Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тендер.kg: с широко закрытыми глазами

02.07.2015

Автор:

Теги:
Тендер.kg: с широко закрытыми глазами, - А.Мамытова

К тому, что процесс биометрии в КР и все, что с ним связано, сопровождается регулярными громкими скандалами, общество уже привыкло. Достаточно вспомнить и добровольно-принудительный забор биометрических данных у населения, кражу и утерю оборудования для их сбора, скандальный закон "О биометрических данных" и последний скандал-отстранение от должности судьи Конституционной палаты Клары Сооронкуловой.

Последняя, кстати, заявила ИА "24.kg", что не выступает против биометрики, но считает, что кампания не должна носить обязательного характера для граждан. По ее словам, "сбор биометрических данных граждан - это большое достижение технологий для любой страны, но только в том случае, если этот процесс закреплен механизмами защиты собранных персональных данных граждан". И пока Сооронкулова доказывает во всех инстанциях свою правоту, правозащитники проводят митинги в ее поддержку, депутаты на кулаках отстаивают честь дамы на заседании в ЖК, а некоторые лица, ловко пользуясь случаем, проворачивают свои дела. Но все по порядку…

Законная афера?

На портале государственных закупок для предстоящих выборов депутатов ЖК 17 июня Центризбирком объявляет конкурс на закупку автоматически считывающих урн (АСУ). Согласно сообщению, метод закупки - прямое заключение контракта. Источником финансирования указан республиканский бюджет, а сумма предполагаемой закупки составляет 359 миллионов 310 тысяч сомов.

Однако ранее первый вице-премьер-министр Тайырбек Сарпашев заявлял, что АСУ уже установлены в 52 айыльных округах Кыргызстана. Из них на 7 участках установлены АСУ и оборудование, позволяющие идентифицировать избирателя по биометрическим данным. "Автоматические считывающие урны Koiko нам предоставило корейское правительство на грантовой основе", - говорил он. Тогда он сообщал, что первая партия урн (100 штук) уже прибыла в Кыргызстан, остальные прибудут позже. "Они (корейская сторона) готовы нам предоставить все необходимые урны для проведения парламентских выборов, а пока мы обходимся тем оборудованием, которое закупали год назад и использовали для сбора биометрических данных населения", - заявлял Тайырбек Сарпашев.

Первый вице-премьер отмечал, что кабмин намерен на 6 миллиардов сомов закупить оборудование для проведения парламентских выборов с помощью правительства Японии. Однако в тот же день на внеочередном заседании ЖК премьер-министр КР Темир Сариев сообщил, что на проведение парламентских выборов ЦИК выделят 360 миллионов сомов.

По словам эксперта отдела закупок Центризбиркома Анары Ниязовой, пришла только часть урн, и для того чтобы обеспечить ими каждую УИК, дополнительно потребуется около 4 тысяч штук. А им предоставляют только 916, которые поступят в виде грантовой помощи. Остальную часть они закупают сами.

За дополнительной информацией Анара Ниязова порекомендовала ИА "24.kg" обратиться к руководству ЦИК. Отдуваться, по сложившейся традиции, приходится заместителю председателя Гульнаре Джурабаевой, так как председатель Туйгунаалы Абдраимов, по обыкновению, или не отвечает, или, когда до него все же удается дозвониться, бросает трубку, а несчастный же отдел закупок ЦИК без команды своего руководителя сказать СМИ ничего не может. Вот и Гульнара Джурабаева просит не обижаться на ребят, мол, они только исполнители. Будет разрешение Абдраимова - будут комментарии. Ну что ж, попытаемся разобраться сами.

Техническая сторона

Рассматривая техническое задание на приобретение АСУ, невольно отмечаешь, что требования, подробно прописанные в документе, значительно сужают возможность участия других игроков. Ну, например, в пункте 7 требования ТЗ прописано: "CPU Mobile CPU CortexA9 с частотой 1.2GHz или больше, памятью не меньше 1 ГБ, для использования программы - 8 ГБ". А почему именно Cortex-A9, можно ведь и аналоги? Разве это не нарушение в виде указания конкретного производителя, ведь данный процессор разработан компанией ARM Holdings. Правильнее было написать необходимые технические характеристики, но никак не название процессора. Или пункт 10, который гласит: "Наличие встроенного в сканер трехдюймового термопринтера с автоматическим станком для резки и распечатывания сведений о подсчете голосов в начале и конце голосования".

У меня вопрос, а почему именно трехдюймового, а другого размера никак нельзя? Опять ограничение конкуренции. Продолжаем, вот в пункте 11 сказано об оснащении 4-USB проемами… Почему именно 4, а больше или меньше нельзя? Как вы поняли, необходимо именно 4 разъема, а какие провода будут туда вставлять и от каких устройств?

А вот еще один шедевр в пункте 13: "Вместимость урны составляет до 2 тысяч бюллетеней размером 600 мм в длину". А больше 2 тысяч нельзя что ли, почему нельзя написать 2 тысячи и выше?

То есть почти к каждому пункту технического задания есть вопросы. Ну и, конечно же, "вишня на торте" - последний пункт, в котором сказано: "Программа подсчета и передачи данных АСУ должна соответствовать информационной избирательной системе и должна быть обеспечена функцией автоматической и ручной передачи данных".

Стесняюсь спросить, какой именно системе? Которая сейчас разрабатывается? А где ее описание? И как АСУ может соответствовать тому, чего еще пока до конца не разработано? То есть мы наглядно демонстрируем, что с каждым требованием сужается конкуренция, так как указываются конкретные вещи, конкретный бренд, чего ни в коем случае не должно быть, иначе закрадываются сомнения о прозрачности закупки.

Юридическая сторона

Теперь рассмотрим саму законность проведения закупки. По словам зампредседателя ведомства Гульнары Джурабаевой, при ее проведении закупающая организация - ЦИК ссылалась на статью 21 нового Закона о "Государственных закупках", который, на ее взгляд, является неопробированным, а посему Центризбиркому приходится выступать в роли первопроходца.

Вот и правительство издало распоряжение №233-р от 2 июня, в котором говорится, что в целях подготовки и проведения выборов депутатов ЖК КР, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона КР "О Правительстве КР", ЦИК разрешена закупка оборудования, товаров, работ и услуг, необходимых для подготовки и проведения выборов депутатов ЖК КР, методом прямого заключения договора в соответствии со статьей 21 Закона КР "О госзакупках".

Министерству финансов КР поручено обеспечить дополнительное финансирование из республиканского бюджета согласно заявкам ЦИК. Центризбиркому рекомендовано по итогам проведенных закупок представить информацию в Минфин. Ну, а контроль за исполнением настоящего распоряжения возлагался на отдел организационно-инспекторской работы и местного самоуправления и отдел финансов и кредитной политики аппарата правительства.

Особо хочется отметить, что в аппарате правительства ни представители отдела организационно-инспекторской работы и местного самоуправления, ни отдел правового обеспечения не смогли ответить на вопросы относительно законности проведения закупки. Отсылали куда угодно, бросали трубки, предлагали написать письменный запрос и даже отправляли выяснить этот вопрос к главе кабмина Темиру Сариеву.

После долгих мытарств удалось найти эксперта Каната Керимкулова, который непосредственно готовил данное распоряжение. По его словам, согласно справкам–обоснованиям Центризбиркома, ссылка шла все на ту же статью 21 закона "О госзакупках", а также "сжатые сроки и затянувшийся вопрос финансирования".

Нарушение

Но простите, данного пункта "сжатые сроки и затянувшийся вопрос финансирования" нет в указанном законе. Более того, ни под один пункт закупка не подпадает.

В свою очередь ЦИК при проведении закупки методом прямого договора ссылается на рекомендации депутатов ЖК, Минфин - на распоряжение правительства, а глава кабмина - непонятно на что. Одним словом, все дружно закрыли глаза на нарушение, сделав вид, что все законно. Премьер подписал, закуп провели. Ура! Мы со скоростью света движемся к выборам, наплевав на всех и вся!

И теперь скажите мне, как можно требовать исполнения законов, если на самом высоком уровне ими пренебрегают? Почему все, кто должен был в первую очередь писать письма и стоять на страже законности, молча, не высказав особого мнения и до последнего не обосновывая, проигнорировали нарушение?

Разве это не подпадает под статьи 304 (злоупотребление должностным положением), 316 (халатность), 171 (присвоение или растрата вверенного имущества), 303 (коррупция) и 306 (заключение контракта, осуществление государственной закупки вопреки интересам Кыргызской Республики)? Ведь стоит только политическому ветерку подуть в другую сторону, все, кто участвовал в этой афере, рискуют поменять свободу на небо в клеточку.

Например, директор департамента государственных закупок при Минфине КР Улан Даникеев сослался на вышеуказанное постановление правительства и порекомендовал обратиться непосредственно к тем, кто его и готовил.

А зампредседателя ЦИК Гульнара Джурабаева сказала буквально следующее: "Я морально понимаю поступок, но ситуация сегодня такова - или ты срываешь выборы, или нарушаешь букву закона. Я не разбиралась с финансовыми документами, так как это прерогатива самого председателя ЦИК. Он имеет право, не советуясь ни с кем из нас, решать подобные вопросы. Он сказал, что когда нужно брать ответственность, он берет ее на себя".

Вот и эксперт аппарата правительства Канат Керимкулов подтвердил ИА "24.kg", что на письмах стоит подпись председателя ЦИК Туйгунаалы Абдраимова, который продолжает держать глухую оборону и наотрез отказывается общаться на тему проведенной закупки.

Мало того, что техническое задание сузили до одного участника, так еще и на юридическую составляющую наплевали. А вот куда смотрел раздутый штат аппарата правительства? Там просто красиво назвали это "политическим решением" главы кабмина. Всем понятно? В случае чего, граждане, ссылаемся на эту красивую фразу. Другим же можно!

Анара МАМЫТОВА

Источник - 24kg.org


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение