Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Добро пожаловать, или о вопросе вступления в ШОС Индии и Пакистана

08.07.2015

Автор:

Теги:
Добро пожаловать, или о вопросе вступления в ШОС Индии и Пакистана, - Е.Терехов

Авторитет ШОС в мире неуклонно растет. Все больше государств изъявляют желание присоединиться к этой Организации. Соответствующие заявления поступили от Индии и Пакистана.

Уходя из Британской Индии, англичане, следуя старому имперскому принципу "разделяй и властвуй", сделали все, чтобы "освобожденные народы" надолго увязли во взаимной вражде и кровопролитных войнах. Взрывоопасное противостояние между Индии и Пакистаном, обладающими ядерным оружием и самыми современными средствами его доставки, до сих пор весьма беспокоит мировую общественность. Проблему спорных штатов Джамму и Кашмир, как и ряда других территорий находящихся на индейско-пакистанской границе в течение 60 лет не могли решить ни индийско-пакистанские войны, ни неоднократно предпринимаемые международные усилия, включая посредничество ООН.

Поэтому нельзя согласиться с чересчур оптимистичным мнением о том, что, якобы, "достижение положительных результатов в решении территориальных вопросов между Пакистаном и Индией после их вступления в Шанхайскую организацию сотрудничества благоприятно отразится на международно-политическом имидже ШОС".

Правильность такого подхода к перспективам расширения ШОС со стороны отдельных государств-членов, особенно, государств, которые одновременно являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, вызывает серьезные сомнения. Хотя бы по той причине, что неудачная попытка примирить радикально настроенных индуистов и мусульман в рамках ШОС может, в лучшем случае, нанести значительный ущерб международно-политическому имиджу Организации, в худшем привести ее к фракционному расколу.

Конечно, можно понять стремление Китая и России к привлечению в ряды ШОС Пакистана и Индии. В основе их интересов - обеспечить расширение своего влияния за счет своих традиционных союзников. У России, как известно, давние дружеские связи с Индией, а Китай, в том числе благодаря крупным инвестиционным проектам, приобрел за последние годы большое влияние в Пакистане.

Однако не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что у Китая также имеется немало нерешенных территориальных проблем с Индией, приведших в свое время даже к военным столкновениям, не говоря уже о тибетской проблеме и нашедшем прибежище в Индии Далай Ламе и прочих тибетских сепаратистах. Со своей стороны, Россия, после афганской войны не доверяет Пакистану - верному союзнику США, сыгравшему решающую роль в поддержке афганских моджахедов.

Исходя из вышеизложенного, вызывает искреннее недоумение позиция других государств-членов ШОС, которые, в основном, заняли выжидательную позицию и явно не до конца отдают себе отчет относительно всех возможных негативных последствий приема в ряды Организации конфликтующих между собой новых членов. Ведь ШОС изначально не может брать на себя обязательства по урегулированию имеющихся у стран-кандидатов противоречий.

Взваливание на ШОС обязательств по решению подобных проблем крайне негативно скажется на ее текущей деятельности, препятствуя достижению обозначенных в ее основополагающих документах других важных приоритетов, отвлекая внимание стран-членов Организации на малоперспективную деятельность по решению трудноразрешимых споров между возможными кандидатами. Все это может привести к серьезной конфронтации внутри ШОС, возникновению разногласий между ее действующими членами, которые при рассмотрении этих проблем будут занимать позицию той или иной стороны, и такое положение дел мало кого может устраивать.

Прежде чем принимать решение о начале процедуры приема новых членов в ШОС, необходимо выяснить, насколько соответствуют страны-претенденты всем условиям и критериям для вступления в Организацию, обозначенным в документах, регламентирующих порядок предоставления статуса государства-члена ШОС.

Все имеющиеся у стран-претендентов разногласия должны быть урегулированы до их вступления в Организацию и только после получения твердых гарантий того, что такие страны не привнесут имеющиеся у них противоречия в деятельность ШОС. На примере Индии и Пакистана таким ключевым документом могло бы стать соглашение (обязательство) о разрешении всех имеющихся между ними разногласий.

Никто не выступает против приема новых членов в ШОС, но надо исходить из того, что ШОС не должна быть вовлечена в решение тех вопросов, которые не сможет урегулировать.

Евгений Терехов

Источник - ЦентрАзия


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение