Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана носит характер торга по уйгурской теме

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана носит характер торга по уйгурской теме взамен экономических выгод, заявил Sputnik старший аналитик Центра изучения кризисного общества Сергей Балмасов.
Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана носит характер торга  по уйгурской теме
БАКУ, – Sputnik. Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана носит характер торга  по уйгурской теме взамен экономических выгод, заявил Sputnik старший аналитик Центра изучения кризисного общества Сергей Балмасов. © google.ru Сергей Балмасов Президент Турции Реджеп Тайып Эрдоган совершил визит в КНР, где провел встречи с председателем КНР Си Цзиньпином. Политолог отметил, что визит турецкого президента в КНР является знаковым явлением, и не только с точки зрения политики. Не случайно, что его сопровождают министры энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз, экономики Нихат Зейбекчи и другие. «Этот визит призван не только снять усилившуюся в последний месяц напряженность между двумя сторонами, но и активизировать экономическое сотрудничество в пику Западу, с которым отношения у Эрдогана в последние месяцы и годы ухудшаются. Необходимо напомнить, что основная напряженность в отношениях двух стран наблюдалась из-за уйгуров (турецкой, стороны, они являются мусульманами тюркского происхождения). Это происходило с 1971 г., то есть с момента установления дипотношенпий между двумя странами. Турки считают, что уйгурам следует оказывать всевозможную помощь для сохранения этноса и культурной самобытности в рамках пантюркистской теории», — отметил политолог. Эксперт сказал, что Эрдоган в свое время зарекомендовал себя наиболее последовательным сторонником помощи уйгурам, назвав в 2009 г. действия Пекина в их направлении  «геноцидом». «Он усилил непосредственную помощь уйгурам, укрывая несколько сотен тысяч их представителей, включая членов Исламского Движения Восточного Туркестан (ИДВТ), считающегося в КНР террористическим, поскольку они борются за обособление Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) вооруженными методами. Подобная ситуация отрицательно сказывается на развитии двусторонних отношений. Особое недовольство Пекина вызывало то, что в последние годы именно через территорию Турции происходила переброска уйгур в Сирию и Ирак для участия в боевых действиях на стороне джихадистов», — сказал он. Балмасов также отмечает, что в июле 2015 г. в Турции прошли демонстрации протеста уйгур против ограничения китайскими властями на соблюдение священных для мусульман Рамадана и празднования Ураза-байрам, в свою очередь, «Серые Волки», представители местных ультраправых нападали на китайские рестораны и туристов. По словам политолога, МИД КНР в данном случае относился ко всем эти проявлениям очень сдержанно, не сжигая мосты для диалога с Анкарой. «Это позволило Эрдогану несколько отойти от прежде непримиримой позиции и предложить Китаю улучшить жизнь китайских уйгур через реализацию совместных экономических проектов в СУАР, что одновременно снижает нагрузку на бюджет Пекина по его развитию. Не случайно и то, что КНР позволила компании «Хайнаньские авиалинии» установить постоянно сообщение Урумчи – Стамбулом. За налаживание отношений двух стран говорят общие цифры по их торговому взаимодействию. За 20 лет, с 1995 по 2014 г. объемы их торговли выросли более чем в 46 раз c 606 млн до 28.3 млрд долларов США. При этом параллельно росла зависимость Анкары от китайского экспорта», — добавил он. Аналитик считает, что турецкая сторона рассчитывает одновременно сократить этот дисбаланс и добиться заметного увеличения китайских инвестиций в турецкую экономику (особенно в транспорт и энергетику). Примечательно, что Китай параллельно предложил Турции целый ряд технологий (транспортные, военные, ядерные) и инвестиций, необходимых для снижения ее зависимости от ЕС. Не случайно, что Турция уже осуществляла демарш с подписанием соглашения с китайской компанией CPMIEC о поставке ЗРК «Хунци-9» для создания собственной системы ПРО в пику предыдущим соглашениям с НАТО. И это лишь один из примеров начала успешного взаимодействия сторон по военно-техническому сотрудничеству, подчеркивает эксперт. Он также отмечает, что Анкаре не нравилось прежнее экономическое сближение Сирии и Китая, ведь через реализацию плана Башара Асада «Четыре моря» китайские корпорации планировали вложить сюда миллиарды долларов в развитие местного транспорта, однако в политике относительно власти в Дамаске стороны резко расходятся. По мнению политолога, сейчас отношения двух стран характеризуются серьезными геополитическими и геоэкономическими противоречиями, разрешить которые в обозримом будущем будет достаточно сложно, однако стороны в состоянии смягчить свои взаимоотношения, в том числе по самой больной уйгурской теме. Он также подчеркивает, что эти переговоры сейчас очень важны для Китая, который в результате с высокой долей вероятности уменьшает собственную уязвимость от действий Запада, особенно США, которые неоднократно использовали турецкие каналы для оказания давления на КНР через «уйгурский вопрос». Если Пекин «выбьет» из этой «цепочки» Анкару, он заметно снижает собственную уязвимость. «Еще один момент, о котором вряд ли стороны будут говорить открыто – это  решение конфликта с крупными турецкими бизнесменами (в том числе и уйгурского происхождения) относительно получения ими комиссионного вознаграждения за подготовку прежних крупных сделок с компанией Airbus, что дополнительно отравляло двусторонние отношения и препятствовало дальнейшему развитию двусторонних бизнес-связей. Речь идет, прежде всего, о неполучении сотен миллионов долларов от самого европейского аэрокосмического концерна знаменитым турецким бизнесменом Синаном Гурсоем и Оканом Тапаном. Последний заслуживает особого внимания как бывший представитель спецслужб Турции, известный своей лоббистской деятельностью не только в сфере транспорта, но и энергетики во многих странах, включая Азербайджан. Во всяком случае, это далеко не последний человек относительно инвестиций и транспортировки «каспийских ресурсов», — подчеркивает аналитик. Он также добавил, что  если турецкой стороне удастся убедить Китай «нажать» на Airbus, это будет, прежде всего, политическая победа Турции над Евросоюзом «чужими руками». «И не исключено, что именно через каналы этих бизнесменов, ранее имевших выходы на Квиао Ши — координатора служб безопасности при прежнем лидере КНР Дене Сяопине, а позднее на спикера парламента страны, Эрдогану и удалось неожиданно для многих вывести турецко-китайские отношения из состояния «полувраждебности» к реальному взаимодействию», — резюмировал Балмасов. Sputnik Азербайджан http://ru.sputnik.az/expert/20150729/401297546.html#ixzz3hLvdr8QA

Поделиться: