кыпчаков. Этимология команов на мой взгляд следующая: куб(кув) и древнетюркский аффикс собирательности- множественности-н или -н диалекта, т.е. кув(куб)-н, куб-н, кобан, коман. Следует полагать, что команы это те же комы, о которых упоминает Птолемей.

Как известно, в средние века в Европе кыпчакские племена называли команами.

Эсен уулу Кылыч
Историк, тюрколог
Kylychesenuulu215@mail.ru
Fund214@mail.ru

Источник - ЦентрАзия


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение