Россия, Москва

info@ia-centr.ru

10 цитат Ильяса Есенберлина об истории Казахстана

29.06.2015

Автор:

Теги:

Внынешнем году исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося казахского писателя Ильяса Есенберлина. Без его исторических романов — трилогий «Кочевники» и «Золотая Орда» — невозможно было бы представить себе ни национальной историографии Казахстана, ни национальной литературы.

Современники обвиняли писателя в том, что он пишет не как писатель-коммунист ХХ века, а писарь-летописец ханского двора XV века. Дескать в романах Есенберлина детально описывается происхождение ханов исултанов, их похождения и дворцовые интриги, а вот думы и чаяния простого народа проигнорированы. Тем не менее, именно этот стиль исторического авантюрного романа снискал Ильясу Есенберлину народную любовь. По увлекательности и доходчивости изложения его произведения можно сравнить с романами Александра Дюма-старшего, Мориса Дрюона и Валентина Пикуля. Для многих казахстанцев знакомство с историей Казахстана начинается с лихо закрученных сюжетов «Кочевников» и «Золотойорды».

И все-таки помимо дворцовых интриг, любовных перипетий и красочных батальных сцен в романах Ильяса Есенберлина есть глубокие размышления обисторическом самоопределении казахского народа, политической и экономической организации Казахского ханства, о культуре, быте, ментальности казахов. Особое место в этих раздумьях занимают два ключевых события в истории Казахстана — создание Казахского ханства Джаныбеком и Кереем в XV веке и присоединение к России в первой половинеXVIII века.

 

1.

Что было бы, если бы в один прекрасный день нашелся человек, сумевшийобъединить все эти разрозненные казахские роды и направить их к единой цели? Что сможет противостоять этому мечу? Но меч этот обоюдоострый, и свеличайшей осмотрительностью нужно обращаться с ним, чтобы самому не порезаться.

 

2.

Не в вечных набегах счастье. И не тот герой, кто привезет из похода больше добра и женщин. Где-то плачут матери по своим детям, и когда-нибудь, вернувшись из набега, найдет человек разграбленным свой собственный дом. И плакать будет тогда его мать... Да, настоящий герой лишь тот, кто ценою собственной жизни не пускает грабителя и насильника ксвоему дому

 

3.

Расковырять щель в плотине под силу одному человеку. Вековой лес может поджечь даже слабосильный ребенок. А сколько понадобится людей, чтобы вернуть реку в русло или погасить пожар!.. Так и у нас: достаточноодного неразумного шага, чтобы разрушить мир между племенами...

 

4.

В мире и спокойствии нуждается сейчас наша степь. Только так сможем мы умножиться, укрепиться и отразить врагов, которые смотрят на все, какна проезжую дорогу. Лишь во имя единения и защиты отчего дома должны мывыхватить меч из ножен. И тогда пусть лучшие певцы восхваляют достойных!

 

5.

Скотоводство было единственным средством существования для казахских родов, а при кочевьях, разбросанных на тысячи километров по бескрайней степи, просто невозможна чрезмерная централизация, которую пыталась осуществить ханская власть. Здесь обязательно нужно было местное самоуправление.

 

6.

Нет, только создание единого сильного казахского государства могло спасти народ от распыления и полного поглощения другими народами. И Джаныбек, к тому времени уже опытный политик, представлял себе всю трудность существования такого государства с регулярной армией и единой налоговой системой при кочевом ведении хозяйства. Для такого государстванужно было иметь города, но не просто города, подобные Самарканду, Бухаре, Мерву, а города, тяготеющие к степи и составляющие с ней единое хозяйство.

 

7.

Иногда Джаныбек, раздумывая, поддавался своей извечной мечте: о союзес Русью и о городах на Волге и Жаике, но тут же отбрасывал эту мысль. Слишком далеко находилась Русь от молодого казахского ханства, и она сама еще похожа на орленка, не совсем окрепшего...

 

8.

Присоединение к России было единственным путем в будущее. Все остальные пути, в том числе и союз с джунгарскими нойонами, означали национальную гибель...

 

9.

А потом... потом, разве не ясно уже всем, что не могут больше существовать государства, у которых в вечном движении народ и достояние?Как же при этом добывать руду и плавить железо, лить пушки, оборонятьсяот вооруженного огнестрельным оружием врага? Нет, всему этому следует научиться. Всему нужно будет научиться: строить города, плавить железо, сеять хлеб. А у кого сейчас лучше учиться, чем у русских?

 

10.

Пока что все эти лихие султаны, способные только скот угонять друг у друга, объявляют его предателем за то, что позволяет строить город Орск,за переговоры и присоединение к России. Нет, предатель не тот, кто умело ведет челн среди разгулявшейся бури и выводит его на глубокую воду.

Анар Тукеева

http://www.unityxxi.com/stati/3691.html

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение