Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Внешнеторговая политика Казахстана: специфика и основные тенденции. Часть 1

09.07.2015

Автор:

Теги:

АндрейЧеботарев

 

Внешнеторговая политика Казахстана:

специфика и основные тенденции.Часть 1

   

          В условиях растущей глобализации, содной стороны, и активного продвижения Казахстаном своих позиций намеждународной арене, с другой стороны, внешнеторговая политика республики былаи остается одним из ключевых факторов и одновременно механизмов обеспеченияконкурентоспособности национальной экономики и ее интеграции в мировоесообщество. Во многом этому способствуют такие конкурентные преимуществаКазахстана, как выгодное геополитическое положение, богатые природные ресурсы,политическая стабильность, макроэкономическая сбалансированность, высокийприток капитала и определенная государственная поддержка инициативбизнес-сообщества.

          Всеэто становится особенно актуальным в свете завершившегося 22 июня этого годапереговорного процесса относительно вступления Казахстана во Всемирную торговуюорганизацию (ВТО). Как следует из озвученного в связи с этим обращенияпрезидента РК Нурсултана Назарбаева: "Членство в ВТО открывает перед нашейэкономикой новые горизонты. Это обеспечивает нашим предприятиям доступ к зарубежнымрынкам, а потребителям - большой выбор товаров и услуг. Сегодня 90 процентовнашей торговли приходится на страны-участницы ВТО. Поэтому данное решение длянас очень важно". Официальное вхождение Казахстана в данную организациюсостоится в декабре этого года. Очевидно, что это событие повлияет и навнешнеторговую деятельность республики.

         

          Каквсе начиналось

 

          Следует отметить, что внешнеторговаяполитика является составной частью экономической политики государства, котораяпредполагает оказание влияния на его торгово-экономическое взаимодействие сдругими странами посредством экономических и административных рычагов (налоги,субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитование и т.д.). В рамкахвнешнеторговой политики государство также законодательно устанавливаетопределенные правила внешней торговли, которым должны подчиняться отечественныеэкспортеры и импортеры и их зарубежные партнеры.

          С обретением в декабре 1991 годасвоей государственной независимости Казахстан начал активно входить в мировоесообщество,  включая его постепеннуюинтеграцию в мировую экономику. Уже тогда руководство республики стало тесносвязывать успешность решения стоящих перед только что появившимся на карте мирагосударством внешнеполитических целей и задач с положительным решением вопросовэкономического характера.

          Так,в своей «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенногогосударства» (1992 г.) Президент РК Нурсултан Назарбаев среди основныхстратегических целей республики на международной арене отметил использованиевыгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения вмирохозяйственные связи, а также завоевание собственных или разделение сдругими странами конкретных позиций на мировых товарных рынков на базеприродных ресурсов Казахстана и реконструкции его экономики за счетопережающего развития перерабатывающих и наукоемких отраслей, экспортных иимпортзамещающих производств с привлечением современной зарубежной техники итехнологий.

          Очевидно,что в рамках реализации этих целей Казахстану предстояло решать такие задачи,как поиск внешних рынков для сбыта своей продукции, а также установлениевзаимовыгодных связей с зарубежными деловыми кругами и транснациональнымикорпорациями (ТНК) в целях обеспечения импорта необходимых товаров ипривлечения иностранных инвестиций в свою экономику. При этом их решению вопределенной степени благоприятствовало наличие институциональных и правовыхоснов для осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые былисозданы еще во время пребывания Казахстана в составе Союза ССР.

          Особенноважным был отказ государства от монополии на осуществление ВЭД, что наряду слегализацией частной собственности и началом проведения приватизации объектовгосимущества способствовало формированию частного сектора экономики Казахстана.Вместе с тем серьезный акцент был сделан на государственное регулирование ВЭД,чем занималось действующее тогда Министерство внешнеэкономических связей РК. Всистему этого регулирования, в частности, входили регистрация участников ВЭД,декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственнуюграницу, порядок экспорта и импорта продукции, работ и услуг.

          Помере активизации внешнеторговой деятельности республики происходилосовершенствование ее системы. Так, в апреле 1993 года под эгидой МВС РК былисозданы торговые представительства республики за рубежом. При этом помимопредставления собственных государственных интересов Казахстана в зарубежныхстранах в их задачи входило оказание всестороннего содействия отечественнымучастникам ВЭД из числа как государственных, так и частных субъектов.

          Вянваре 1995 года президентом страны был принят Указ «О либерализациивнешнеэкономической деятельности», подтверждающий право любых заинтересованныххозяйствующих субъектов республики осуществлять внешнеторговую, в том числе ипосредническую, деятельность. Правда, в интересах обеспечения государственногоконтроля были наложены ограничения на сделки по экспорту и импортустратегически важных ресурсов (нефть, газ, черные и цветные металлы, уран,зерно и т.д.). В то же время правительству было поручено сократить номенклатурутоваров, работ и услуг, подлежащих квотированию и лицензированию.

          Такимобразом, уже в первой половине 1990-х гг. были заложены ключевые концептуальныеи институциональные основы для успешной реализации внешнеторговой политикиКазахстана. К этому времени республика стала полноправным участникоммеждународных отношений. Одним из первых ее внешнеэкономических партнеров сталиСША, с которыми в мае 1992 года было подписано Соглашение о торговыхотношениях. А в декабре 1995 года Казахстан подписал Договор о торговле сЕвропейским Союзом.

          Одновременнос этим республикой велась деятельность по сохранению и дальнейшему развитиюторгово-экономических связей с другими постсоветскими странами. Так, например,в марте 1994 года  был подписан Договор одальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции междуКазахстаном и Россией. Причем еще тогда обе страны выступили за созданиеусловий "для поэтапного перехода на базе рыночных отношений к свободномуперемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы... и формирования единойтаможенной территории".

 

Продолжениеследует

 

 

 

         


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение