Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Армения и ШОС: надежды и реальность

26.07.2015

Автор:

Теги:

Армения и ШОС: надежды и реальность

Прошедшие в началеиюля в Уфе саммиты БРИКС, ЕАЭС и Шанхайской организации сотрудничества далиновый толчок к обсуждению возможностей взаимодействия Армении с различнымиинтеграционными проектами и использования экономического потенциала участвующихв них стран.

Перспективы эти,хотя и заманчивы и многообещающи, однако сопряжены с определенными трудностями,обусловленными, в первую очередь, отсутствием стабильного транспортногосообщения. Однако эти проблемы можно снивелировать, используя складывающиесяблагоприятные геополитические раскладки. Речь здесь в первую очередь идет обурегулировании застарелого противостояния между Ираном и коллективным Западом.

Ереван предлагает ШОС взаимовыгодные проекты

Выступая  9 июля в Уфе, президент Армении Серж Саргсянзаявил о намерения систематизировать взаимоотношения с ШОС, заявку на статусгосударства-наблюдателя в которой Ереван подал еще в мае 2012 года.

Армянская сторонасчитает, что образцовым проектом взаимодействия на стыке различныхинтеграционных объединений может стать строительство армяно-иранской железнойдороги, которая обеспечит выход стран ЕАЭС через Персидский залив к Индийскомуокеану. Армения – единственная страна Евразийского экономического союза,граничащая с Ираном и желает использовать это свое преимущество, которое можетпослужить мотивацией к возобновлению транспортных сообщений по рядунаправлений, бездействующих сегодня по политическим причинам.

 «Уже подготовлено технико-экономическоеобоснование, и проект открыт для государственно-частного партнерства. Надеемся,что компании из присутствующих здесь стран проявят интерес», - отметилпрезидент, выступая в Уфе на совместном саммите БРИКС, ЕАЭС и ШОС.

Глава армянскогогосударства не зря выделил из всех других проектов именно железную дорогу междуАрменией и Ираном. Для Еревана она имеет не столько экономическое (хотя еестроительство внесет существенное оживление), сколько стратегическое значение.Сегодня Армения фактически лишена прямого железнодорожного сообщения с другимистранами, за исключением транзитной Грузии. Границы с Турцией и Азербайджаномзакрыты, а по грузинской территории товарные составы доезжают, максимум, дочерноморских портов, а оттуда продукция доставляется до конечного пункта напаромах. Есть еще автомобильные дороги: на севере, через крайне неустойчивую вовсех отношениях Военно-грузинскую дорогу, и на юге, благодаря небольшомуперешейку, связывающему Армению с Ираном. Вот и все внешние коммуникацииАрмении…

Вторая,альтернативная железная дорога жизненно необходима, с учетом сомнительныхперспектив открытия абхазского участка, связывающего Армению с Россией, а такжевозможных форс-мажоров, как это была во время грузино-осетинской войны 2008года, когда фактически Армения оказалась в полной блокаде, и дорогой жизнистала армяно-иранская граница.

Стоимость проектаармяно-иранской железной дороги оценивается в 3,5 млрд. долларов. Хотя иранскаясторона берет на себя часть расходов, выражая готовность обеспечитьстроительство на своей территории до армянской границы, цифры эти для Армениисегодня неподъемные, нужны внешние инвестиции, и как раз здесь заинтересованностьстран-членов ШОС, особенно Китая, будет совершенно нелишней.

Партнеры по диалогу

На том же саммите вУфе Армения присоединилась к семье Шанхайской организации сотрудничества вкачестве партнера по диалогу. Тем самым, сделан еще один шаг к полноценному членствуи в этом вопросе также существенную роль может сыграть окончательноеурегулирование иранской ядерной проблемы и снятие международных санкций сИрана. Это откроет новые возможности не только для Тегерана, но и региона вцелом.

Тем более, что Ирансам заинтересован в теснейшем сотрудничестве с ШОС вплоть до вступления в этуорганизацию

В частности, ранееминистр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью гендиректору МИА «Россиясегодня» Дмитрию Киселеву заявил, что главы МИД стран-участниц ШОС могутрекомендовать рассмотреть вопрос о вступлении в эту организацию Ирана. Помнению Лаврова, после отмены санкций у Ирана появляются хорошие шансы навступление в ШОС.

В самой организациисчитают, что присоединении к ним ИРИ будет работать на повышение авторитетаШОС.  Именно эта страна в прямом ипереносном смысле  может стать мостоммежду Арменией и Шанхайской организацией сотрудничества и в этом смысле отменасанкций может стать катализатором к ускорению интеграционных процессов.

Перспективы Армении

В самой Армениивзаимодействие с Шанхайской организацией сотрудничества рассматривается вконтексте привлечения инвестиций, особенно с учетом членства страны в ЕАЭС,использования транзитных возможностей, открытия новых транспортныхкоммуникаций, выхода на безграничные азиатские рынки.  Хотя, по оценкам ряда специалистов,двусторонний формат сотрудничества со странами ШОС для Армении намногоперспективней.

В частности, помнению российского эксперта Александра Гущина, ШОС - еще одна важная площадка для сотрудничества, однако переоцениватьименно формат организации не стоит.

«Думаю, что  двусторонний формат, как с Китаем, так и сРоссией останется приоритетным, однако от налаживания сотрудничества в рамкахШОС, тоже вреда нет, другое дело, что не надо ожидать от этого каких-топрорывов», - сказал он.

Представители ЕАЭСговорят об эффективности сотрудничества с ШОС в контексте и в тесной кооперациис евразийскими интеграционными процессами.

«Эффективнее будетсделать все страны ЕАЭС активными участниками переговоров в рамках Шанхайскойорганизации сотрудничества. Тем более, многие цели объединений совпадают:создание боле эффективной инфраструктуры, развития транспорта,  инвестиций, снятия барьеров на пути движениятоваров и услуг, совершенствования таможенных процедур, сближения правилтехнического регулирования и т.д.», - уверена член Коллегии (Министр)Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Карине Минасян.

Один из этих целейозвучил недавно президент РФ Владимир Путин. По его словам, речь идет о транспортно-логистическихинфраструктурах, в частности «Экономическом поясе Шелкового пути».

По его словам, невозможнообеспечить устойчивое развитие без развития инфраструктуры: железнодорожной,автомобильной, авиационной, портовой инфраструктуры, трубопроводноготранспорта. «Нужно просто сопрягать наши усилия, и мы это активно обсуждаем», -сказал президент России.

Удастся ли Армениивписаться в эти грандиозные проекты, перестроить экономику и переориентироватьее на новые агрессивно развивающиеся рынки? От этого во многом зависятперспективы ее развития.  Тем более, чтоей в этом может помочь сама история, ведь Армения всегда была неотъемлемымзвеном «Шелкового пути».—0-- 

Гагик Багдасарян

http://www.unityxxi.com


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение