Россия, Москва

info@ia-centr.ru

О значении Уфимских соглашений для Казахстана

14.07.2015

Автор:

Теги:

ЦГИ «Берлек-Единство»: О значении Уфимских соглашений для КазахстанаЗначимость прошедших на прошлой неделе в г. Уфа саммитов ШОС и БРИКС для общего геополитического устройства трудно переоценить. Некий симбиоз двух масштабных по своей сути организаций, при поддержке региональных объединений (Евразийский экономический союз, Организации договора о коллективной безопасности), позволяет формировать новый альтернативный центр силы на мировой арене. Любопытно, что лидеры стран-участниц объединений, а Казахстан состоит в трех из вышеозначенных, не ставят целью борьбу с тем же Западом. США, как идейные вдохновители многих деструктивных процессов на мировой арене, так и не смогли зарекомендовать себя мировым лидером, способным в одиночку контролировать весь мир, без ущерба тем или иным игрокам.

Это и обусловило необходимость создания площадки, или даже особой зоны, в которой все игроки придерживаются принципов верховенства международного права, а не двойных стандартов – этот фактор дает возможность принимать коллективные решения, основанные на соблюдении интересов всех сторон в каком бы то ни было вопросе. В таком случае, мир отойдет от монополярного устройства (если уже не отошел), так как наличие альтернативного центра силы, в котором практически все участники обладают высокими темпами развития, непременно привлечет к себе внимание новых игроков.

Однако, что это означает для центрально-азиатского региона, в котором, на данный момент, далеко не все страны являются глобальными игроками? Этот вопрос, пожалуй, стоит рассматривать с точки зрения экономических выгод, которые могут получить страны ЦА (политическая поддержка со стороны Москвы имела место и без саммитов), причем, именно на примере Казахстана, как одной из наиболее экономически развитых стран региона.

Если говорить об ЕАЭС, то все известно довольно-таки давно – общее экономическое пространство, свобода передвижения товаров и услуг, взаимопомощь государств-членов в экономическом развитии и т.д., ОДКБ в свою очередь, является организацией, способной качественно отвечать на дестабилизирующие угрозы, как то: терроризм, экстремизм и наркотрафик. Более того, учитывая инструменты внешних игроков, направленные на нарушение мира и спокойствия в евразийском пространстве, немаловажными представляются и компетенции ОДКБ по урегулированию беспорядков внутри стран-участниц. Но, все же ЕАЭС и ОДКБ – это региональные организации, чего не скажешь о БРИКС и о ШОС. Последняя, конечно, географически является скорее континентальной, но по значению (после официального начала процесса интегрирования в организацию Индии и Пакистана) приобрела поистине глобальный характер.

Примечательно, что Председатель КНР Си Цзиньпин в ходе работы саммита ШОС заявил о готовности удовлетворять инвестиционные потребности стран-участниц объединения. Более того, китайская сторона поддерживает идею создания Банка развития ШОС, который, впоследствии, может стать инструментом подобного рода финансирования. А. Казанцев, директор аналитического центра МГИМО, в этой связи предположил, что «в будущем Казахстан с его экономическим динамизмом и стремлением реализовывать масштабные международные проекты может стать одним из важнейших и перспективнейших клиентов этого банка». Действительно, и без того существенные объемы финансирования в РК могут только увеличиться, при том Астана не рискует стать зависимой от Пекина, так как ближайшим партнером Акорды по-прежнему является политический лидер объединений – Кремль.

Если же говорить о взаимодействии центрально-азиатского государства с БРИКС, то очевидным плюсом является формирование Банка развития БРИКС. А. Казанцев считает, что запуск Банка развития БРИКС – это «одна из новых альтернатив Бреттон-Вудской системе и, в частности, ключевой роли в мировой экономике МВФ и Всемирного Банка». Но, так как РК не является членом это организации, то выгоды она сможет получить через совместные российско-казахстанские и китайско-казахстанские проекты. Более того, экспертное сообщество отводит Казахстану роль одного из перспективных кандидатов на членство в БРИКС.

Это хорошо видно по показателям ВВП по покупательной способности. Напомню, что БРИКС состоит из стран с крупными и быстрорастущими экономиками. Так, по показателям ВВП по ППС на 2014 год, Китай, Индия, Россия и Бразилия заняли в рейтинге МВФ 1-е, 3-е, 6-е и 7-е места соответственно. ЮАР, согласно рейтингу МВФ, занял 29 место с суммой порядка 705 млрд. долларов. Что интересно, РК в данном рейтинге заняла 42-е место, с суммой в 418 млрд. долларов. При этом, учитывая проводимые казахстанским правительством реформы, есть все основания утверждать об относительно скором рывке в развитии РК, а значит и членство в БРИКС для Астаны уже не столь заоблачно. Подводя итог можно с уверенностью сказать, что Казахстан, со своим стремлением развиваться, по результатам саммитов может рассчитывать на существенное увеличение инвестиционных потоков и расширение внешнеполитических и внешнеэкономических связей, опять-таки, за счет Китая и России соответственно.

Булат Мурзагалеев

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение