Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Потенциал формирования наднациональных судов на евразийском пространстве

04.08.2015

Автор:

Теги:

ЦГИ «Берлек-Единство»: Потенциал формирования наднациональных судов на евразийском пространствеНа минувшей неделе председатель комиссии Общественной палаты по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина выступила с предложением о создании аналога Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) на евразийском пространстве. Инициатива Общественной палаты направлены в Министерство юстиции и Министерство иностранных дел Российской Федерации. Предложение аргументировано тем, что последние решения Европейского суда по правам человека в отношении России зачастую политизированы и лишены международно-правовой основы. Резюмируя обращение к МИД и Минюсту Елена Сутормина указывает на то, что «учитывая значимость формирования многополярного мира, основанного на принципах справедливости и равенства, а также динамичное развитие сотрудничества России со многими азиатскими странами, представляется целесообразным создание альтернативной структуры по правам человека в евразийском регионе».

Стоит отметить, что инициатива члена Общественной палаты хоть и актуальна, но не нова. Ранее за создание института аналогичного ЕСПЧ высказывались участники Ассоциации азиатских конституционных судов. Кроме того, в прошлом году в ходе Всемирной конференции по конституционному правосудию в Сеуле обсуждалась возможность создания Азиатского суда по правам человека. Обсуждая эту идею, российские юристы указывают на диссонанс двух наднациональных судов.

Российская Федерация – практически единственная страна евразийского региона, которая будет иметь определенные трудности в случае формирования нового наднационального суда по примеру ЕСПЧ. Дело в том, что ратификация Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод, которую Москва завершила в 1998 году, предполагает вхождение России под юрисдикцию ЕСПЧ. Создание альтернативного международного суда будет подразумевать новую юрисдикцию, которая, несмотря на такие же нормы протекции неотчуждаемых прав человека, обусловит необходимость выхода из-под юрисдикции Европейского суда. Остальные государства региона, не ратифицировавшие Конвенции по правам человека и основных свобод Совета Европы, эти трудности обойдут.

Возникает резонный вопрос – для чего странам Центральной Азии, России, Китаю и другим региональным игрокам собственный наднациональный суд? Говоря о Российской Федерации, от которой и исходит инициатива, необходимость аналога ЕСПЧ действительно понятна. Российские юристы и официальные лица страны давно говорят о политической ангажированности решений Европейского суда по правам человека. О возможностях отказа от юрисдикции ЕСПЧ не так давно говорил и Владимир Путин. Чуть ранее Конституционный Суд РФ был вынужден разъяснить положение решений ЕСПЧ в российском законодательстве. Согласно Председателю КС РФ Валерию Зорькину, решения Европейского суда, безусловно, входят в правовую систему России, однако Конституция РФ обладает безусловным приоритетом над любыми правовыми актами. Здесь стоит отметить, что ЕСПЧ все чаще выносит коллизионные российскому законодательству решения. В этой связи, можно говорить о том, что российским властям идея создания нового наднационального суда как никогда интересна.

Для стран Центральной Азии обеспечение международной защиты прав человека особенно актуально. Граждане государств региона часто говорят о нарушениях, однако на сегодняшний день возможности подать иск в наднациональный суд для них нет. Помимо того, что Центрально-Азиатские страны не ратифицировали Европейскую конвенцию по правам человека, сам международный документ рассчитан и применим в большинстве случаев только к западному социуму.

Формирование нового наднационального судебного органа, конечно, вызовет некоторые трудности в режимах правовых систем потенциальных участников. Однако каждая из сторон вопроса в этом заинтересована. Россия будет иметь возможность отхода от некоторых ангажированных судебных решений западного института. Страны Центральной Азии и другие государства Востока получат нужный им наднациональный орган защиты прав человека. Государства региона часто попрекают за многочисленные жалобы населения о нарушениях прав человека, а сами граждане этих стран не имеют возможности защиты своих интересов после исчерпания внутригосударственных правовых инструментов. Возможно, региону нужен наднациональный суд, который будет учитывать все исторические и традиционные особенности участников, но при этом обеспечит внегосударственную защиту основных прав и свобод.

Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение