Казахстанские производители пока не сумели занять устойчивые ниши в экономике российских регионов. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Еженедельно правоохранительные органы Оренбургской области проводят рейды по торговым точкам, изымая в год до 48 тысяч литров нелегального алкоголя из Казахстана, но такие меры малоэффективны. В сентябре 2014 г. Министерство финансов России вышло с инициативой ограничить ввоз алкоголя для личных нужд из Казахстана и Беларуси до 5 литров на человека, что полностью поддерживается региональными властями Оренбуржья.
Казахстанские производители пока не сумели занять устойчивые ниши в экономике российских регионов. Ч.1
Представители приграничных регионов рассказали редакции ИАЦ о текущем положении дел в сфере региональной торговли с Казахстаном. ДенисовДенис, эксперт АНО «Содружество народов Евразии»,кандидатисторических наук (г. Оренбург) 

1.Насколько в Вашем регионе ощущается влияние новых «правил игры» в ЕАЭС по отношениюк товарам и услугам из РК?Пока труднооценить влияние ЕАЭС на развитие торгового оборота Оренбургской области сРеспубликой Казахстан, тем более, что с созданием единого пространства этиданные выпали из статистики таможенных органов. 2. Насколько широко представлены вмагазинах Вашего региона товары из Казахстана? Какие казахстанские брендыпродвигаются на региональном уровне?На прилавкахОренбургской области широко представлены преимущественно продукты питания изРеспублики Казахстан: алкогольные напитки (водка, коньяк); кондитерские изделия(шоколад, конфеты) фабрик «Рахат», «Баян Сулу», «Алмаатинский продукт»; чай(пакетированный, весовой) под марками «Жамбо», «Ассам», «Пиала», «Аламан»,«Рахмет», «Арман», «Симба», «Наурыз» и др.; молочная продукция под маркой«Молочные истории»; макаронные изделия; консервы (рыбные, мясные) под маркой«Кублей»; специи. Многиеоренбургские фирмы специализируются на поставках продовольствия именно изКазахстана. С 2011 г. в г. Оренбурге развивается сеть фирменных магазинов«Юрта», продающих только казахстанские продукты питания. С января 2015 г. наобластной рынок вышло и активно продвигает свою продукцию в гг. Оренбурге,Орске и Соль-Илецке ТОО «Молочные истории» из г. Актобе. В мае 2015 г. подписанмеморандум о продвижении казахстанской продукции между Торговым домом «Евразия»(г. Оренбург, Россия) и Актюбинской региональной палатой предпринимателей (г.Актобе, Казахстан).Серьёзной проблемой для Оренбуржья как приграничногорегиона является массовый ввоз из Казахстана контрабандной и контрафактной алкогольнойпродукции, которая полностью задавила местную ликёро-водочную промышленность, подрываетпродажи легального спиртного и сокращает поступления от акцизов в региональныйбюджет. С созданием ещё Таможенного союза были сняты всеограничения по объёму на ввоз алкоголя для личных нужд. Пользуясь этим, индивидуальныепредприниматели перемещают через границу тысячи бутылок спиртного изКазахстана, где акцизные сборы в 2 раза ниже, чем в России, и забивают магазиныдешёвой продукцией без получения лицензии на продажу. Еженедельноправоохранительные органы Оренбургской области проводят рейды по торговымточкам, изымая в год до 48 тысяч литров нелегального алкоголя из Казахстана, нотакие меры малоэффективны. В сентябре 2014 г. Министерство финансов Россиивышло с инициативой ограничить ввоз алкоголя для личных нужд из Казахстана и Беларусидо 5 литров на человека, что полностью поддерживается региональными властями Оренбуржья.  3.Можно ли сказать, что казахская диаспора в регионе является дополнительным драйверомв развитии интеграционных процессов?Пока только вгуманитарной, а не экономической сфере, в информационной поддержкеинтеграционных процессов, формировании положительного имиджа России вКазахстане. 4. Есть ли заинтересованность у местногобизнеса в более активном продвижении на казахстанский рынок?Разумеется,такая заинтересованность есть. Оренбургские компании активно выходят наказахстанский рынок или расширяют там своё присутствие. Например, в 2014 г. натерритории Казахстана ими были открыты: 2 первых салона сети меховых изделий«Палето» в гг. Актобе и Атырау, 5-й офис продаж завода оконных конструкций«Висла» в г. Актобе (наряду с гг. Актобе, Аксай, Атырау, Уральск) и т. д. Константин Погорельский. Екатеринбург."Урал-Евразия" 1 Насколько в Вашем регионе ощущается влияниеновых "правил игры" в ЕАЭС по отношению к товарам и услугам из РК? Традиционнымитоварами закупаемыми из Республики Казахстан являются уголь, минеральныепродукты, продукция химической промышленности и агропромышленного комплекса. Казахстанявляется рынком сбыта продукции предприятия Свердловской области,  таких как ОАО НПК «Уралвагонзавод», ООО«Уральская горно-металлургическая компания», ЗАО «Трубная металлургическая компания»,«Русская медная компания». В значительноймере отразилось снижение курса рубля относительно доллара, увеличивпокупательскую способность граждан Республики Казахстан с одной стороны, сдругой сделав менее конкурентоспособными казахские товары, особенно продукциюагропромышленного комплекса. Значительнуючасть товаров ввозимых из РК составляют товары, произведенные в КНР; в легкойпромышленности товары из РК уступают по качеству товарам из Китая и Европы.  В целом, намного облегчилась процедура, азначит, и затраты, по таможенному оформлению и пересечению продукции из РК вРФ, т.е. с точки зрения логистики правила безусловно изменились, стали болеепривлекательными, но .... конкурентоспособных потребительских товаров из РК нарынке Свердловской области не появилось и не прибавилось. 2.     Насколько широко представлены в магазинах Вашего региона товары изКазахстана? Какие казахстанские бренды продвигаются на региональном уровне? Встречаютсякрайне редко, в основном продукция сельского хозяйства, мед, фрукты, шоколад(например, "Рахат" достаточно известный бренд, но благодаря частнымпотребителям, которые его привозят, а не какой то осознанной политикепродвижения самой компании), алкоголь (коньяк), а также сезоннаясельхозпродукция - арбузы, дыни и тд. Причем в этом году, по мнению экспертов,арбузы не казахские (как все утверждают), а узбекские, но ввезенные черезКазахстан по внутренним пошлинам ЕАЭС.. Стоит отметить,что рынок розничных товаров Свердловской области является высококонкурентным,даже продукция предприятий Свердловской области имеющей наименьшее логистическое «плечо» не всегда удается выдерживатьконкуренцию. Поэтому, к сожалению, казахстанские производители пока не сумелизанять устойчивые ниши в местной экономике (в отличие, например, от ихбелорусских коллег).  3.     Можно ли сказать, что казахская диаспора в регионе является дополнительнымдрайвером в развитии интеграционных процессов? Казахскаядиаспора по численности уступает узбекской, таджикской и азербайджанской.Этнические казахи, по официальной статистике, составляют 0,68% от населенияСвердловской области (4,4 тыс. чел.), что ничтожно мало для того, чтобпретендовать на статус некой социально-экономической силы. К тому же, здешниеказахи практически полностью ассимилированы русским большинством, плохо владеютродным языком, ассоциируют себя и свое будущее с Россией. В этом смыслеказахи, условно говоря, прекрасно, если не абсолютно интегрированы в российскоеобщество и российские реалии. Сказывается также слабая сплоченность иотсутствие национальной самоидентичности (этнической обособленности) местныхказахов. Хотя в целом дружественные межнациональные отношения создают"благоприятный антураж" для наращивания интеграции. Можно сказать,что диаспоры, как таковой, не существует, если и есть, то незаметна, так каксезонной миграции из РК в РФ нет. Есть объединения по интересам, напримерказахские сообщества в вузах, но это скорее площадки общения покультурно-развлекательным вопросам, без выраженных социально-экономических целей.В городе такжеизвестны две общ. организации РК: Свердловская региональная национальнаяобщественная организация «Центр Содружества „Урал–Казахстан“» и Общественноеобъединение казахской молодёжи, примерно с тем же отсутствием идеологии. 4. Есть ли заинтересованность у местногобизнеса в более активном продвижении на казахстанский рынок? Такаязаинтересованность существует, о чем свидетельствуют неоднократные запросыкомпаний области на осуществление страноведческой экспертизы по РК. Объективноуровень коммерческого оборота, конкурентоспособность и мобильность местныхпредпринимателей выше, чем у их казахстанских коллег. Нашему бизнесув Казахстане  видится достаточно интересныхниш для инициатив и коммерческого развития (реализация продукции машиностроения,в сфере финансов и торговли, строительство, в т.ч. строительные материалы).Активно развивается сотрудничество в сфере перевозки грузов, а такжевозможностей для проектирования и строительства инфраструктурных объектов(транспорт и все что с ним связано, так как транзит является одним из наиболееприбыльных секторов экономики РК). Традиционной являетсякооперация в нефтегазовой, химической и тяжелой промышленностях (в последнеевремя в этих секторах увеличилось число проектов с применением"высоких" технологий, которые экспортируются из РФ, в связи с нехваткойв РК собственных высококвалифицированных инженерных кадров). В последнее времяпроекты по размещению российских производств в Казахстане замедлились, из-задевальвации рубля.

Поделиться: