Формирование транспортного хаба Казахстана в условиях всеобщей экономии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Стоит отметить, что последнее десятилетие для Казахстана характеризуется множеством программ диверсификации экономики. Несмотря на то, что решены не все задачи, Астана добилась заметных успехов в этом вопросе. Однако структура ВВП страны показывает, что «Голландская болезнь» пока не прошла. В этой связи действительно имеет смысл говорить об экономии в период низких цен на энергоресурсы, однако в Казахстане существует целый ряд проектов, от реализации которых Астана отказаться не сможет. Справедливости ради надо отметить, что большинство проектов также направлены на диверсификацию.
Формирование транспортного хаба Казахстана в условиях всеобщей экономии
Нурсултан Назарбаев уже не первый раз призывает общественность и политические круги к всеобщей экономии. На прошедшем в начале недели совещании глава Казахстана вновь напомнил о негативном внешнем конъюнктурном влиянии. Эксперты полагают, что эти заявления приурочены к наступающим срокам формирования государственного бюджета на 2016 год. Экономисты портала «Forbes.kz» высказывают мнение, что президентский посыл направлен именно на установление финансово-экономического вектора на несколько следующих лет. По мнению экспертов, главным внешнеконъюнктурным отрицательным фактором сегодня является падение мировых цен на нефть.Официальные лица и специалисты отрасли указывают на то, что установившийся коридор цен на «черное золото» имеет как минимум среднесрочный характер, и резкого взлета цен на сырье ожидать не стоит. На ситуацию влияет и снятие санкций с Ирана, а также нежелание других игроков снижать объемы добычи, вследствие чего можно ожидать перенасыщение рынка. В этой связи нет ничего удивительного в том, что экспортно-сырьевые экономики подвержены особым рискам, и Казахстан, являясь нефтедобывающей страной, вынужден сокращать многие расходы.Стоит отметить, что последнее десятилетие для Казахстана характеризуется множеством программ диверсификации экономики. Несмотря на то, что решены не все задачи, Астана добилась заметных успехов в этом вопросе. Однако структура ВВП страны показывает, что «Голландская болезнь» пока не прошла. В этой связи действительно имеет смысл говорить об экономии в период низких цен на энергоресурсы, однако в Казахстане существует целый ряд проектов, от реализации которых Астана отказаться не сможет. Справедливости ради надо отметить, что большинство проектов также направлены на диверсификацию.Современный Казахстан заявляет глобальные транспортно-логистические проекты в рамках Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути. Расходы на дорожное и инфраструктурное строительство, возведение новых и модернизацию существующих логистических площадок априори не могут быть низкими. Однако и сократить эти проекты Астана не вправе – региональные интеграционные и транспортные проекты имеют дорожные карты реализации.Власти Казахстана возлагают большие надежды на Национальный фонд Республики, однако резервный фонд, где сосредоточены сверхдоходы от экспорта сырьевых ресурсов вряд ли осилит полное финансирование в случае необходимости поддержки социально сектора. По этой причине часть средств планируется привлечь за счет международных займов. Однако, возможно, имеет смысл обратиться к разным инструментам финансирования государственных проектов.Например, строительство многих инфраструктурных объектов на этапе «всеобщей экономии» в Казахстане выгоднее реализовать за счет иностранных инвестиций в дорожное и инфраструктурное строительство. Инвесторами могут стать партнеры Казахстана по логистическим проектам – Россия и Китай. Именно эти страны заинтересованы в продвижении идеи Астаны о формировании евразийского транспортного хаба, так как за счет инфраструктуры проекта стороны смогут нарастить объемы своего присутствия на крупных региональных рынках. Для того чтобы российские и китайские инвестиции пришли в Казахстан, Астане придется предложить максимально льготный механизм их функционирования. Здесь стоит отметить, что Москва и Пекин и сами испытывают давление внешнеэкономических факторов, однако проработанный механизм международного сотрудничества в отраслях дорожного и инфраструктурного строительства обеспечит выгоды каждого. Речь идет о возможности предоставления особых налоговых преференций, уменьшения сроков окупаемости проектов.Кроме того, уже сегодня можно сказать, что доступ к некоторым участкам транспортного сообщения может быть платным. В этой связи нельзя упускать из вида и институт государственно-частного партнерства, благодаря которому в строительство можно привлечь не только крупный бизнес. Симбиоз подобных программ позволит Астане достичь заданных целей, не отказываясь от режима экономии средств.Алексей Чекрыжов

Поделиться: