Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Интеллектуальная деградация в пост-СССР: что говорят цифры и что придется делать, - И.Лизан

28.07.2015

Автор:

Теги:

На Украине разгорается очередной скандал: Генеральная прокуратура под руководством кума президента Виктора Шокина обвинила чиновников из Украинского центра оценивания качества образования в несанкционированном вмешательстве в реестр внешнего независимого тестирования (украинский аналог ЕГЭ).

Проще говоря, ГПУ подозревает чиновников от Минобразования в подделке сертификатов тестирования. В защите интересов государства украинских правоохранителей уличить сложно, потому споры касаются лишь причин разбирательства: то ли детям приближенных к украинскому Олимпу отказались добавить десяток-другой баллов, то ли дело в деньгах, которые не поделили.

А пока украинские чиновники выясняют отношения и обвиняют друг друга в смертных грехах, школьники в постсоветских странах в очередной раз, будто сговорившись, провалили ЕГЭ, ОРТ, ВНО, ЕНТ и ежегодные выпускные экзамены.

Дореформировалась

С украинским ЕГЭ - внешним независимым оцениванием - в этом году явно не заладилось: на отлично украинский язык и литературу знают лишь - 0,06% - 158 человек из 300 тысяч потенциальных абитуриентов. 19% украинских школьников знаю украинский язык на начальном уровне и это при том, что абсолютное большинство закончило украиноязычные школы. Высший балл по математике набрали всего 48 школьников из 106 тысяч, провалили тест 24% школьников. Отличное знание английского, набрав высший балл, показали только 13 человек из 72 тысяч. В прошлом году ситуация была такой же, потому списывать данные образовательные "достижения" на майдан и "революцию достоинства" не стоит. При этом к самим составителям тестов было множество вопросов.

В Казахстане единое национальное тестирование - ЕНТ - в 2012-м провалили 37% школьников, в 2013-м - 29%, а в прошлом году - 25%, а в этом - 18,6%. Впрочем, есть и положительные тенденции: растет количество тех, кто преодолел минимальный порог, однако вызвано ли это повышение качества образования - не ясно.

А вот "успехи" молдавского образования просто поражают. Тестирование - экзамены на степень бакалавра - в 2013 г. завалили 42% школьников, в 2014 г. 56% школьников провалили молдавский аналог ЕГЭ, а в этом заваливших стало чуть меньше: 46% школьников не преодолели проходной барьер. На "отлично" экзамен сдали только три школьника из 27 тысяч. На пересдачу отправились 7 тысяч человек.

В Киргизии в этом году общереспубликанское тестирование - ОРТ - сдавали 52 тысячи школьников, из которых минимальный порог в 110 баллов преодолели 24 тысячи выпускников. Таким образом, сдали тесты 48% потенциальных абитуриентов, тогда как 52% школьников тесты провалили. В прошлом году проваливших тесты было на тысячу человек больше.

В России ситуация со знаниями и сдачей тестов так же плачевна, как и в иных республиках бывшего Союза: в прошлом году Рособрнадзор снизил пороговый минимум ЕГЭ по русскому языку на 12 баллов. Причиной такого решения стало большое количество школьников, которые не смогли набрать минимальные 36 баллов, а, например, в Орловской области 18% школьников провалили ЕГЭ по физике.

Проблемы интеллектуальной деградации пост-СССР

Данные показатели успешности сдачи тестирования школьниками по разным странам Евразии свидетельствуют о том, что:
1.Падение уровня школьного образования продолжается и пример Молдовы, а также догоняющей ее Украины, показывает, что дна у процесса деградации нет;
2.Реформы школьного образования, проводимые в годы независимости национальных республик, ни к чему толковому не привели;
3.Опыт "честного" внешнего оценивания знаний на Украине показывает, что при желании и деньгах, в сертификате можно нарисовать что угодно, потому цель тестирования, которая заключалась в ликвидации коррупции на уровне вступительных экзаменов в ВУЗЫ, не достигнута - коррупционные деньги просто начали течь в другом направлении и на других уровнях властной вертикали;
4.Школьное образование из качественного и всеобщего превратилось просто во всеобщее. Образование из жизненной необходимости превратилось в услугу, которая, в зависимости от слоя общества, может быть ориентированной на элиты и массы;
5.Чиновникам, реформирующим школы в национальных республиках, нет нужды учить своих детей среди простых смертных: у них более чем достаточно денег для оплаты обучения своих чад в элитных школах, как в республиках, так и в странах дальнего зарубежья. Людоедский и социал-дарвинистский настрой либеральных и националистических элит показывает, что власть имущие причисляют себя к элите общества, а дела плебеев их особо не интересуют. Вера реформаторов в правильность избранного пути реформирования непоколебима, а личной ответственности за провалы в реформах и катастрофическое падение качества образования никто из министров-реформаторов и авторов провальных учебников не понес, да и, по всей видимости, не понесет. Однако если элитам Британской империи и мелким национальным государствам Европы элитарное образование позволяло управлять колониями и своими странами, то России не позволит: у нас слишком большая площадь, невероятно протяженные и уязвимые сухопутные границы при малой численности населения;
6.Элиты как России, так и ее соседей по бывшему Союзу, не ставят перед собой цель воспитания человека с более-менее целостной и непротиворечивой картиной мира. До тех пор, пока элитами не будут сформулированы данные цели, для которых и понадобится большое количество качественных специалистов, никаких внятных реформ в сфере образования не будет. Единственное, что может подтолкнуть элиты к осознанию необходимости к коренных реформ в образовании - угроза своего физического уничтожения либо невозможность обучать своих детей в иностранных школах. А пока такая угроза не станет более чем реальной, деградация продолжится;
7.С такими "успехами" в образовании о полетах в космос, масштабных базах на Луне можно забыть - через поколение-два поддержание уже существующей инфраструктуры может стать серьезной проблемой;
8.Надеяться на тотальную компьютеризацию, которая теоретически позволит уравнять всех в доступе к формальной логике и знаниям, не стоит: созидать без творческого переосмысления и глубокой переработки общедоступной информации невозможно;

А пока в качестве "успеха" придется довольствоваться новостями о том, что школьники из России на математической олимпиаде впервые за 50 лет не выиграли ни одной золотой медали, а в Киргизии больше мечетей, чем школ. Впрочем, если у государства появится цель совершить образовательный рывок, то опыт ЛИКБЕЗа 100-летней давности показывает, что нет ничего невозможного.

Иван Лизан

Источник - odnako.org


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение