Россия, Москва

info@ia-centr.ru

НПО. Игры в шпионов

29.06.2015

Автор:

Теги:
Депутаты продолжают бороться с НПО. Проект закона о признании неправительственных организаций иностранными агентами уже принят в первом чтении. Однако отдельные парламентарии неожиданно заговорили об изменении формулировок в документе и обратились к инициаторам с требованием прекратить навешивать ярлыки и обзывать гражданских активистов и правозащитников шпионами.

В поисках врага

В Кыргызстане зарегистрировано 1 тысяча 426 НПО. Для маленького государства с пятимиллионным населением цифра внушительная. Представители НПО – завсегдатаи всех форумов и общественных слушаний, активно участвуют в различных флешмобах и публичных акциях, охотно общаются с журналистами. Впрочем, как и политики, делят СМИ на любимые и не очень.

Пристальное внимание слуг народа члены НПО почувствовали на себе в разгар кризиса в Украине. В парламенте звучали реплики о том, что следует избавиться от таких деятелей, мол, они получают гранты из-за рубежа вместе с инструкциями, выступают "пятой колонной" в родном отечестве и вполне способны встать в авангарде "майдана". "Не все эти НПО - и это не секрет, - согласно уставным целям, работают в области науки или культуры, здравоохранения, социальной поддержки граждан, защиты материнства и детства, спорта, экологии, а также благотворительности. Значительная часть из них вмешивается и в политическую жизнь государства, участвуя, в том числе путем финансирования, в организации и проведении политических акций, стремясь к формированию общественного мнения для принятия органами власти решений", - заявил один из инициаторов законопроекта депутат Турсунбай Бакир уулу.

Он и его коллега Нуркамил Мадалиев списали проект закона о признании НПО иностранными агентами с российского аналога. То есть в случае принятия документа государство оставляет за собой право не просто контролировать деятельность НПО, но и закрывать их, если финансовая проверка докажет, что существуют они на средства из-за границы. Инициаторы законопроекта заявляют, что его принятие связано с вопросом безопасности государства и что такие правила введены не только в России, но и в демократических странах, в том числе в США.

"Сама суть закона правильная. Вот политические партии, к примеру, не могут финансироваться из-за рубежа. Значит, и НПО не должны получать деньги из внешних источников. Другое дело, что неправильно называть тех, кто занимается в Кыргызстане правозащитной деятельностью, иностранными агентами. В переводе на кыргызский это звучит как "шпион". Такое обращение можно расценивать как оскорбление чести и достоинства", - заявил лидер парламентской фракции "Ата Мекен" Омурбек Текебаев.

Слышать подобные заявления из его уст неудивительно. Одна из ближайших соратниц депутата – Асия Сасыкбаева, основательница центра "Интербилим". Да и сам социалист до прихода во власть водил дружбу с гражданскими активистами, с ними же организовывал в 2006-2007 годах тысячные митинги за проведение реформ, в частности конституционной.

В поддержку неправительственных организаций выступил и нардеп Равшан Жээнбеков. Он предостерег: если начать "давить" НПО, то "островок демократии" трансформируется в Северную Корею. Естественно, против выступают и лидеры НПО.

Куда крестьяне, туда и обезьяне

Председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова предположила, что, поддерживая "драконовский" документ, депутаты демонстрируют ревность к успехам НПО. "Возможно, желание "закрыть" общество и монополизировать влияние власти исходит из того, что сейчас гражданское общество существенно влияет на политику. Многим политикам, которые преследуют корыстные интересы, это невыгодно. Они сопротивляются открытости. Если говорить об экстремистских организациях и иностранном влиянии, то бороться с этим должны спецслужбы. У них это хорошо получается. Надо следить за денежными потоками. Такая работа никому не создает неудобств, кроме бандитов и террористов. Если ограничить гражданское общество в возможности оказывать политическое влияние, то нас лишат конституционного права влиять на принятие решений. Получается, мы сможем высказывать свое мнение один раз в пять лет на выборах. Но многим этого мало. Они хотят принимать более широкое участие в процессе принятия решений", - отметила она.

Российский правозащитник, руководитель проекта по Центральной Азии организации "Мемориал" Виталий Пономарев отметил, что Кыргызстан, принимая за Россией этот дискриминационный закон, ставит под удар само понятие защиты прав человека и попирает международные нормы. "Когда аналогичный закон принимался в России, разработчики ссылались на наличие подобного документа в США. Но речь о совершенно разных вещах. В США есть понятие лоббистской деятельности. Согласно закону, люди официально составляют соглашения по защите интересов правительств зарубежных стран. Вот в таких случаях они именуются "иностранными агентами". В российском и кыргызстанском законах речь не идет о лобби в интересах иностранных правительств. Напротив, речь о собственных гражданах, стремящихся к развитию своей страны. Главная проблема: в законе нет четкого указания, что подразумевается под политической деятельностью. Вследствие этого все финансируемые из-за границы НПО должны признаваться иностранными агентами. Что такое политическая деятельность? Например, если экологи потребуют закрытия на местном или государственном уровне наносящего вред экологии производства, то на определенном уровне это требует принятия решения. Вполне вероятно, что представителями власти данные действия будут охарактеризованы как политическая деятельность. С учетом истории и репрессий 1937 года слово "агент" в нашем обществе может привести к понятию "враг народа", - отмечает российский эксперт.

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Однако авторы намерены идти до конца. При рассмотрении закона в первом чтении Турсунбай Бакир уулу рассказал коллегам, что с 2009-го по 2012 год НПО получили более 480 миллионов сомов. Однако откуда у него такие сведения и есть ли документы, акты проверок финансовой разведки, их подтверждающие, нардеп не ответил. Не ясно также, из каких источников произведено финансирование.

Но, говоря о поступлении долларов из-за кордона, нардеп, видимо, забыл, что за счет грантов в стране живут не только НПО, но и правительство, парламент, другие органы власти. То есть само государство зависит от зарубежной помощи и только на ней и держится.

"Если говорить о взаимоотношениях государства и НПО, то давайте рассмотрим Казахстан. Там из государственного бюджета выделено $40 миллионов на поддержку НПО, желающих участвовать в социально-экономических проектах. Хотите исключить иностранное влияние? Сделайте то же. Я считаю, наши депутаты инициируют законопроекты, которые имеют громкий выхлоп, но нулевой результат. Это популизм чистой воды. Вместо решения актуальных вопросов депутаты борются с ветряными мельницами, зарабатывая себе на этом громкое имя", - считает эксперт Игорь Шестаков.

Вместе с тем аналитики сходятся в одном: на сегодня именно НПО являются одним из "социальных лифтов", с помощью которых люди могут попасть во власть. Недовольство деятельностью НПО может быть обусловлено соображениями национальной безопасности, но отчасти и попыткой убрать потенциальных конкурентов в борьбе за власть в будущем. А оно уже совсем близко. Впереди выборы в парламент, и именно НПО со всей пристрастностью будут мониторить процесс. А к их оценке, как ни крути, прислушиваются больше, нежели к зазубренным выступлениям прикормленных политтехнологов или отчетам "засланных казачков", выпущенных на избирательные участки от партий, баллотирующихся в парламент.


Дарья ПОДОЛЬСКАЯ

Источник - 24.kg

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение