Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А.Чеботарев: Казахстан-2015: ловушка многовекторности. Ч.1

12.08.2015

Автор:

Теги:

21 декабря 2014 года президентКазахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с журналистами отметил, чтореспублика сохраняет приверженность принципу многовекторности своей внешнейполитики и не собирается от него отказываться. По его словам, «На самом делевсе государства можно назвать многовекторными. Это означает, что в условияхнезависимости, самостоятельности каждое государство может общаться, торговать,заключать политические договора со всеми, с кем ему выгодно это делать. Нашамноговекторность привела к тому, что мы на самом деле имеем дружественноеокружение. Ни с каким государством у нас нет неразрешимых конфликтов» (см. http://www.akorda.kz/ru/page/page_218761_vstrecha-s-predstavitelyami-vedushchikh-otechestvennykh-telekanalov).

Данный принцип, в частности, нашел своеотражение в Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годынаряду со сбалансированностью, прагматизмом, взаимной выгодой и твердымотстаиванием национальных интересов страны. В том числе предполагаетсядифференцированный и разноуровневый подход к взаимодействию с различными зарубежнымистранами и международными организациями. Естественно, что в силу геополитическогофактора на первых позициях во внешнеполитических приоритетах Казахстана стоятРоссия, Китай и республики Центральной Азии. Далее по уровню приоритетностиследуют США, Европейский Союз, другие страны ближнего и дальнего зарубежья.

Следует отметить, что многовекторностьсыграла важную роль в 1990-х гг., когда Казахстан только-только выходил намировую арену в качестве нового самостоятельного и полноправного субъектамеждународных отношений. Последующее расширение межгосударственного сотрудничествана двусторонней и многосторонней основе открыло ему дорогу во внешний мир ипозволило обзавестись потенциальными партнерами из числа зарубежных стран имеждународных организаций. В том числе это было важно и для развитияказахстанской экономики с учетом привлечения в нее иностранных инвестиций.

Начиная с 2000 года, официальные подходыказахстанского руководства к внешней политике и ее многовекторности сталименяться. Так, судя из выступления Назарбаева на прошедшем2 октября 2000 года расширенном заседании коллегии МИД РК, если раньше данныйпринцип просто способствовал установлению дипломатических связей Казахстана сразличными зарубежными партнерами, то теперь он призван «объединить потенциалвсех стран для достойного ответа на вызовы современности и создать эффективныемеханизмы сопряжения национальных интересов и международных усилий» (см. http://2004-2010.iwep.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=1456&Itemid=63).

Такой подход можно расценить как своегорода заявку республики на занятие ведущих позиций в указанном процессе. Добившисьопределенных позиций и признания за рубежом, Казахстан все больше и больше сталвести себя как активный участник международных отношений на самых разных ихуровнях. Среди наиболее заметных его достижений, в частности, следует отметить проведениев 2002 году I-го саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии(СВМДА), положившего начало системной работы этой организации, а такжепредседательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)и Организации Исламская конференция (ОИК) в 2010 и 2011 гг. соответственно.

 Привсем этом в самом Казахстане среди политиков и экспертов отношение к принципумноговекторности внешней политики страны было и остается неоднозначным. Темболее, что, исходя из богатой зарубежной практики, такой подход можно пониматькак ориентацию либо на сближение со всеми потенциальными партнерами, либо наравноудаленность от них. К тому же в разное время в процессе реализациивнешнеполитического курса было допущено немало явных сбоев и ошибок, что давалооснования для критики.

Так, например, в октябре 2005 годадействующая тогда, хотя и без государственной регистрации, оппозиционнаяНародная партия «Алга!» предложила принять за основу внешней политикиКазахстана другой принцип – постоянного нейтралитета. По мнению бывшего в товремя руководителем этой партии Асылбека Кожахметова, «Частые неопределенностии противоречия в процессе осуществления внешней политики привели к фактическойподмене принципа многовекторности принципом конъюнктурности. Это означаетреализацию тех или иных действий государства в отношениях со своимивнешнеполитическими партнерами на основе не долгосрочных стратегическихприоритетах, а сиюминутных взаимовыгодных моментах» (см. http://www.kub.info/article.php?sid=10603).

В упрек официальной линии проведениявнешней политики на основе многовекторности «алгинцами» также ставилосьпостоянное лавирование Казахстаном между своими основными внешнеполитическимипартнерами и улаживание сложных и нередко выходящих на грань конфликтныхситуаций отношений с ними, готовность «дружить с самыми одиозными и откровенноантинародными режимами других государств», неоправданное участие республики вразличных «военно-политических авантюрах» на территории других государств(Таджикистан, Ирак) и т.д. Альтернативой всему этому предлагалось провозгласитьКазахстан нейтральным государством, что позволяло бы ему по-прежнему развивать взаимоотношенияс другими странами и международными организациями, максимально отстаивая приэтом свои национальные интересы и избегая всевозможных внешних угроз своейбезопасности.

Время от времени также отмечалось о движениивнешнеполитической активности Казахстана в сторону то России, то Китая, тосразу их обоих, что создает представление о двухвекторном подходе. Однако доктористорических наук Булат Султанов считает, что «Многовекторность подразумеваетприоритетные отношения с теми государствами, которые ближе нам - поментальности, по политическим, экономическим и географическим параметрам» (http://www.gazeta-vesmir.info/newspaper/bulat-sultanov-ne-nado-boyatsya-chto-tebya-nazovut-fantastom/).Поэтому приоритет во внешней политике Казахстана естественно отдан приграничнымстранам, включая, кстати, не только Китай и Россию, но и Кыргызстан,Туркменистан и Узбекистан. Но это нисколько не умаляет значимость отношенийреспублики с другими внешнеполитическими партнерами.

Достаточно прагматично данный принцип рассматриваетдоктор политических наук Санат Кушкумбаев. На его взгляд, многовекторность являетсяинструментом, и в случае своей неоправданности она вполне может быть замененадругим подходом. Тем не менее, Казахстану в своей внешней политике важновсе-таки иметь и развивать несколько направлений (векторов). Это позволяет ему«…на многие вопросы международной политики с жесткой постановкой «либо-либо»ответить «и то, и другое», тем самым избежав риска быть втянутым напрямую вострую конкуренцию различных игроков» (см. http://old.camonitor.com/archives/6818).

 

Продолжениеследует 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение