Интеллигенции уже нет

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сложившуюся в стране религиозную ситуацию в редакции "Вечернего Бишкека" обсудили заместитель председателя Госкомиссии по делам религий Закир ЧОТАЕВ, начальник отделения Десятого главного управления МВД Ратбек ТУРУСБЕКОВ, проректор Кыргызского университета имени Арабаева Эмиль КАНИМЕТОВ и директор аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр МАЛИКОВ.
Интеллигенции уже нет
Сложившуюся в стране религиозную ситуацию в редакции "Вечернего Бишкека" обсудили заместитель председателя Госкомиссии по делам религий Закир ЧОТАЕВ, начальник отделения Десятого главного управления МВД Ратбек ТУРУСБЕКОВ, проректор Кыргызского университета имени Арабаева Эмиль КАНИМЕТОВ и директор аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр МАЛИКОВ.Интеллигенции уже нет"ВБ": - Что за религиозная ситуация установилась у нас в стране?ЧОТАЕВ: - За годы независимости в Кыргызстане сложились очень либеральные условия для религиозных организаций, сейчас у нас много различных зарубежных религиозных миссий, а создавшаяся ситуация связана не только с Кыргызстаном, во всем мире повышается интерес к религии..."ВБ": - ...именно к исламу или вообще к религии?ЧОТАЕВ: - К религии вообще и к исламу в частности. В Кыргызстане сейчас свыше 85 процентов населения считают себя мусульманами. Настоящий последователь религии - человек мирный, он склонен к общению, умеет найти консенсус при разрешении проблем. Но очень часто под видом религии представители радикальных или экстремистских течений склоняют верующих к распространению своих идей и к достижению своих интересов. Надо четко разграничивать - есть религия и есть экстремизм.Сегодня часто происходит подмена ценностей, распространяются фундаменталистские религиозные идеи вместо традиционных для нашего региона ценностей ислама. Сначала появились возгласы разрешить ношение хиджабов в школе, затем - учить девочек отдельно от мальчиков, потом - чтобы девочкам преподавали только учителя–женщины, а также требования - по пятницам выделять время для намаза, чтобы школьники могли посещать мечети.Нам необходимо четко выдерживать светские принципы государства. Нельзя позволять религии вмешиваться в государственное образование, принцип светскости должен четко продвигаться всеми органами власти и гражданским обществом. Если мы это потеряем, то быстро получим совсем другую реальность, так как у нашего общества недостаток религиозной грамотности..."ВБ": - ...вообще грамотность очень низкая.ЧОТАЕВ: - И из–за этого появляется много проблем. Некоторую часть молодежи больше интересуют не традиционные умеренные ценности ислама, которые испокон веков были распространены в Центральной Азии, они склоняются к приходящим из–за рубежа ценностям, которые не всегда соответствуют местной культуре, нашим традициям или принципу светскости."ВБ": - Откуда произрастает религиозный экстремизм и правильно ли против него действуют власти?МАЛИКОВ: - Мы немного припоздали с борьбой против религиозного экстремизма, процессы вот–вот могут выйти из–под контроля. Однако нельзя добиться успеха запретами - это не тот путь. Нужно признать, что у нас уже не единое общество, в нем уже четко прослеживаются группы разной формации, разной идеологии. Власть пока в руках тех, кто видел советскую власть, некоторые из них из–за незнания остаются в плену вульгарного понимания светскости с атеистическим душком.В обществе уже масса людей, родившихся после распада СССР, они советской идеологии не нюхали, их идеология - рынок. Можно сказать, что в Кыргызстане уже существует два населения, два параллельных мира. Именно такое отставание власти от реалий и привело к событиям 2005 и 2010 годов."ВБ": - А как само общество на это реагирует?МАЛИКОВ: - Истоки терроризма и экстремизма, помимо внешних факторов и низкого уровня образования, лежат в чувстве несправедливости. Печально, но в Кыргызстане уже нет интеллигенции - ни светской, ни религиозной, а тем более - сельской. Общество разделено на жителей царских сел и деревень мазанок. При этом коррупция растет и расширяется, несмотря на все обещания и потуги власти бороться с ней (уже арестовывают главу аппарата президента), что свидетельствует о сильнейшем кризисе государства, светских и демократических ценностей. Коррупцией охвачены все слои общества, в нем уже почти не осталось прослойки государственников."ВБ": - А как с этим обстоит дело в других странах?МАЛИКОВ: - Похожие процессы идут и в Казахстане, и в России, и даже в некоторых европейских странах. Причем власти некоторых государств искусственно маргинализуют свое население, потому что им это выгодно. Трудно в такой ситуации наводить порядок, на этом фоне удар кулаком по столу или приказы не пущать и запретить, все эти репрессивные меры могут привести только к расколу общества.Мрак глобализации"ВБ": - Но и действия самих религиозных деятелей оставляют желать лучшего...КАНИМЕТОВ: - Модель общественного и государственного устройства должна быть неразрывно связана с духовной культурой и традициями, иначе мы получим государство–левиафан, в котором доминирует рабско–рыночно–машинное псевдосуществование человека. В течение 25 лет мы наблюдаем, что мракобесие может быть не только атеистическим, но и религиозным (исламское, псевдошаманское, христианское и др.). Различные религии у нас в стране давно отошли от своего классического понимания и организовываются наподобие сект. Своим напором, агрессивным настроем, ратующими за мораль и нравственность, они давят на объективное научное мышление.Даже те, кто профессионально работает в этой сфере, испытывают давление. Например, и религиозные пропагандисты, и госслужащие все время говорят, что более 80 процентов населения Кыргызстана исповедуют ислам. Но на самом деле эти цифры вошли в оборот из–за неграмотных и крикливых религиозных агитаторов, которые, сознательно или несознательно, приводят данные из научных публикаций НАН, согласно которым, 80 процентов верующих, но не всего населения, привержены исламу.А ислам распространяется прежде всего потому, что он как бы выступает альтернативой "мраку глобализации", дикому псевдокапитализму, который возбуждает в людях некоторые скотские низменные чувства."ВБ": - Что такое "мрак глобализации"?КАНИМЕТОВ: - Нынешняя наша вирусованная ситуация и есть "мрак"."ВБ": - И насколько на религиозную радикализацию влияет общий упадок образования?КАНИМЕТОВ: - Мы видим, как воспитание в духе созидания постепенно исчезает, как посредством массовой культуры и социально–политических институтов обрабатывается внутренний мир человека. И такая обработка направлена на возбуждение низменных и греховных чувств.На образовательные учреждения сейчас напрямую влияют и криминальная обстановка, неопределенные перспективы развития, упадок экономики. Культ денег и все другие пороки уже много лет отравляют неокрепшее сознание молодежи. Налицо кризис всей образовательной системы. При отсутствии целенаправленного нравственного воспитания в обществе родители не в силах самостоятельно справиться с задачей воспитания своих детей.Именно эти негативные тенденции, которые продолжают усиливаться, заставляют многих обращаться к исламу. Люди во "мраке глобализации" видят ислам как свет и надежду. Но мы начинаем понимать, что и этот свет обманчивый.ЧОТАЕВ: - Интерес к религии повышают проблемы в социально–экономической сфере, а низкое образование, в частности религиозная безграмотность, ведут к тому, что люди воспринимают на веру все, что им преподносят. Радикализм распространяется у нас через миссионерскую активность извне."ВБ": - Все зарубежное - плохое?ЧОТАЕВ: - Не совсем так. В истории ислам развивался в нашем регионе с учетом местных особенностей, но совсем недавно, в течение 70 лет, у нас был атеизм, а в последнее время с получением независимости новый толчок распространения религии в большинстве своем пришел к нам из–за рубежа. Многие фундаментальные и радикальные течения имеют свои корни в зарубежных странах и на территории Ближнего Востока.КАНИМЕТОВ: - После 1990–х годов, когда началась либерализация и открылись границы, к нам ринулись религиозные деятели. Без вмешательства внешних сил, их финансовой подпитки эти религиозные, особенно "исламские", деятели не могли бы достичь такого уровня радикализации, противостояния с духовными традициями этнокультуры, как сейчас. Возможно, это даже западный проект, но деньги идут в основном из Саудовской Аравии и Кувейта. Если это проект, то его осуществляют местные агенты влияния, а не зарубежные граждане. И услуги наших деятелей культуры, образования и СМИ шедро оплачиваются зарубежными спонсорами."ВБ": - Но и светскость некоторые называют радикализмом...МАЛИКОВ: - Общество действительно уже разделилось на светских и религиозных радикалов. В этой сфере был хаос. Давно надо было этим заниматься, но Концепция госполитики в религиозной сфере принята лишь в 2014 году.КАНИМЕТОВ: - Религиозные проповедники используют недостатки общества, например коррупцию. Вот даже главу аппарата президента обвиняют в коррупции, а они говорят: мол, мы построим общество, которое будет базироваться на истинных ценностях и справедливости, надо к этому готовиться, поэтому надо воевать, например в Сирии.ЧОТАЕВ: - Грамотному человеку религия не будет мешать жить, чем больше знаний и опыта, тем лучше. Мешает жить идеология экстремизма.Противостояние чревато"ВБ": - И как противодействовать религиозному экстремизму?ТУРУСБЕКОВ: - Любому государству для развития нужны стабильность и правопорядок. В южных регионах отмечается большая религиозность людей."ВБ": - Почему экстремизм вообще связан с религией?ТУРУСБЕКОВ: - Экстремизм только прикрывается религией, чтобы собрать больше последователей.МАЛИКОВ: - Скоро выборы, неспокойно на границах, растет радикализация, процветает коррупция, много нерешенных социальных и экономических проблем. Ситуация тревожная. Но не надо слушать соседей или некоторых стратегических партнеров, предлагающих закрутить гайки. Конечно, нужен жесткий ответ терроризму, но для этого надо сначала завоевать сердца и умы мусульман, нужно финансирование, надо готовить специалистов, которых мало, нужно, чтобы против экстремистов путем повышения образования боролись сами имамы, а для этого власти должны предоставить им гарантии безопасности. Необходима очень тонкая и умная политика."ВБ": - Уже появляются ролики ИГИЛа, адресованные населению Кыргызстана...МАЛИКОВ: - Это первый ролик в истории, когда ИГИЛ адресно обращается к Кыргызстану, который называется в нем "страной неверия и нечестия", это можно расценивать и как завуалированное объявление джихада против Кыргызстана. Власти восприняли это достаточно серьезно, но ни в коем случае нельзя впадать в панику, террористы именно этого и хотят - посеять раздор и панику в обществе."ВБ": - А экстремизм в быту как влияет на жизнь? Почему вдруг надо носить саудовскую или пакистанскую одежду?ТУРУСБЕКОВ: - Нормальный мусульманин, который придерживается традиционного ислама, обычно носит национальную кыргызскую или простую светскую одежду."ВБ": - Некоторые одеваются по–другому, чтобы показать свое количество? Или отчитаться перед спонсорами?ЧОТАЕВ: - Иногда религиозные люди делают это для себя, это некий способ самоутверждения. Но, с другой стороны, у нас присутствует либеральная среда, и мы не можем это жестко запретить, надо проводить тщательную работу.ТУРУСБЕКОВ: - Вопросы одежды зависят от самого человека, его воспитания, кругозора... Но желательно не увлекаться чуждой для нашего народа одеждой.КАНИМЕТОВ: - Думаю, что это не только способ самоутверждения, это также способ утвердиться перед зарубежными духовными "собратьями" с широкими финансовыми возможностями. Недавнее заявление премьера Темира Сариева о необходимости борьбы с теми, кто сам носит и навязывает другим дамбалы, паранджи и хиджабы, широко обсуждается в сетях.На первый взгляд кажется, что агрессивно настроенных людей, которые навязывают свое мнение, очень много, но на самом деле их немного. Абсолютное большинство населения никогда не воспринимало и не воспринимает навязанные извне традиции. Государству надо обеспечить условия реализации прав каждого гражданина свободно развиваться в духовном плане и дать возможность нашему народу и каждому человеку стать субъектом собственного духовного культурного развития."ВБ": - И как этого добиться?МАЛИКОВ: - Процесс очень долгий, нужна комбинация продуманных мер. Против террористов–такфиристов нужно принимать жесткие меры, однако нельзя ни в коем случае давить на ислам и мусульман, потому что такфиризм в первую очередь угрожает самому исламу, нужна реальная помощь со стороны государства самим мусульманам.Осуждение и возможный запрет хиджабов будоражат мусульман. Противопоставление исламских правил светским законам чревато, это может привести к опасным последствиям. Посмотрите, что стало с Сирией. Для любого верующего Коран и слова Аллаха превыше всего другого, а Конституцию, например, постоянно переписывают в угоду разных политиков.Согласен, что нельзя слепо подражать арабам и пакистанцам в их традиционной (черного цвета) одежде или закрывающей все лицо никабе (паранджа). Но надо разъяснять, просвещать, искать консенсус, действовать дипломатично. Мы все - граждане одной страны, нам всем жить вместе и поднимать эту страну. Каждый человек, как кирпич в стене, должен найти свое место в обществе. Лишних не бывает, главное - сохранять мир."ВБ": - Трудно назвать область или сферу деятельности, которая властями не запущена, а природа не терпит пустоты, и в образовавшиеся бреши проникает религия. Мечетей в стране уже больше, чем школ, а правительство даже в остающихся школах не может наладить современное образование, отремонтировать здания или платить учителям достойную зарплату. Желающих строить мечети гораздо больше желающих строить школы. И даже президент Атамбаев свой участок дарит под мечеть, а не под садик или больницу. И везде коррупция. Когда каждый занят решением своих личных проблем за счет государства, оно оказывается бесхозным и остается только уповать на Бога.•у Бога нет религииЧОТАЕВ: - На сегодняшний день в Кыргызстане зарегистрировано 380 христианских и свыше 2000 исламских организаций, есть иудаистская община, буддисты, бахаи, другие.•у Бога нет религии"ВБ": - Есть ли у нас среди религиозных деятелей настоящие интеллектуалы?ЧОТАЕВ: - Конечно. Не надо забывать, что среди первых представителей кыргызской интеллигенции многие оканчивали медресе...•у Бога нет религии"ВБ": - Какой вклад делают религиозные интеллектуалы в копилку науки и вообще в развитие общества?КАНИМЕТОВ: - Наука ведь не может ничего сказать про загробную жизнь."ВБ": - Некоторые ученые это исследуют, а религиозные деятели только повторяют догматы.у Бога нет религииКАНИМЕТОВ: - У нас, на кафедре теологии КГУ им.Арабаева, в магистратуре учатся Чубак–ажы Жалилов и другие религиозные деятели. Они хорошо знают ислам, но у них нет фундаментального гуманитарного образования."ВБ": - Это действительное стремление к образованию или им просто нужны вторые дипломы?ЧОТАЕВ: - По правилам аттестации имамов высший эшелон ДУМК, помимо религиозного образования, должен иметь и светское образование.КАНИМЕТОВ: - Те, кто знает истинные реалии сегодняшнего мира на низком уровне, не владеет актуальными научными знаниями. Такие люди в своих учениях и назиданиях, используя односторонние религиозные постулаты, могут примитивизировать общественное сознание.Нарын АЙЫП Источник - Вечерний Бишкек

Поделиться: