Евразийская идея ушла в тень ШОС

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Интеграционные проекты в СНГ не реализуются из-за отсутствия единства национальных интересов стран-участников, - "НГ"
Евразийская идея ушла в тень ШОС
Появление на постсоветском пространстве новых интеграционных объединений становится тенденцией. Это вызывает вопрос: зачем? Зачем на урезанной площадке СНГ: без Украины, Грузии, с уходящей к ЕС Молдавией и Туркменией со статусом ассоциативного члена Содружества – нужны структуры, которые громко заявляются, но впоследствии оказываются нежизнеспособными? В результате ближнее зарубежье России превращается в площадку для испытаний очередной объединительной утопии.Четверть века назад появилось Содружество независимых государств, которое, что выяснилось позже, создавалось как форма цивилизованного развода. Формально Содружество существует и сегодня, но напоминает скорее президентский клуб, чем формат, в рамках которого можно решать межгосударственные и региональные вопросы. Вслед за СНГ с помпой открылось Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), тоже претендовавшее на роль объединительной региональной структуры. Заявленный как проект века, ЕврАзЭС исчез, не оставив о себе воспоминаний.Более живучим оказался Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, трансформировавшийся в Евразийский экономический (ЕАЭС). Задача новой интеграционной модели – стать альтернативой Европейскому союзу. В ЕАЭС входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия. Кандидатом в члены значится Таджикистан. Но с укреплением ШОС ЕАЭС стал уходить в тень Шанхайской организации и терять вес.Кроме экономических интеграционных конфигураций в СНГ существует и военная – Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ). Структура создана в 1992 году, в нее вошли шесть стран – Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В 1993-м к ОДКБ присоединились Азербайджан и Узбекистан. "Ташкентский пакт", так еще называли ОДКБ по месту подписания, главными целями провозгласил "укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защиту на коллективной основе независимости, территориальной целостности государств-членов". Договор вступил в силу в 1994 году, а через пять лет его надо было продлить. Но Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались это делать. Вскоре они объявили о создании ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия). Когда организацию покинул Узбекистан, она потеряла одну букву "У" и стала ГУАМом. К ОДКБ примкнула Белоруссия.В 2004 году ОДКБ получила статус наблюдателя в Генассамблее ООН. Казалось бы, проект состоялся. Однако решение создать в рамках ОДКБ Коллективные силы быстрого реагирования, принятое в 2009 году, выявило несогласие сторон: вопросы появились у Белоруссии, а Узбекистан, вернувшийся в организацию в 2005 году, после кровавых событий в Андижане, опять из нее вышел. Силы быстрого реагирования, которые можно задействовать в любой из стран-членов, напугали многих.Все объединения на территории СНГ оказались без основы, которая появляется тогда, когда национальные интересы стран-членов совпадают. Однако налицо отсутствие не только совпадения, но и самих интересов. Непонятно, например, чем определяются национальные интересы Киргизии, поддержавшей евразийскую идею Москвы. Или они подменяются желанием Бишкека сохранить за собой российский рынок труда и доступ к евразийской кассе взаимопомощи? То же касается Таджикистана, который вроде хочет в ЕАЭС, но при этом продолжает сомневаться.Так или иначе, но евразийская идея, на базе которой Москва надеялась создать подобие Европейского союза на территории бывшего СССР, стала утрачивать черты видовой определенности после того, как в ШОС центральное место стал занимать Китай. В ЕАЭС такого локомотива интеграции нет. Страны-члены с амбициями есть, а именно локомотива интеграции нет. Источник - ng.ru

Поделиться: