Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Внешнеторговая политика Казахстана: специфика и основные тенденции. Часть 2

14.07.2015

Автор:

Теги:

АндрейЧеботарев

 

Внешнеторговая политика Казахстана:

специфика и основные тенденции.Часть 2

   

          Развитиесистемы 

 

          Снаступлением XXI века существенные изменения геополитической ситуации в мире ирегиональном окружении республики, появление и развитие новых глобальныхтенденций и, что важно, заметно возросший к этому времени политический иэкономический потенциал Казахстана существенно расширили его возможности попроведению более активной внешней политики и продвижению своих экономическихинтересов в отношениях с иностранными партнерами.

          Вместес тем в рамках этого процесса Казахстан столкнулся с серьезными препятствиями,причем не только затрагивающими внешнеторговую деятельность, но и способныминарушить устойчивое развитие национальной экономики. Как следует изутвержденного главой государства в декабре 2001 года Стратегического планаразвития РК до 2010 года, таковыми были, в частности, признаны:  

          а)уязвимость экспортоориентированных отраслей в связи с зависимостью от колебанийконъюнктуры мировых цен на узкую группу товаров, являющихся основными статьямиэкспорта страны;

          б)растущая конкуренция со стороны производителей аналогичной продукции всопредельных странах;

          в)усиление зависимости от внешних поставок при имеющихся и потенциальнореализуемых возможностях собственных производств  оборудования и комплектующих (технологическаязависимость) и энергоносителей (газа, электроэнергии, нефтепродуктов);

          г)вытеснение с внутреннего потребительского рынка товаров отечественногопроизводства импортной продукцией;

          д)неурегулированность внешнеторговых отношений, несправедливая конкуренция ипротекционизм на мировом рынке, приводящие к экономической дискриминацииотечественных товаропроизводителей.

          Вкачестве ответных мер Казахстана на все это были обозначены повышениеэффективности системы регулирования внешнеэкономической деятельности,диверсификация рынков сбыта отечественной продукции, минимизация ее транзитачерез третьи страны, установление равных торговых режимов и сокращениетехнических барьеров в торговле с ведущими зарубежными партнерами, подготовка квступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО).

          Приэтом наибольший акцент был сделан на принятие мер в поддержку развитияказахстанского экспорта, включая создание специальных госструктур, обеспечениедоступа отечественного бизнеса на рынки госзакупок зарубежных стран, проведениесертификации качества экспортной продукции по международным стандартам,развитие финансовых институтов, обеспечивающих кредитование и страхованиеэкспортных операций, и содействие формированию ассоциаций экспортеров.

          Вцелях совершенствования системы государственного правления в рассматриваемойсфере в апреле 2004 года был принят закон «О регулировании торговойдеятельности», который действует до сих пор. Прежде всего, он изменилпонятийно-категориальный аппарат данной деятельности. Так, вместо ВЭД взаконодательство был введен термин «внешняя торговля» («внешнеторговаядеятельность»), связанная с вывозом из республики и/или ввозом в нееопределенных товаров. Кроме того, в качестве отдельного вида торговойдеятельности была выделена приграничная торговля, осуществляемая заинтересованнымилицами на приграничных территориях Казахстана и сопредельных с ним государств.

          Данныйзакон также конкретизировал следующие государственные меры по развитиювнешнеторговой деятельности: обеспечение функционирования систем гарантий истрахования экспортных кредитов; организация торговых выставок, ярмарок и иных мероприятий;  обеспечение создания системы внешнеторговойинформации и информационно-консультационных служб; реализация иных формстимулирования и поощрения данной деятельности.

          Наконец,в интересах регулирования операций по ввозу и вывозу определенных товаров, втом числе для защиты внутреннего рынка, закон предусматривает государственноерегулирование внешнеторговой деятельности в двух основных формах:

          а)таможенно-тарифное регулирование, предполагающее установление ввозных ивывозных таможенных пошлин;

          б)нетарифное регулирование, состоящее из следующих мер: запрет или ограничение, втом числе количественное, вывоза и ввоза товаров; участие в выполнениимеждународных экономических санкций; государственная монополия на вывоз и ввозтоваров; технические, фармацевтические, санитарные, ветеринарные,фитосанитарные, экологические стандарты, нормы и требования, контроль закачеством ввозимых товаров.

          Винтересах поддержки отечественных экспортеров в июле 2007 года в качествеконсультативно-совещательного органа при правительстве был образованНациональный совет по конкурентоспособности и экспорту. А в ноябре того же годапод эгидой действующего тогда Фонда устойчивого развития «Қазына» было созданоАО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта». Переданная позже враспоряжение Мининдустрии и торговли РК корпорация в апреле 2010 года былапреобразована в АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEXINVEST» (в настоящее время является подведомственной структурой Министерства поинвестициям и развитию РК - прим.). Основной задачей этой структуры являетсясодействие развитию и продвижению экспорта продукции несырьевого сектораэкономики страны. 

          С  созданием в сентябре 2013 года Национальнойпалаты предпринимателей РК, призванной защищать права и интересы отечественногобизнеса, это объединение приняло на себя ряд задач и в сфере внешней торговли.Согласно закону "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан"от 4 июля 2013 года НПП осуществляет 16 функций в сфере развития                  внешнеэкономическойдеятельности субъектов                 предпринимательства, привлечения инвестиций и                  диверсификации национальнойэкономики. В том числе осуществление международного маркетинга и рекламнойподдержки для продвижения казахстанских товаров и услуг на мировом рынке,оказание информационных, оценочных, брокерских, маркетинговых, рекламных,переводческих и консалтинговых услугх по вопросам внешнеэкономическойдеятельности,  ведение реестра участниковэтой деятельности и т.д.        Такимобразом, в настоящее время в процессе осуществления внешнеторговой деятельностиКазахстана присутствуют государственные и негосударственные механизмы, чтопризвано повысить ее результативность.

         

 

Продолжениеследует


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение