Региональная экономическая интеграции и новые торговые пути Казахстана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Лидер Республики Казахстан неоднократно говорил о необходимости развития транспортного потенциала страны. Оставшаяся в наследие от СССР дорожно-транспортная инфраструктура не отвечает требованиям современного Казахстана – страна стремится занять одну из ведущих транзитных ролей в регионе. Первые попытки диверсификации торговых путей принимались еще в 90-е годы, однако Республика находилась не на том уровне развития, при котором дорожное строительство можно было проводить в требуемых масштабах.
Региональная экономическая интеграции и новые торговые пути Казахстана
Лидер Республики Казахстан неоднократно говорил о необходимости развития транспортного потенциала страны. Оставшаяся в наследие от СССР дорожно-транспортная инфраструктура не отвечает требованиям современного Казахстана – страна стремится занять одну из ведущих транзитных ролей в регионе. Первые попытки диверсификации торговых путей принимались еще в 90-е годы, однако Республика находилась не на том уровне развития, при котором дорожное строительство можно было проводить в требуемых масштабах. Мешали многие факторы, присущие странам постсоветского пространства этого периода – послешоковое состояние экономики, коррупционная и криминальная составляющие. В призме экономической институциональной эволюции современный Казахстан вышел на принципиально новый уровень, и настоящее развитие транспортно-логистической инфраструктуры проходит сегодня. Принимая участие в заседании Генерального совета Всемирной торговой организации в Женеве, Нурсултан Назарбаев отметил, что Казахстан сегодня формирует единственную в своем роде транзитную площадку: «В этих целях мы формируем стратегические транспортные коридоры, соединяющие крупнейшие рынки. Наши инфраструктурные проекты позволят раскрыть уникальный транзитный потенциал».С основными направлениями транзитных потоков в Астане определились давно, заявляя множественные программы логистического развития. Одной из самых масштабных программ можно назвать формирование на базе страны «Евразийского транспортного коридора». Транзитный коридор направлен на интенсификацию торговых потоков между Востоком и Западом, значение которых для экономики Казахстана трудно переоценить. Однако если в Астане определились с направлением торговых путей, местоположением новых аэропортов и сухих портов (логистических баз), есть одна малоразвитая составляющая.Речь идет о развитии морских транспортных путей и торгового флота Республики Казахстан. По сообщению ряда экспертов, сегодня страна наращивает потенциал порта в Актау (который представлен не только военно-морскими кораблями, но и торговыми). Однако властные структуры Казахстана стараются расширить торгово-морскую карту за счет инфраструктуры других стран региона. К слову, несколько лет назад компания «КазТрансОйл» заключила уникальные в своем роде сделки для страны по приобретению активов стратегических объектов логистики на побережье Черного моря, в результате чего в 2008-2009 гг. с Батумского нефтяного терминала возобновилась отгрузка нефти Казахстана.Планируется, что для расширения морского транспортного потенциала Казахстан приобретет полтора десятка новых сухогрузов, что также представляет собой уникальный опыт для Астаны. Одновременно с этим создается внешняя терминальная сеть в морских портах России, Китая, Ирана и Индии. Как известно, морские перевозки являются самыми дешевыми из существующих, в связи с чем Казахстан не может обойти стороной эту составляющую логистики, даже являясь внутриконтинентальным государством.Развитию морского транспорта страны способствуют интеграционные проекты России и Центральной Азии, а также транспортные программы Китая. Можно предположить, что набирающая обороты интеграция экономик стран региона будет способствовать либерализации режимов выхода к морским торговым путям. Казахстан, развивая транспортную инфраструктуру и реализуя транзитный потенциал страны, не может этим не воспользоваться.Еще несколько лет назад идея формирования инфраструктуры транспортного хаба на базе страны не нашла бы понимания. Потенциал выхода Казахстана к основным морским торговым путям и вовсе казался утопичным. Тем не менее, Астана, используя инфраструктуру иностранных морских портов, активно продвигает границы торгового влияния. Возможно, это обусловлено тем, что современный Казахстан может рассчитывать не только на внутренние резервы, но и на международные интеграционные проекты евразийского регионального уровня.Алексей Чекрыжов –

Поделиться: